Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Ретрокомпьютер

50 оттенков жёлтого. Часть 2

03.04.2021 16:09:23 | Автор: admin
Продолжим подкреплять теорию практикой. В первой части статьи я рассказал о своих ранних экспериментах по отбеливанию пластмассы успешных и не очень. Несмотря на большой объём материала, там, по сути, был рассмотрен лишь один вариант с использованием жидкой перекиси водорода и солнечного света. И хотя результаты получились обнадёживающие, у описанного метода есть масса ограничений.




Сегодня мы поговорим о том, как эти ограничения преодолеть.

Глава четвёртая. Мы не можем ждать милостей от природы!


А что, у вас солнца совсем не бывает?
Бывает, но я в тот день болел

Полагаться на такой редкий в наших краях ресурс, как солнце, было бы недальновидно. Следующая партия пожелтевших деталей появилась у меня глубокой осенью, когда солнце стало низким и тусклым, и эффективность отбеливания упала почти до нуля. Да и в любом случае хотелось иметь полный контроль над процессом и не зависеть от внешних условий. А значит, нужно было обзавестись искусственными источниками УФ-излучения.

Поначалу я думал, что для этого необходимы лампы, дающие жёсткий ультрафиолет (типа бактерицидных). Но из роликов 8 bit Guy и других энтузиастов я узнал, что работают и самые простые светодиодные ленты и прожекторы вроде тех, что используют на дискотеках. Мой выбор пал на светодиодный прожектор Anjoet с Aliexpress.


10-ваттный Светильник выпускного вечера обошёлся мне примерно в 1300 рублей

В пару к холодному полупроводниковому источнику света было решено также купить тёплый ламповый (да простят меня за эксплуатацию этого набившего оскомину мема). Им стал Camelion FT8-18W Blacklight Blue G13.


Помимо собственно люминесцентной лампы понадобится также плафон с блоком питания

Для лампы Camelion заявлена длина волны 365 нм, а для прожектора Anjoet и вовсе 395. Это очень близко к диапазону видимого света (от 400 нм), так что у меня были большие сомнения в эффективности ламп.
Внимание! Яркий ультрафиолет, даже из ближнего диапазона, совсем не полезен для глаз. Выключайте лампы, когда находитесь рядом, либо используйте защитные очки.

Первый эксперимент было решено провести с очень старой и очень жёлтой рамкой от корпуса 80-х годов. К сожалению, у меня потерялось фото в состоянии до, но она была ещё желтее, чем крайняя правая заглушка отсюда:



За исключением источника ультрафиолета, всё осталось как и в прошлых опытах: 15-процентная перекись водорода в полиэтиленовом пакете. Самым удобным местом для проведения эксперимента оказалась ванная. Легко закрепить лампу, есть розетка, не страшно пролить перекись, да и синий свет никому не мешает.


Баланс белого на камере сходит с ума

А что до невозможности пользоваться ванной по прямому назначению тут остаётся разве что вспомнить классику с Баша.
xxx: знал я одного чувака
xxx: он в 98 году купил пень на 350мгц
xxx: налил в ванну глицерина
xxx: разобрал холодильник, вынул катушки, сунул в ванну
xxx: охладил глицерин почти до нуля
xxx: положил в него комп
xxx: и разогнал до 1.3ггц
yyy: А где же он мылся тогда?
xxx: после всего что я написал ты ещё думаешь что он мылся?!

После четырёх часов экспонирования оказалось, что если результат и есть, то едва-едва заметный. Для ускорения процесса я решил подогреть перекись примерно до 40C, для чего поместил корытце с пакетом внутрь большого контейнера с тёплой водой (кто читал прошлую статью, помнит о том, к чему может привести подогрев без водяной бани). Заодно я добавил в пакет ещё одну заглушку.



С ней, кстати, произошёл интересный курьёз. На этой заглушке был след, оставшийся от наклейки. Вокруг пластмасса пожелтела, но под наклейкой сохранился родной цвет. Я ещё подумал, что это хороший тестовый образец можно будет выяснить, нужно ли закрывать непожелтевшие участки маской, чтобы они не стали светлее, чем нужно.



Но после того, как я включил прожектор, в ультрафиолетовых лучах проступили таинственные письмена!


Мене, мене, текел, упарсин

Интересно, сколько лет потребовалось на экспонирование этой фотографии? Уже давно нет ни наклейки, ни железа, о котором она сообщала, а корпус по-прежнему уверен, что внутри у него стоит процессор Intel.
После стольких лет?
Всегда.

В общем, я оставил обе детальки в своём антисолярии на ночь. Но когда я утром извлёк их из пакета, то почти никакого эффекта не обнаружилось. Это было фиаско. Если даже люминесцентная лампа, дающая, по идее, более глубокий ультрафиолет, не сработала, то стоит ли чего-то ждать от светодиодного прожектора? Но не зря же я его покупал нужно попробовать.



И, к моему огромному удивлению, уже через пару часов рамка заметно побелела! А ещё через четыре часа её цвет восстановился полностью.


В сравнении с образцовой деталью. Трещина в углу рамки появилась задолго до моих опытов

Не знаю, с чем связана такая разница в эффективности ламп. Субъективно свет от них кажется одинаково ярким. Но факт остаётся фактом, так что я поспешил заказать у китайцев ещё один такой прожектор.

Глава пятая. Купаться запрещено!



Во всех моих опытах неизменным оставался способ контакта деталей с перекисью погружение. Очевидно, что этот способ подходит, во-первых, лишь для сравнительно некрупных деталей, а во-вторых, только для тех, которые легко демонтировать. Но как быть, если требуется отбелить что-то большое и/или неразборное?

Ответ на этот вопрос тоже давно известен нужно использовать гелеобразный состав, который сам держится на поверхности. В теоретической статье, на которую я ссылался ранее, был приведён следующий рецепт:

  • 500 мл перекиси водорода с концентрацией от 10 до 15%;
  • 2 столовых ложки с горкой ксантановой камеди;
  • 1 чайная ложка глицерина;
  • 1/4 чайной ложки усилителя для стирки Oxy.

Первые три компонента предлагается смешивать в блендере, а усилитель для стирки добавлять непосредственно перед использованием. Я не сомневаюсь, что этот рецепт работает, однако можно поступить проще.

Для нужд парикмахеров выпускается осветляющий гель на основе всё той же перекиси водорода, который называют оксигентом. Он идеально подходит для наших целей: концентрация от 3 до 12% и оптимальная густота, которая позволяет его легко наносить, но не даёт ему стекать с поверхности. Я использовал 12-процентный гель от фирмы Estel, но наверняка сгодится и любой другой.


Литровая бутыль стоит около 400 рублей

В применении гелеобразного состава есть своя специфика. Нужно следить за тем, чтобы он был нанесён без пропусков и как можно более равномерным слоем. Если просто оставить его на воздухе, он быстро высохнет, что приведёт к массе проблем, так что вашим лучшим другом на время опытов с отбеливанием должна стать полиэтиленовая плёнка. Укрывая детали плёнкой, нужно следить за тем, чтобы она не выдавила гель, иначе могут появиться пятна и полосы.

Первой на отбеливание оксигентом традиционно отправилась заглушка, и результат не заставил себя долго ждать. Ну а где заглушка, там и весь корпус! Увы, я снова не нашёл фото до отбеливания, но можете поверить мне на слово, что передняя панель была достаточно жёлтой.


Теперь пластиковая панель не отличается по цвету от порошковой краски на стенках

Убедившись, что гель работает, я взялся за более сложный случай старый сканер, который почти 20 лет стоял одним боком к окну. Легко заметить чёткую границу, проходящую вдоль левого края.



Это очень интересный объект для эксперимента, поскольку исходный цвет пластмассы далёк от белого. Те, кто читал предыдущую часть статьи, помнят, что там я спорил с тезисом, будто перекись лишь осветляет пластмассу. Я придерживаюсь мнения, что она в первую очередь именно убирает желтизну, а эффект осветления выражен куда слабее. Так что будет лишняя возможность проверить, кто прав.


Сравнение боковин для наглядности

Я надел хозяйственные перчатки и щедро обмазал край сканера гелем. Малярный скотч выполняет двойную функцию уменьшает воздействие на менее пожелтевшие участки и не даёт гелю затечь в щель между пластмассой и стеклом.



Конечно, идеальной равномерности нанесения добиться сложно, поэтому я рекомендую каждые 10 минут аккуратно разгонять рукой пузырьки под плёнкой и по-другому распределять излишки геля.

Ну а теперь включаем прожекторы (к этому моменту их стало два), и в ванной начинается аквадискотека.


Старый штатив для фотоаппарата прекрасно подошёл на роль держателя

Через шесть часов я стёр гель и увидел под ним искомый серо-синий цвет.


Похоже, что боковины больше не различаются по цвету

У геля есть такая особенность, что после его снятия пластмасса выглядит будто бы немного влажной. Примерно через полчаса этот эффект уходит, и она приобретает тот цвет, который останется надолго. Отбеливание получилось не на 100% равномерным, но чтобы заметить это, нужно сильно приглядываться.


Как я и предполагал, гель убрал желтизну, а не просто осветлил пластик

Ну что ж, метод дважды доказал свою работоспособность. Так не замахнуться ли нам на что-нибудь более масштабное? Мне давно мозолила глаза пожелтевшая панель на стиральной машинке. Она стоит на кухне возле окна, а окно выходит на южную сторону. В итоге за пять лет на панели образовалось заметное пятно.


Кювета явно сделана из другой пластмассы, поскольку пожелтела значительно меньше

Поначалу я нанёс гель только на сильно повреждённый участок основной панели.


Снимки на телефон лучше передают атмосферу

Но это оказалось не лучшим решением, потому что окружающая пластмасса, которую я считал белой, на самом деле тоже была немного желтоватой. В итоге после ночи под прожекторами обработанные участки стали белее необработанных. К счастью, это удалось исправить повторным сеансом, когда панель была покрыта гелем уже целиком (естественно, за исключением металлизированного ободка вокруг кнопки).


Результат в наглядном сравнении

Не скажу, что желтизна ушла полностью, но разница очевидна.

Выводы кратко:


  1. Светодиодные ультрафиолетовые прожекторы хорошо подходят для отбеливания, а вот эффективность люминесцентных ламп под вопросом.
  2. Парикмахерский гель для осветления волос эффективен, но требует аккуратности в использовании.
  3. Гель обязательно нужно накрывать плёнкой. Рекомендуется также периодически его помешивать и разгонять пузырьки.
  4. Лучше покрывать гелем всю деталь целиком, даже если она пожелтела не везде. Белее белого вы пластмассу всё равно не сделаете, а вот если получится ступенька, не факт, что от неё удастся легко избавиться.
  5. Если ступенька всё же появилась, не пытайтесь исправить её, нанося гель только на более жёлтую часть. Скорее всего, в результате у вас будет две ступеньки. Покрывайте всю деталь.

В этой статье я рассказал не обо всех своих опытах, но в противном случае её объём вышел бы совсем запредельным. В дальнейшем я планирую отточить метод и собрать что-то вроде установки для отбеливания, которая давала бы предсказуемый результат для деталей любого размера, которые только можно встретить в компьютерной технике. Так что, вполне возможно, когда-нибудь вы увидите и третью часть этого материала.

Ну а пока спасибо за внимание и успехов! Пусть ретро-железо радует вас первозданным видом и приносит те же эмоции, что и много лет назад.

Подробнее..

50 оттенков жёлтого. Проверяем на практике технологию Retrobright

22.03.2021 22:08:50 | Автор: admin

Пару недель назад на Хабре вышла хорошая статья с объяснением химических процессов, которые происходят при пожелтении и отбеливании ABS-пластика. Автор доступно изложил теорию, ну а я хотел бы дополнить её практикой. Так совпало, что где-то год назад я начал собственные эксперименты по восстановлению цвета. Пост будет в первую очередь интересен любителям ретро-железа, но не только им, поскольку изделия из такой пластмассы есть почти в каждом доме. Материал получился очень большим, так что я разобью его на две части.

Кратко напомню суть явления для тех, кто не читал статью. В состав ABS-пластика входят три основных компонента акрилонитрил, бутадиен и стирол. Под воздействием тепла и ультрафиолетового излучения стирол распадается, образуя соединения жёлтого цвета. Однако в присутствии концентрированной перекиси водорода ультрафиолет, наоборот, способствует разрушению этих соединений, восстанавливая цвет. Тот, кто нам мешает, тот нам поможет!.

Глава первая. Головокружение от успехов

Итак, для отбеливания нужны две вещи УФ-излучение и перекись водорода. Источником ультрафиолета в простейшем случае может выступать солнце. Так что дело за малым добыть перекись. Об аптечном растворе 3% можно даже не думать зря потратите время. Концентрированный вариант продаётся свободно. Его можно найти в магазинах химических реактивов и в компаниях, продающих средства для чистки бассейнов. Там вообще можно взять 10-литровую ёмкость за 1000 рублей. Но для первого эксперимента такой объём показался мне избыточным, так что я купил литровую бутыль в магазине Русхим.

Прежде чем перейти к описанию опытов техника безопасности!

Концентрированная перекись водорода очень сильный окислитель. Нужно работать с ним в перчатках (полиэтиленовых, силиконовых, латексных) и избегать попадания в глаза. Если перекись попадёт на кожу, та побелеет, и начнётся ощутимое покалывание. Сильно пугаться не стоит это не химический ожог в полном смысле слова. Нужно хорошо промыть место контакта водой, и кожа вскоре вернётся к нормальному состоянию.

Первым подопытным стал комбо-привод, который, несмотря на довольно скромный возраст, пожелтел просто до неприличного состояния. Идеальный кандидат: если сработает с ним, сработает с чем угодно.

Рис. 1. Привод выпущен в 2003 году. Видимо, долго стоял на солнцеРис. 1. Привод выпущен в 2003 году. Видимо, долго стоял на солнце

В рецепте из статьи упоминались камедь и глицерин, которые были нужны для загущения смеси. В некоторых случаях такая консистенция необходима, но с маленьким детальками можно поступить проще: поместить их в полиэтиленовый пакет и налить жидкую перекись внутрь.

Рис. 2. Пакеты не дают перекиси испарятьсяРис. 2. Пакеты не дают перекиси испаряться

Поначалу я не знал, какая концентрация подойдёт лучше. На форумах мне встречались разные цифры от 6 до 30%. В общем, накладку лотка я погрузил в прямо в концентрированный 37-процентный раствор, а основную панель в разбавленный примерно до 15%.

Рис. 3. Уже через пару часов заметна разницаРис. 3. Уже через пару часов заметна разница

Попутно выяснилось, что закрытый пакетик с застёжкой не лучшее решение, потому что в процессе реакции активно выделяется кислород, и его приходится регулярно стравливать. Также у меня были опасения, что из-за пузырьков отбеливание может получиться неравномерным. Но, забегая вперёд, скажу, что за всё время опытов с жидкой перекисью я так ни разу и не увидел пятнистого результата.

Отбеливание, как и большинство реакций, ускоряется при повышении температуры. Поэтому, чтобы основная панель, погружённая в менее концентрированный раствор, не отставала от накладки, я добавил небольшой подогрев. В качестве плитки выступила магнитная мешалка с выключенным двигателем.

Рис. 4. Если температура воздуха выше 20 C, подогрев необязателенРис. 4. Если температура воздуха выше 20 C, подогрев необязателен

В конце дня я извлёк детали из пакетов и увидел, что результат превзошёл самые смелые ожидания.

Рис. 5. Разницы между деталями из разных пакетов не заметноРис. 5. Разницы между деталями из разных пакетов не заметно

Желтизны как не бывало! При этом надписи совершенно не пострадали. Фактически лицевую панель дисковода удалось восстановить до первоначального состояния.

Следом я взял заглушку от пятидюймового отсека, и через четыре часа получил тот же результат. Вот она, крайняя слева в ряду загорелых подружек.

Рис. 6. Практически цветовой веерРис. 6. Практически цветовой веер

Причём на этот раз окно было закрыто. Здесь мне могут напомнить известную ещё со школы истину, что стекло не пропускает ультрафиолет. На самом деле смотря какое стекло и смотря какой ультрафиолет. Ближний (UVA, 400315 нм) через оконное стекло проходит, и этого хватает для отбеливания.

Рис. 7. Quartz кварцевое стекло, TPX полиметилпентен, Glass оконное стекло, PS полистирол, PVC поливинилхлорид, PMMA полиметилметакрилат (оргстекло). Источник: http://www.goodfellow.com/larger-quantities/polymers/tpx-characteristics/Рис. 7. Quartz кварцевое стекло, TPX полиметилпентен, Glass оконное стекло, PS полистирол, PVC поливинилхлорид, PMMA полиметилметакрилат (оргстекло). Источник: http://www.goodfellow.com/larger-quantities/polymers/tpx-characteristics/

Окрылённый первыми успехами, я бросился отбеливать все детали, до которых мог дотянуться. И вот тут-то оказалось, что не всё так просто.

Глава вторая. Непоправимые улучшения

Следующими на опыты пошли очередной дисковод и две мышки курильщика.

Рис. 8. Привод CD-ROM с аппаратными кнопками. Когда-то я делал на основе такого проигрывательРис. 8. Привод CD-ROM с аппаратными кнопками. Когда-то я делал на основе такого проигрывательРис. 9. Похоже, мышка Kami изначально была скорее серой, чем белойРис. 9. Похоже, мышка Kami изначально была скорее серой, чем белой

Погода, как назло, испортилась, солнца стало не хватать, поэтому я стал всё больше думать о подогреве. Да ещё и некоторые участники форумов писали, что ультрафиолет прекрасно заменяется нагревом до 70C. Звучало интригующе, так что я залил детали перекисью и поставил греться.

Рис. 10. Если бы я мог, я бы вернулся в этот момент и всё сделал по-другомуРис. 10. Если бы я мог, я бы вернулся в этот момент и всё сделал по-другому

Чтобы эксперимент был совсем чистым, я закрыл контейнер непрозрачной крышкой. И в этом была моя первая ошибка. Я отвлёкся на работу и вернулся к деталям только через час. И увидел вот что:

Рис. 11. Варись, вуншпунш!Рис. 11. Варись, вуншпунш!

Нет, перекись не вскипела, на фото её температура примерно 65C. Но пузырьки кислорода из неё выделялись так активно, что облепили все поверхности. В результате пластиковые детали, которые изначально были полностью погружены, повсплывали. Я вытащил мышку из своего ведьминого котелка и увидел, что её верхняя часть, которую омывала перекись, стала заметно светлее нижней.

Рис. 12. Видна довольно чёткая границаРис. 12. Видна довольно чёткая граница

Но, во всяком случае, нельзя не признать, что отбеливание путём нагрева работает. Однако неравномерность цвета оказалась не единственной проблемой. Наклейка, которую я не подумал снять, ощутимо покоробилась.

Рис. 13. Заметка на будущее: перед отбеливанием отклеивать всё, что можно отклеитьРис. 13. Заметка на будущее: перед отбеливанием отклеивать всё, что можно отклеить

Думаю, с ней произошло примерно то же, что происходит с кожей при попадании на неё концентрированной перекиси. Но и наклейка оказалась не главной пострадавшей. Самой большой моей ошибкой было то, что я организовал нагрев контейнера с деталями без использования водяной бани. Если помните, вместе с деталями мышки в купальню отправилась и накладка дисковода.

Рис. 14. А вот и первая жертваРис. 14. А вот и первая жертва

Видимо, она одним краем касалась дна ёмкости, а пузырьки выделялись так активно, что сформировали вокруг неё воздушный карман. Перекись перестала омывать эту часть, пластмасса перегрелась и поплыла. Ну что ж, во всяком случае, теперь у меня есть уникальный дисковод в стиле Сальвадора Дали.

Глава третья. Работа над ошибками

После серии неудач я понял, что Retrobright не терпит спешки и экономии на вспомогательных приспособлениях. Мышку Kami удалось спасти, погрузив в подогретую перекись другой стороной на точно отмеренную глубину.

Рис. 16. У этого контейнера двойное дно, так что мышка не перегреетсяРис. 16. У этого контейнера двойное дно, так что мышка не перегреется

В итоге в её внешнем виде ничто не напоминало о допущенной ошибке.

Рис. 17. Радует, что яркость надписи совсем не измениласьРис. 17. Радует, что яркость надписи совсем не изменилась

Но это был последний раз, когда я делал отбеливание таким образом. Стало ясно, что необходимо обеспечивать полное погружение деталей в раствор. Обычно для этого используют грузики. Это могут быть камешки или детали из нержавеющей стали (другие доступные металлы не годятся, так как с ними перекись водорода вступает в реакцию). Я купил несколько нержавеющих гаек разного размера, а также вырезал из листовой нержавейки специальное грузило для мышей.

Рис. 18. В этой статье есть таблица с описанием совместимости разных материалов с перекисью:habr.com/ru/post/501310/Рис. 18. В этой статье есть таблица с описанием совместимости разных материалов с перекисью:habr.com/ru/post/501310/

Оно не даёт им всплывать, даже если их полностью облепляют пузырьки.

Рис. 19. Также можно приклеить ко дну контейнера пластиковые проушины и привязывать детали к нимРис. 19. Также можно приклеить ко дну контейнера пластиковые проушины и привязывать детали к ним

Результат отбеливания второй мышки:

Рис. 20. Не скажу, что желтизна ушла на 100%, но на 90 пожалуйРис. 20. Не скажу, что желтизна ушла на 100%, но на 90 пожалуй

Здесь, кстати, можно отчасти не согласиться с одним из утверждений оригинальной статьи. В её выводах сказано:

В противоположность распространенному мнению Retr0bright не исправляет пластик, а просто его отбеливает.

Исправление конечно, слишком многозначное слово. Но присмотритесь к средней кнопке на этой мыши. Изначально она была тёмно-бирюзового цвета, а по прошествии лет стала жёлто-зелёной. Если бы Retrobright просто сделал пластик более белым (как если бы в краску добавили белил), кнопка получилась бы светло-жёлто-зелёной. Но, как по мне, здесь именно что пропала желтизна. Цвет кнопки стал более холодным, но общая её яркость почти не изменилась. Несколько побледнела лишь надпись Genius. Видимо, она выполнена по иной технологии, нежели надписи на DVD-приводе и мышке Kami.

Заключение

В конце этой длинной статьи мне бы хотелось совершить небольшое путешествие во времени. Опыты, о которых вы только что прочитали, я провёл почти год назад. При этом общим местом во всех материалах о Retrobright является то, что восстановление цвета не навсегда. Так ли это? Отвечу свежей фотографией того самого дисковода с первой картинки.

Рис. 21. Ничто не вечно под луной...Рис. 21. Ничто не вечно под луной...

У кадров может быть немного разный баланс белого, но субъективно я бы сказал, что пластик почти наполовину вернулся к старому состоянию. Причём всё это время дисковод лежал в тёмном месте. Разумеется, это несложно исправить, но в целом стоит быть готовым к тому, что отбеливание периодически придётся повторять. Если, конечно, вы хотите регулярно любоваться вещью, а не отбеливаете её для разовой фотосессии.

По поводу того, как продлить эффект, у энтузиастов тоже есть различные предложения. Кто-то советует смазывать свежеотбеленные детали силиконом, кто-то защитными составами для мебели с воском или парафином в составе. Это я тоже хочу проверить. Через год вернусь с результатами!

А вот вторая часть этой статьи выйдет, надеюсь, уже через недельку-другую. Небольшой анонс:

Рис. 22. Полагаться на одно только солнце в наших краях было бы недальновидно!Рис. 22. Полагаться на одно только солнце в наших краях было бы недальновидно!

Выводы кратко:

  1. В самом простом случае достаточно погрузить детали в жидкую перекись. Другие ингредиенты (камедь, глицерин, усилитель для стирки) необязательны.

  2. Оптимальная концентрация перекиси в районе 15%.

  3. Полиэтиленовая плёнка, бытовые пластиковые контейнеры и оконное стекло не препятствуют отбеливанию.

  4. УФ-излучение можно заменить нагревом, но возрастает риск испортить наклейки и надписи. Крайне рекомендуется использовать водяную баню.

  5. Также за счёт нагрева можно сделать детали светлее, чем они были изначально. Это может быть полезно, если вы подбираете неоригинальные запчасти на замену.

Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях. К критике тоже прислушаюсь, тем более что это первая моя публикация на Хабре. Спасибо за внимание!

Подробнее..

Перевод Компьютерная история Xerox Alto персональный компьютер

16.07.2020 20:13:21 | Автор: admin


Сегодня мы публикуем перевод статьи из журнала Byte от 1981. Она посвящена культовому компьютеру Xerox Alto.

Шел 1973 год. Компьютеры были громоздкими, маломощными и неповоротливыми. До изобретения ZX Spectrum оставалось 9 лет. Commodore Amiga 1000 появился в 1985-м. Всего, что составляет широкий пласт ретро-техники, еще толком не существовало. Тем не менее, в компании Xerox уже создали революционный компьютер. Он был технологичнее и меньше многих своих собратьев. Он так и остался прототипом, выпущенным в количестве нескольких тысяч экземпляров. Но все, кто хотя бы раз прикасался к нему и тогда, и сейчас, в один голос говорили: это удивительно интересное устройство.



Обложка журнала Byte, сентябрь 1981 года

О Xerox Alto уже написано немало интересных статей. Тем не менее, сегодняшний материал особенно интересен. Он написан журналистом журнала Byte в 1981 году, фактически, в годы актуальности Alto, и дает нам возможность увидеть его глазами современников.
Материал публикуется с некоторыми малозначительными сокращениями. В конце мы приведем ссылки на эмуляторы Alto и более качественные иллюстрации, нежели те, что были опубликованы в журнале.


В наше время редкий компьютерный энтузиаст или профессионал, глядя на современные машины, не задается вопросом: что же будет дальше?

Alto: персональный компьютер


В 1972 году Xerox Corporation решила выпустить персональный компьютер, предназначенный для научных исследований. В результате был создан Alto, над которым работали Эд Мак Крейт, Чак Такер, Батлер Лэмпсон, Боб Спроулл и Дейв Боггс. Перед ними стояла задача сделать компактное устройство, которое без проблем поместится в обычном офисе. При этом оно должно быть достаточно мощным, чтобы обеспечивать качественную и надежную работу операционной системы и графического дисплея. Целью разработчиков было снабдить каждого пользователя собственной вычислительной машиной, которая закрывала бы все его потребности, а также коммуникационным устройством для быстрого обмена информацией.

В 1978 году Xerox выдала 50 компьютеров Alto университетам Стенфорда и МТИ. Эти машины моментально вписались в рабочие процессы ученых и быстро стали стандартом для всех остальных ПК.

Сомнительно, что кто-то за пределами научного сообщества когда-либо сможет позволить себе покупку Alto. Эти компьютеры предназначены, скорее, не для широкого потребителя, а для внутренних исследований Xerox, поэтому массово продаваться они не будут. Но поговорить о них стоит хотя бы по той причине, что многие ПК завтрашнего дня будут разрабатываться с учетом знаний и опыта, накопленных в процессе создания и работы с Alto.



Фото 1: Два Xerox Alto. Каждый процессор Alto смонтирован в стойке прямо под двумя жесткими дисками на 3 Мб каждый. Обратите внимание, видео-дисплеи компьютера в отличие от стандартных телевизионных экранов вытянуты по вертикали, как бумажный лист.

Оборудование


Alto состоит из четырех основных частей: графический дисплей, клавиатура, графическая мышь и системный блок (box), вмещающий дисковый накопитель и процессор. Каждый Alto заключен в элегантный корпус из рельефного металла кремового цвета, что уже намекает на его цену в $32000. За исключением системного блока, стоящего на полу, компьютер помещается на рабочем столе.

Графический дисплей


Графический дисплей самый поразительный компонент Alto. Он похож на телевизионный экран, повернутый на 90 градусов. Дисплей растровый. Его физические габариты составляют 8 дюймов по горизонтали и 10 дюймов по вертикали. Черно-белый экран позволяет оперировать с 808 пикселями по вертикали и 606 пикселями по горизонтали. Конечное разрешение составляет приблизительно 80 точек на дюйм.

Изображение выводится методом побитового растрового сканирования. Это значит, что каждая точка дисплея соотносится с конкретным битом в памяти.

Что касается отображения текста, на экране помещается до 60 строк по 90 символов (из расчета, что каждый символ имеет размеры 7x9 пикселей, как и в большинстве видеотерминалов). Alto не имеет аппаратного знакогенератора. Набор символов может быть создан пользователем, а затем выведен на экран. Смешанные шрифты также разрешены, поэтому тексты различного размера и формы могут быть показаны на экране одновременно.



Фото 2: Программа для тестирования клавиатуры. Каждая кнопка на клавиатуре Alto имеет свой сигнальный провод, поэтому поддерживается одновременное нажатие сразу нескольких клавиш. На изображении выше нажатые кнопки отмечены черным. Небольшой квадратик над клавиатурой обозначает мышь. Как можно увидеть, одна ее кнопка нажата.

Поскольку пиксели экрана соотносятся только с одним битом памяти, градации цвета и интенсивности компьютер не поддерживает. Однако высокая плотность пикселей и различные комбинации из них позволяют сформировать текстуру, которая создает впечатление оттенка серого. Точно так же печатаются фотографии в газетах.

Клавиатура




Фото 3: Игра Пинбол. Флипперы управляются с помощью двух клавиш Shift. Порт Alto может быть соединен с динамиком для воспроизведения игровых звуков.

Если не углубляться в детали, клавиатура Alto в точности копирует обыкновенную печатную машинку за исключением нескольких специальных клавиш. Она весьма удобна в печати и может быть отсоединена в любой момент. Кроме того, каждая клавиша имеет собственный сигнальный провод, подходящий к интерфейсу клавиатуры. Это позволяет программам пользоваться всеми преимуществами так называемых аккордных команд, когда пользователь держит нажатыми одну или несколько клавиш. К примеру, аккорд Shift+Control+E Alto распознает с той же легкостью, что и A+B+C. Еще один плюс возможность определить длительность нажатия клавиши. К примеру, Пинбол определяет силу удара по тому, как долго пользователь удерживает кнопку. Разумеется, существует и другое программное обеспечение, которое позволяет пользоваться клавиатурой в более консервативной манере.

Графическая мышь




Фото 4: устройство ввода мышь. Оператор использует мышь для контроля расположения курсора на экране. Она определяет изменение своего собственного расположения, а оператор катает её по коврику из мягкого пластика.

Мышь это небольшая коробочка, на верхней грани которой расположены три кнопки. Она соединяется с клавиатурой Alto посредством тонкого и гибкого провода. Кнопки называются красной, желтой и зеленой, несмотря на то, что все они черного цвета. Мышь размещается в правой руке пользователя и катается по мягкому пластиковому коврику, который вращает шарики на её нижней части.

Изменение положения мыши отслеживается по состоянию одного из этих шариков, а затем отсылается компьютеру. Соответственно перемещается курсор на дисплее. Физическое положение мыши на столе не имеет значения, поскольку отслеживается только сам факт ее перемещения. Графический интерфейс мыши гораздо удобнее, нежели bit pad, джойстик или трекбол. Многие программы Alto могут управляться только мышью, без участия клавиатуры.

Системный блок


Процессор и дисковое хранилище Alto располагаются в небольшом шкафчике-стойке высотой до пояса. Каждый Alto снабжается дисковым накопителем объемом 3 Мб. Жесткие диски из-за их формы и габаритов часто сравнивают с коробками для пиццы.

Мозг Alto это 16-битный изготовленный на заказ процессор. Он состоит из множества TTL ICs (интегральные схемы транзисторно-транзисторной логики) среднего и малого размера. Процессор способен выполнять порядка 400 тысяч инструкций в секунду. Каждый Alto имеет адресное пространство объемом 64 тысячи 16-битных слов, включая экранную область. Использование технологии под названием выбор банка позволяет расширить её до 256 тысяч слов. Компьютеры с увеличенной памятью известны под названием wide-bodied Alto, широкоплечий.

Большая часть магии Alto происходит на уровне микрокодов. Alto способен одновременно выполнять до 16 задач, а планирование и операции ввода-вывода осуществляются в микрокодах. Тем не менее, пользователь может управлять только одной задачей. Она обладает самым низким приоритетом и обязана при необходимости отдавать ресурсы другим процессам, к примеру, программам, которые контролируют дисплей, диски, клавиатуру, мышь и Ethernet-соединение. Пользователь имеет прямой доступ к микрокодам и при необходимости может переписать их в соответствии с собственными нуждами.


Реклама Alto, 1979

Программное обеспечение


В Alto для многих задач, которые чаще всего выполняются аппаратно (например, знакогенерация), используются программы. В итоге получается весьма громоздкая, но одновременно гибкая архитектура.

Каждый Alto снабжен ROM (read-only memory), программного содержимого которого достаточно для того, чтобы загрузить Alto из локальной сети. Благодаря этому пользователь всегда имеет возможность безопасно загрузиться по Ethernet, если какая-то системная программа не работает. Любое ПО для Alto можно получить по сети.

Alto Operation System представляет из себя программу, которая обеспечивает базовый набор инструментов для управления компьютером. Она написана на BCPL, языке, который очень походит на C. Большинство программ запускаются напрямую из Alto OS. Поскольку адресное пространство Alto невелико, специальный метод под названием Junta позволяет BCPL-программам избавляться от ненужных разделов Alto OS во время выполнения. Если же эти фрагменты потребуются позже, их можно восстановить, выполнив Counterjunta.



Фото 5: демонстрация программы Executive на Alto.

Одна из BCPL-программ, выполняемых поверх операционной системы, называется Alto Executive. Она общается напрямую с пользователем и позволяет манипулировать файлами и запускать другие программы. Интересной особенностью Executive является возможность дополнения имени файла.

Если ввести только начало имени файла и escape-код, Executive может дописать его самостоятельно. Программисты могут называть файлы описательным образом (например, Gatewaylnformation.press), но не вводить длинное имя каждый раз при обращении к ним. Исполняющая программа распознает файл, как только получит достаточно символов для его однозначной идентификации. Введя вопросительный знак вместо escape-кода, вы получите от Executive все имена файлов, с которыми совпадает введенный текст.

У Alto очень гибкая и надежная файловая система. В отличие от многих файловых систем (например, у CP/M от Digital Research или TRSDOS от Radio Shack), которые ограничивают имена до 6-8 символов плюс расширение из 3-х символов, файловая система Alto допускает имена файлов длиной до 31 знака. Когда вы вводите имя файла, оно сохраняется в том же виде, в котором было напечатано, даже с учетом прописных и строчных букв. Поскольку имена файлов могут быть очень длинными, это позволяет программисту использовать прописные и строчные буквы для улучшения читабельности. Согласитесь, LongFileName.BigExtension намного приятнее глазу, чем LONGFILENAME.BIGEXTENSION. Когда пользователь запрашивает файл у компьютера, регистр игнорируется. Допустимо любое из двух имен в предыдущих примерах, а также longfilename.bigextension.

Файлы в Alto делятся по страницам. Каждая из них содержит небольшой заголовок, который описывает страницу, определяет, к какому файлу она принадлежит, а также указывает на места на диске, которые содержат следующую и предыдущую страницы того же файла. Это делает файловую систему практически неразрушимой. А программа под названием Scavenger может автоматически восстанавливать поврежденную файловую систему.



Фото 5b: NetExecutive (похожа на Executive, но позволяет получать данные по Ethernet)

Конечно же, Alto не существует в вакууме. Для работы с сетью Ethernet требуется программное обеспечение. Часть этого программного обеспечения появляется в форме NetExecutive (см. Фото 5b) и FTP (file-transfer program, программа для передачи файлов). NetExec это программа, очень похожая на Alto Executive, но софт она загружает по сети, а не с жесткого диска. Пользователю не нужно хранить редко используемые или большие программы локально. Их можно загружать через сеть (со скоростью около 800 000 бит в секунду) только при необходимости. FTP выполняет примерно ту же задачу, но куда более гибко.



Фото 5c: Mesa-программа, редактируемая в Bravo. Обратите внимание на то, что в листинге используются различные шрифты.

Несмотря на то, что большая часть ПО для Alto написана на BCPL, недавно появился новый инструмент для разработки: Mesa. Это подобный Паскалю язык программирования. С BCPL из-за ряда различий в микрокодах он не совместим. Вполне вероятно, Mesa станет основным языком программирования для преемников Alto.

BCPL и Mesa системные языки Alto, на них написаны основные утилиты и множество прикладных программ. Тем не менее, на Alto доступны и другие. Существенная часть научно-исследовательского ПО написана на SmallTalk. Это очень мощный и простой в изучении язык программирования. Кроме того, компьютер поддерживает LISP, популярный в сообществе исследователей искусственного интеллекта.

Использование экрана




Фотография 5d: представление директории в Neptune directory editor. Отмеченные имена файлов выбраны для проведения дальнейших операций (печать или удаление). Курсор выглядит как крестик в окружности.

Alto обладает превосходными графическими возможностями. Экран может быть поделен на окна. Многие программы для Alto управляются только посредством мыши и этих окон. К примеру, Neptune служит для работы с содержимым локального диска. Можно удалить файл, кликнув по нему мышью, а затем нажав экранную кнопку Delete. Как только курсор перемещается в новое окно, он может изменить форму: в одном окне он выглядит как стрелочка, а в другом уже как кисть.



Фотография 5e: Bravo может использовать различные шрифты (для Alto есть сотни шрифтов, от готических до эльфийских рун. Центральный абзац на дисплее отображается на греческом).

Поскольку Alto широко используется для исследований в области автоматизации делопроизводства, ему необходим хороший текстовый редактор. Bravo это текстовый редактор и форматер. В традиции экранно-ориентированных редакторов текущее состояние пользовательского файла всегда отображается на экране. Bravo управляется командами клавиатуры и с помощью мыши. Пользователь может открывать в окнах сразу несколько файлов. Текст добавляется и удаляется с помощью курсора мыши и клавиатурных команд. Bravo поддерживает множество различных шрифтов и позволяет пользователю легко переключаться между ними. Кроме того, Bravo запоминает изменения, внесенные в документ, и позволяет пользователю отменить их.

Помимо функций редактирования текста, пользователю могут понадобиться иллюстрации. Для этого есть специальная программа, Draw.

Draw это интерактивная программа для рисования. В ней есть множество разных инструментов для создания и редактирования изображений, собранных из линий, кривых и текста. Draw делит экран на несколько окон (см. Фото 6 ниже). В левой части экрана расположено меню команд и различные кисти. Сверху находится область уведомлений и ввода текстовых команд. Середина экрана рабочая зона. Кривые можно нарисовать либо вручную, либо отметив несколько точек и позволив Draw математически достроить линии. Как только фигура готова, можно поработать с ней кистями. Это похоже на работу художников и каллиграфов: у пользователя остается простор для самовыражения. С помощью мыши и клавиатуры можно продублировать объект, повернуть его, растянуть или сжать.



Фото 6а. Использование программы Draw: точки размещаются курсором, а кривые и линии дорисовываются программой.



Фото 6b. Использование программы Draw. Линии могут быть нарисованы различными кистями (курсор изменился на маленькую кисть).



Фото 6с: Использование программы Draw, пунктирные линии создаются с помощью курсора-ножниц.



Фото 6d. Использование программы Draw: можно математически манипулировать изображением. Новую фигуру можно создать путем переворачивания, наклона или растяжения копии оригинала.

Сеть


Каждому Alto назначается Ethernet-адрес, который однозначно идентифицирует его в сети. Стандартный адрес, например, 50#100, большинству людей ни о чем не говорит. Поэтому каждому Alto присваивается собственное, запоминающееся имя. Например, компьютеры Alto в Стэнфорде названы в честь рек и гор штата Калифорния. Alto в CMU названы в честь драгоценных камней, а Alto в самой Xerox в честь выдающихся людей. В результате получаются такие интересные имена, как Cypress, Turquoise или Machiavelli. Их гораздо легче запомнить, чем условный 50#100.

Сети Alto не состоят только из персональных компьютеров. К Ethernet-сети могут быть подключены и другие виды устройств, например, серверы.

Серверы это компьютеры Alto без пользователя, имеющие свою узкую задачу. Например, сервер может быть подключен к принтеру, и печать файла будет состоять из отправки соответствующих сообщений на сервер печати. Другим распространенным типом серверов является файловый сервер. Эти машины поддерживают очень большие диски и являются репозиториями для программ и файлов, которые слишком велики или слишком редко используются, чтобы их хранить на обычных машинах. Стэнфордский файловый сервер называется Lassen.

К сети можно подключить коаксиальным кабелем совершенно чистый Alto с пустыми с завода накопителями, и он обзаведется полным набором ПО в считанные минуты. Alto также может быть отключен, перемещен на другой порт и снова подключен. Это не повлияет ни на производительность сети, ни на сам компьютер.


Фото 7: многопользовательская программа Trek. Эта игра полностью управляется мышью. В нижней части экрана радар ближнего действия; выше более мощный радар, окна навигации и управления оружием.

Существует несколько программ, использующих возможности Ethernet. Самые интересные из них игры. Trek многопользовательская космическая игра, управляемая преимущественно мышью (см. Фото 7).

Mazewar еще одна многопользовательская игра, лабиринт (см. Фото 8). Уникальная особенность этих игр заключается в том, что несколько пользователей могут присоединяться к игре или выходить из нее по своему усмотрению, не влияя на других игроков. Поскольку все Alto могут одновременно прослушивать один и тот же пакет (блок информации в Ethernet), игровая программа работает не на одной координирующей машине, а сразу на всех машинах-участниках независимо.


Фото 8: Многопользовательская игра Mazewar. Любой Alto в сети может присоединиться к игре или выйти в любое время.

Взгляд в будущее


Alto можно пользоваться и автономно, но наиболее эффективная конфигурация это группа Alto, соединенных по Ethernet. Поскольку Ethernet является локальной сетью, было разработано специальное устройство, шлюз, который позволяет локальным сетям взаимодействовать с другими сетями Ethernet или пакетными сетями других типов. Сейчас многие компании заняты разработкой сетевых схем, которые позволили бы передавать пакеты по линиям кабельного телевидения. Эти кабели в настоящее время установлены во многих домах и учреждениях, поэтому легко представить себе город будущего с информационной сетью, аналогичной электрической сети. В сочетании с системой электронной почты (сегодня на Alto используется прототип Laurel) возможности ошеломляют.

Alto существует уже несколько лет. Однако исследования не стоят на месте, и старые технологии понемногу покрываются пылью. Новые продукты будут основываться на бесценном опыте, полученном при создании и эксплуатации Alto.

В ближайшее время стоит ожидать резкого повышения качества персональных компьютеров и появления новых способов соединять их между собой.
Но без сомнения: Alto один из первых персональных компьютеров, который удовлетворяет потребностям и программистов, и секретарей, и бизнесменов.



Послесловие


Всего было произведено несколько тысяч компьютеров Alto. Они использовались как внутри самой Xerox, так и в нескольких крупных университетах. До масс-маркета компьютер так и не добрался. Сейчас трудно переоценить степень новаторства Xerox: сетевые возможности, необычные программные решения, форм-фактор, похожий на современный. Может показаться, что в 1973 году кто-то открыл секрет машины времени и украл компьютер будущего.

Xerox Alto оставил немалый след в мировой компьютерной истории. Его интерфейсу подражали лидеры рынка. Его технологии и находки применялись во множестве более новых компьютерных устройств (в 1979 году Стив Джобс попал на экскурсию в Xerox PARC, после чего незамедлительно решил воплотить увиденное в Apple II).

Прикоснуться к Alto прямо сейчас можно на этом сайте, с помощью браузерного эмулятора. Приведем несколько собственных скриншотов из игр и программ Alto. Предупреждаем, эмулятор весьма неспешен.

Также существует стационарный эмулятор Alto, ContrAlto, написанный на C#. Его исходный код можно найти на GitHub.

В завершение статьи поделимся несколькими скриншотами.


Аналог Морского боя


Игра Turkey. Картинка перемешивается при нажатии любой клавиши на клавиатуре. Управляется мышью.


Менеджер директорий Neptune


Интерфейс программы Draw


Увы, ни один из наших дизайнеров с Alto Draw не справился. Но было очень интересно!


Демонстрационное видео Alto 1974 года на японском
Подробнее..

Делаем из Power Mac G4 универсальный и дешевый ретро-компьютер

02.11.2020 02:12:36 | Автор: admin
Ретрогейминг на ПК. С чем в первую очередь это ассоциируется? Конечно же с этими огромными кинескопными мониторами и неизменно стоящими рядом системниками на которых в подавляющем большинстве стояла какая-нибудь Windows 98. Но существовал особый пласт компьютеров от фирмы Apple, которые в странах бывшего СНГ видели единицы, а уж про игры на них вообще не стоит и заикаться. Так что, давайте разбираться, возможен ли ретрогейминг на старом компьютере от Apple.
Сразу хочу предупредить, что это своего рода эксперимент, а не руководство к эксплуатации. Да, библиотека игр на Mac поскуднее будет, но она немальнькая. И в Mac Os есть свои приколы и баги, но не будем об этом.

Изучая на российских торговых площадках различные варианты сборки ретрокомпьютера до 2000-го года, я совершенно случайно наткнулся на Power Mac G4. Изучив более подробно предложения, я пришел к выводу, что это даже местами дешевле, чем собрать старый компьютер конца 90х.
Сранение цен Старых 'маков' и 'пеков'

Тут позвольте пояснить. Собрать сейчас ретро ПК который бы нормально держал как игры под MS-DOS так и под Windows это еще та головоломка. Особенно это касается рынка видеокарт времен, когда раздельно существовало 2D и 3D. Добавим туда веселуху со звуковыми карточками (все эти танцы с AdLib и прочим). Ну и к этому огромный ворох материнских плат от разных производителей различного качества, на которых это все должно было как-то работать. А работало это все при помощи пресловутых драйверов, что вообще отдельная тема для разговора. Спасибо открытой архитектуре IBM. Короче, чтобы собрать действительно достойный ретро комп сейчас, нужно местами хорошо раскошелится и заморочиться.
У Apple же такой проблемы небыло: закрытая архитектура и строгие стандарты не допускали такого хаоса с железом и софтом. От чего даже устаревшие программные продукты отлично работали на более современном маке.

После этого я и задался тем самым вопросом: а что если?


Уже на местной барахолке в Беларуси я попытал удачу и сразу же поймал ее за хвост, я нашел единственное объявление о продаже Power Mac G4 модель Graphite в весьма хорошем состоянии.


Почему именно G4, а не G3 и G5? На G3 я хоть и смогу погонять в Doom, но вот с Quake 3 Arena буду испытывать очень большие проблемы, да и G3 впринципе трудно найти. А на G5 тот же Doom просто не запуститься, потому что на нем не будет работать Mac Os 9, которая просто жизненно необходима для старых игр.

Вот и получается, что G4 та самая золотая середина. К тому же, Apple решили немного стандартизироваться и добавили туда PCI и USB разъемы, позволяя пользоваться некоторым популярным железом.

Хоть мне выбирать и не приходилось, но конфигурация, для меня оказалась приемлемой, т.к. входила в мои временные рамки ретрокомпа выпущенного не позже 2000 года.

Учитывая, что мак еще шел в комплекте с фирменной клавиатурой и мышью, я не долго думая созвонился с продавцом и купил его за смешную сумму. На заметочку: когда-то в далеком 1999м году этот Power Mac стоил не меньше $1599.

Важно отметить что G4 это целая линейка, а модель Graphite самая первая, выпущенная в 1999 году. После него в 2001 вышел Quicksilver, куда помощнее. И завершающим в линейке стал Mirrored Drive Doors, выпущенный в 2002 году, и который был, ну совсем крутой, процессор которого перевалил за гигагерц.

И так знакомьтесь Power Mac G4 модель Graphite с AGP-видео. Хоть корпус и кажется таким воздушным и пластмассовым, но весит он аж целых 13 килограмм, и это очень солидно.
Ладно, давайте посмотрим, что там внутри:

  1. Под этим большим радиатором располагается процессор PowerPC 400Мгц
  2. Оперативку прошлый владелец расширил аж до полутора гигабайтов
  3. В AGP слоте стоит карточка ATI Rage 128 Pro на 16 Mb, чего для наших нужд вполне должно хватить. Вообще, теоретически, сюда можно поставить любую видеокарточку с соответствующим слотом, если ее биос прошить для эпловского компа
  4. Ultra SCSI карточка
  5. PCI слоты, что позволет воткунть туда любое совместимое железо, а значит вы можете вставить туда и звуковую карточку и даже, в теории, 3dFx VooDoo
  6. Это слот для подключения вайфай модуля, даже антенка для него есть
  7. Обычный IDE-жесткий диск на 12Gb
  8. DVD-RW
  9. Тут ZIP-привод на 100 Mb, с которым я еще никогда не сталкивался, но уже давно на всякий случай имел к нему дискеты и вот, похоже этот случай настал
  10. Кстати, слоты для питания на материнке тут точно такие как и для обычным компов, но не вздумайте их сюда подключать, здесь совершенно другая распиновка и вы спалите свой мак


Ах ну да, тут еще всякие слоты по два Firewire 400, два USB 1.1, разъемы для сети, модема, ну и аудио.

Что же будем делать дальше?


Комп мне достался с OS X 10.4 Server и эта система ну совсем не игровая. 10.4.11 Tiger, к слову, последняя версия, которая была совместима с процессорами PowerPC, после чего Apple перешла на Intel.
Для ретроигр OS X не самый лучший выбор и для лучшей совместимости с программами созданными для макосей 7 и 8 она не пригодна, но это возможно только с Mac Os 9. Конечно, можно эмулировать Mac Os 9 в OS X, но это не самый лучший способ, т.к. ресурсоемок и нестабилен.


Значит будем ставить Mac Os 9 самой последней редакции, а именно 9.2.2, она самая стабильная. Если у вас нет под рукой загрузочного диска, то лучше всего установить 9-ку через загрузочную флэшку. Поверьте, это самый простой способ, особенно если у вас нет пишущего CD/DVD-RW и возможности хоть как-то форматнуть IDE-жесткий диск. Для этого нам понадобится всего лишь две флэшки.

Процесс установки не сложный как может показаться:
  1. Первое, что нужно сделать, это скачать образ Mac-OS-9-2-2-Boot-Kit
  2. Потом скачиваете образ Mac Os 9.2.2 для вашей модели Power Mac. Тут момент такой, что существуют версии установщиков для конкретных компов, в моем случае это G4, но если вы не совсем уверены что у вас, то качайте образ с универсальным установщиком
  3. Далее скачиваем HDD Raw Copy Tool для Windows и устанавливаем ее на своем компе. Больше ничего скачивать не нужно
  4. Теперь с помощью HDD Raw Copy Tool заливаем образ Mac-OS-9-2-2-Boot-Kit на вашу флэшку. У меня все нормально прокатило с noname флэшкой из алиэкспресса на 32 гигабайта. Теперь вставляем флэшку в Мак
    Проблема нехватки USB-портов
    Немного зайдя вперед, скажу, что вопрос с нехваткой USB-портов решается простым USB-хабом, но порт для загрузочной флешки оставьте только для нее одной. С родной Apple-клавиатурой этой проблемы не будет, т.к. там уже есть дополнительный порт.
  5. Включаем Mac и сразу жмем одновременно 4 кнопки Option+Сommand+F+O, ну или в случае со стандартной клавой ALT+WIN+F+O
  6. Держим до тех пор, покуда не увидим такой вот экран с загрузочным меню
  7. Теперь нужно ввести вот эту команду boot usb0/disk@1:,\\:tbxi, ну в зависимости от того в какой порт вы вставили флешку, исправьте usb0 на usb1. Если не получится и это, то пробуйте boot ud:,\\:tbxi
  8. И пока мы грузимся с флэшки, берем вторую и форматируем ее в fat32, после чего заливаем туда образ установщика макоси 9.2.2.
  9. Когда все загрузилось, перекидываем мышкой образ с флэшки на рабочий стол
  10. Далее для этого образа лезем в General Information

    и ставим галочку на Locked

  11. И запускаем Virtual CD/DVD-ROM Utility, чтобы замаунтить образ того самого установщика, в виртуальный привод
  12. Сразу же откроется его содержимое. Где мы лезем в папку Utilities и запускаем Drive Setup. Скорее всего ваш неформатированный винчестер не будет виден и его надо инициализировать, т.е. отформатировать, после чего он станет доступен

    Альтернатива IDE жесткому диску
    А вообще, я бы рекомендовал вместо медленного и столь шумного жесткого диска, поставить IDE-адаптеры для SD или CF карточек. И доступ к данным будет очень быстрый и без лишнего шума.

  13. Закрываем все ненужное и лезем на наш чистый винчестер, где создаем папку, куда будем будем копировать установщик Mac Os 9.2.2.
  14. После чего копируем туда содержимое виртуального диска
  15. Когда все закончится, то лезем в папку и запускаем установщик
  16. Выбираем отформатированный винт
  17. Потом, если нужно делать чистую установку, жмем Options и ставим галочку у Perform Clean Installation

    После чего жмем на всех последующих диалоговых окнах Continue, со всем соглашаемся и жмем старт
  18. Когда возникнет данное диалоговое окно, жмем Quit
  19. И можно отправлять машину либо в Restart, либо в Shutdown
  20. Заново включаем комп и радуемся тому, как загружается наша свеженькая Mac Os 9.2.2
  21. После загрузки нам откроется Setup Assistant, где просто делаем настройки под себя, установливая время, имя компьютера и прочее
  22. Вот и весь процесс установки

Дополнительно
Я бы порекомендовал установить(скопировать с установочной флэшки) Virtual CD/DVD-ROM Utility, чтобы маунтить образы дисков для игр, которые их требуют для запуска.
Можно еще установить Classila для просмотра интернета, но она последний раз обновлялась в 2003 году, от чего не ждите адекватной работы, но новее браузера для Mac Os 9 вы не найдете.
Бонусом еще поставьте дравера для вашей видеокарточки.

А теперь приступим к долгожданному тесту игр и разбору нюансов!




Чтобы играть в игры сделанные примерно до 95-96го годов, вам чаще всего придется выставлять разрешение экрана в минимальное, то есть где-то в 640x480. Это связано с тем, что при бОльшем разрешении, игра не станет масштабироваться под экран, и будет отображена как есть, вот в таком окошке, что согласитесь будет не очень удобно

Т.к. вряд ли я тут буду работать с Photoshop и прочими серьезными программами, это разрешение оставлю на постоянной основе и скорее всего менять не буду.

Я обожаю серию игр Heroes of Might&Magic, поэтому первая игра которую я запущу Герои 2, запускается без проблем, играется очень комфортно, и я бы даже не подумал что это на маке, скроллинг, перемещение по карте и бои идут великолепно.


Ну и что за тест ретроигр на компе, если не затестить Doom? Классика жанра и одна из самых важных игр для тестирования, т.к. если не пойдет Doom, то зачем такой комп нужен.


Так же не было никаких проблем с Duke Nukem 3D, Abuse и Syndicate.




Ну, а с играми старше 96-97 годов, ну или которые требуют большего разрешения, все будет просто, они сами увеличат его для нужных размеров и я оставил все те же 640x480. Т.е. оставил все как есть.

С Heroes Of Might&Magic 3 никаких проблем не наблюдалось. Плавный скроллинг, никаких подвисаний и нормальная скорость работы. Насколько помню из своего детства, у моего дружбана на компе с процем в 300 Mhz Герои 3 подтормаживали. К сожалению не помню уже остальных характеристик его машины, но на моем маке все работает бодро.


Age of Empires 2 тоже запустилась шикарно. Причем так настолько шикарно, что я забыл, что делаю краткий обзор и конкретно так заигрался.


С Quake 3 опять все тот же бодрый геймлей далеко не на самых низких настройках. Да, фпс местами падает до 20, но если еще немного понизить качество текстур или еще какие настройки, то вполне можно будет получить и все минимальные 30. Я в своем детстве даже такого качества не мог получить и играл как и все мои знакомые на минималках.


Ну и прикола ради, я решил еще и протестировать игру аж 2002 года, и это Undying. Да, настройки я поставил не самые низкие, можно было и еще уменьшить. Но блин, игра 2002 года спокойно играется на компе из 1999 это огонь! И это во времена когда отставание в железе в один год уже было критичным.


Ну и конечно же эмуляторы для старых консолей, хотя я предпочитаю оригинальное железо. Если честно, я особо не заморачивался в поиске эмуляторов для Mac Os и взял первые два попопавшихся под руки.
Для NES и Sega Genesis/MD все работало как часы, только не разобрался где делать изображение на полный экран для NES-эмулятора, но наверное где-то можно.


ВВОД


Сделать из старого Power Mac G4 универсальный ретро компьютер задача осуществимая и весьма реальная. Да, у меня одна из самых первых моделей, но ее мощностей хватает для подавляющего большинства старых игр. И, для вас еще становится открыт мир эксклюзивных игр для макинтоша. Кстати, игры и другие программы для олдового мака можно качнуть с этих замечательных порталов:
www.macintoshrepository.org
macintoshgarden.org

Производительность и тестирование игр, а так же авторский стиль, который менее официальный, не всегда легко передать через текст. Так что, если вас заинтересовала эта статья, вы можете ознакомиться с видео на именно эту тему с моего канала на ютубе:
www.youtube.com/watch?v=D_xXeDHCkdM
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru