Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Реставрация

50 оттенков жёлтого. Часть 2

03.04.2021 16:09:23 | Автор: admin
Продолжим подкреплять теорию практикой. В первой части статьи я рассказал о своих ранних экспериментах по отбеливанию пластмассы успешных и не очень. Несмотря на большой объём материала, там, по сути, был рассмотрен лишь один вариант с использованием жидкой перекиси водорода и солнечного света. И хотя результаты получились обнадёживающие, у описанного метода есть масса ограничений.




Сегодня мы поговорим о том, как эти ограничения преодолеть.

Глава четвёртая. Мы не можем ждать милостей от природы!


А что, у вас солнца совсем не бывает?
Бывает, но я в тот день болел

Полагаться на такой редкий в наших краях ресурс, как солнце, было бы недальновидно. Следующая партия пожелтевших деталей появилась у меня глубокой осенью, когда солнце стало низким и тусклым, и эффективность отбеливания упала почти до нуля. Да и в любом случае хотелось иметь полный контроль над процессом и не зависеть от внешних условий. А значит, нужно было обзавестись искусственными источниками УФ-излучения.

Поначалу я думал, что для этого необходимы лампы, дающие жёсткий ультрафиолет (типа бактерицидных). Но из роликов 8 bit Guy и других энтузиастов я узнал, что работают и самые простые светодиодные ленты и прожекторы вроде тех, что используют на дискотеках. Мой выбор пал на светодиодный прожектор Anjoet с Aliexpress.


10-ваттный Светильник выпускного вечера обошёлся мне примерно в 1300 рублей

В пару к холодному полупроводниковому источнику света было решено также купить тёплый ламповый (да простят меня за эксплуатацию этого набившего оскомину мема). Им стал Camelion FT8-18W Blacklight Blue G13.


Помимо собственно люминесцентной лампы понадобится также плафон с блоком питания

Для лампы Camelion заявлена длина волны 365 нм, а для прожектора Anjoet и вовсе 395. Это очень близко к диапазону видимого света (от 400 нм), так что у меня были большие сомнения в эффективности ламп.
Внимание! Яркий ультрафиолет, даже из ближнего диапазона, совсем не полезен для глаз. Выключайте лампы, когда находитесь рядом, либо используйте защитные очки.

Первый эксперимент было решено провести с очень старой и очень жёлтой рамкой от корпуса 80-х годов. К сожалению, у меня потерялось фото в состоянии до, но она была ещё желтее, чем крайняя правая заглушка отсюда:



За исключением источника ультрафиолета, всё осталось как и в прошлых опытах: 15-процентная перекись водорода в полиэтиленовом пакете. Самым удобным местом для проведения эксперимента оказалась ванная. Легко закрепить лампу, есть розетка, не страшно пролить перекись, да и синий свет никому не мешает.


Баланс белого на камере сходит с ума

А что до невозможности пользоваться ванной по прямому назначению тут остаётся разве что вспомнить классику с Баша.
xxx: знал я одного чувака
xxx: он в 98 году купил пень на 350мгц
xxx: налил в ванну глицерина
xxx: разобрал холодильник, вынул катушки, сунул в ванну
xxx: охладил глицерин почти до нуля
xxx: положил в него комп
xxx: и разогнал до 1.3ггц
yyy: А где же он мылся тогда?
xxx: после всего что я написал ты ещё думаешь что он мылся?!

После четырёх часов экспонирования оказалось, что если результат и есть, то едва-едва заметный. Для ускорения процесса я решил подогреть перекись примерно до 40C, для чего поместил корытце с пакетом внутрь большого контейнера с тёплой водой (кто читал прошлую статью, помнит о том, к чему может привести подогрев без водяной бани). Заодно я добавил в пакет ещё одну заглушку.



С ней, кстати, произошёл интересный курьёз. На этой заглушке был след, оставшийся от наклейки. Вокруг пластмасса пожелтела, но под наклейкой сохранился родной цвет. Я ещё подумал, что это хороший тестовый образец можно будет выяснить, нужно ли закрывать непожелтевшие участки маской, чтобы они не стали светлее, чем нужно.



Но после того, как я включил прожектор, в ультрафиолетовых лучах проступили таинственные письмена!


Мене, мене, текел, упарсин

Интересно, сколько лет потребовалось на экспонирование этой фотографии? Уже давно нет ни наклейки, ни железа, о котором она сообщала, а корпус по-прежнему уверен, что внутри у него стоит процессор Intel.
После стольких лет?
Всегда.

В общем, я оставил обе детальки в своём антисолярии на ночь. Но когда я утром извлёк их из пакета, то почти никакого эффекта не обнаружилось. Это было фиаско. Если даже люминесцентная лампа, дающая, по идее, более глубокий ультрафиолет, не сработала, то стоит ли чего-то ждать от светодиодного прожектора? Но не зря же я его покупал нужно попробовать.



И, к моему огромному удивлению, уже через пару часов рамка заметно побелела! А ещё через четыре часа её цвет восстановился полностью.


В сравнении с образцовой деталью. Трещина в углу рамки появилась задолго до моих опытов

Не знаю, с чем связана такая разница в эффективности ламп. Субъективно свет от них кажется одинаково ярким. Но факт остаётся фактом, так что я поспешил заказать у китайцев ещё один такой прожектор.

Глава пятая. Купаться запрещено!



Во всех моих опытах неизменным оставался способ контакта деталей с перекисью погружение. Очевидно, что этот способ подходит, во-первых, лишь для сравнительно некрупных деталей, а во-вторых, только для тех, которые легко демонтировать. Но как быть, если требуется отбелить что-то большое и/или неразборное?

Ответ на этот вопрос тоже давно известен нужно использовать гелеобразный состав, который сам держится на поверхности. В теоретической статье, на которую я ссылался ранее, был приведён следующий рецепт:

  • 500 мл перекиси водорода с концентрацией от 10 до 15%;
  • 2 столовых ложки с горкой ксантановой камеди;
  • 1 чайная ложка глицерина;
  • 1/4 чайной ложки усилителя для стирки Oxy.

Первые три компонента предлагается смешивать в блендере, а усилитель для стирки добавлять непосредственно перед использованием. Я не сомневаюсь, что этот рецепт работает, однако можно поступить проще.

Для нужд парикмахеров выпускается осветляющий гель на основе всё той же перекиси водорода, который называют оксигентом. Он идеально подходит для наших целей: концентрация от 3 до 12% и оптимальная густота, которая позволяет его легко наносить, но не даёт ему стекать с поверхности. Я использовал 12-процентный гель от фирмы Estel, но наверняка сгодится и любой другой.


Литровая бутыль стоит около 400 рублей

В применении гелеобразного состава есть своя специфика. Нужно следить за тем, чтобы он был нанесён без пропусков и как можно более равномерным слоем. Если просто оставить его на воздухе, он быстро высохнет, что приведёт к массе проблем, так что вашим лучшим другом на время опытов с отбеливанием должна стать полиэтиленовая плёнка. Укрывая детали плёнкой, нужно следить за тем, чтобы она не выдавила гель, иначе могут появиться пятна и полосы.

Первой на отбеливание оксигентом традиционно отправилась заглушка, и результат не заставил себя долго ждать. Ну а где заглушка, там и весь корпус! Увы, я снова не нашёл фото до отбеливания, но можете поверить мне на слово, что передняя панель была достаточно жёлтой.


Теперь пластиковая панель не отличается по цвету от порошковой краски на стенках

Убедившись, что гель работает, я взялся за более сложный случай старый сканер, который почти 20 лет стоял одним боком к окну. Легко заметить чёткую границу, проходящую вдоль левого края.



Это очень интересный объект для эксперимента, поскольку исходный цвет пластмассы далёк от белого. Те, кто читал предыдущую часть статьи, помнят, что там я спорил с тезисом, будто перекись лишь осветляет пластмассу. Я придерживаюсь мнения, что она в первую очередь именно убирает желтизну, а эффект осветления выражен куда слабее. Так что будет лишняя возможность проверить, кто прав.


Сравнение боковин для наглядности

Я надел хозяйственные перчатки и щедро обмазал край сканера гелем. Малярный скотч выполняет двойную функцию уменьшает воздействие на менее пожелтевшие участки и не даёт гелю затечь в щель между пластмассой и стеклом.



Конечно, идеальной равномерности нанесения добиться сложно, поэтому я рекомендую каждые 10 минут аккуратно разгонять рукой пузырьки под плёнкой и по-другому распределять излишки геля.

Ну а теперь включаем прожекторы (к этому моменту их стало два), и в ванной начинается аквадискотека.


Старый штатив для фотоаппарата прекрасно подошёл на роль держателя

Через шесть часов я стёр гель и увидел под ним искомый серо-синий цвет.


Похоже, что боковины больше не различаются по цвету

У геля есть такая особенность, что после его снятия пластмасса выглядит будто бы немного влажной. Примерно через полчаса этот эффект уходит, и она приобретает тот цвет, который останется надолго. Отбеливание получилось не на 100% равномерным, но чтобы заметить это, нужно сильно приглядываться.


Как я и предполагал, гель убрал желтизну, а не просто осветлил пластик

Ну что ж, метод дважды доказал свою работоспособность. Так не замахнуться ли нам на что-нибудь более масштабное? Мне давно мозолила глаза пожелтевшая панель на стиральной машинке. Она стоит на кухне возле окна, а окно выходит на южную сторону. В итоге за пять лет на панели образовалось заметное пятно.


Кювета явно сделана из другой пластмассы, поскольку пожелтела значительно меньше

Поначалу я нанёс гель только на сильно повреждённый участок основной панели.


Снимки на телефон лучше передают атмосферу

Но это оказалось не лучшим решением, потому что окружающая пластмасса, которую я считал белой, на самом деле тоже была немного желтоватой. В итоге после ночи под прожекторами обработанные участки стали белее необработанных. К счастью, это удалось исправить повторным сеансом, когда панель была покрыта гелем уже целиком (естественно, за исключением металлизированного ободка вокруг кнопки).


Результат в наглядном сравнении

Не скажу, что желтизна ушла полностью, но разница очевидна.

Выводы кратко:


  1. Светодиодные ультрафиолетовые прожекторы хорошо подходят для отбеливания, а вот эффективность люминесцентных ламп под вопросом.
  2. Парикмахерский гель для осветления волос эффективен, но требует аккуратности в использовании.
  3. Гель обязательно нужно накрывать плёнкой. Рекомендуется также периодически его помешивать и разгонять пузырьки.
  4. Лучше покрывать гелем всю деталь целиком, даже если она пожелтела не везде. Белее белого вы пластмассу всё равно не сделаете, а вот если получится ступенька, не факт, что от неё удастся легко избавиться.
  5. Если ступенька всё же появилась, не пытайтесь исправить её, нанося гель только на более жёлтую часть. Скорее всего, в результате у вас будет две ступеньки. Покрывайте всю деталь.

В этой статье я рассказал не обо всех своих опытах, но в противном случае её объём вышел бы совсем запредельным. В дальнейшем я планирую отточить метод и собрать что-то вроде установки для отбеливания, которая давала бы предсказуемый результат для деталей любого размера, которые только можно встретить в компьютерной технике. Так что, вполне возможно, когда-нибудь вы увидите и третью часть этого материала.

Ну а пока спасибо за внимание и успехов! Пусть ретро-железо радует вас первозданным видом и приносит те же эмоции, что и много лет назад.

Подробнее..

О дивный новый Мир! Восстановление советской радиолы

27.04.2021 12:23:09 | Автор: admin
Не мне вам рассказывать, насколько увлекательно возиться с компьютерами. Но иногда всё-таки тянет к более простой технике, где даже самую мелкую деталь можно подержать в руках, а если она вдруг сломается заменить на аналогичную или починить. Поэтому ещё с юности я начал собирать разнообразную аппаратуру ушедшей эпохи от пишущих машинок и арифмометров до измерительных приборов и проигрывателей пластинок. Примерно тогда же выработался принцип: я не покупаю старые вещи целенаправленно, а жду, пока они попадутся мне сами. Сегодня будет рассказ об одной из самых удивительных моих находок. Точнее, первая часть рассказа, потому что материал получился очень большим.



Часто, настоящие сокровища поджидают нас в самых неприглядных местах. Возле мусорного контейнера на даче, среди продавленных диванов и ржавых бочек, мне попался на глаза какой-то пыльный деревянный короб. Перевернув его, я понял, что это огромный старый радиоприёмник. На потускневшей металлической табличке было написано слово Мир. На тот момент я ещё не знал, что за вещь попала ко мне в руки, но сразу понял, что оставлять её там нельзя. Под тихие вздохи родных, я затащил увесистую находку домой и бросился выяснять, что же за раритет мне достался.



Раритет оказался радиолой первого класса Мир М-154Р выпуска 1956 года. Это статусная вещь, которую можно было встретить в домах больших начальников и выдающихся граждан. А сегодня Мир ценится любителями старого радио за безупречное качество приёма, приятное звучание и величественный внешний вид.


Л. И. Брежнев и руководитель КНДР Ким Ир Сен. Апрель 1956 г. РГАНИ

Увы, предыдущим владельцам радиолы до этого не было никакого дела. Они оторвали Миру верхнюю крышку, раздербанили проигрыватель пластинок, вытащили все лампы, сломали одну из шкал и указатель настройки, а корпус испачкали и поцарапали.



Но все эти утраты не выглядели невосполнимыми. В общем, я загорелся идеей восстановить радиолу. Опыта в таких делах у меня почти не было, поэтому пришлось много часов изучать форумы коллекционеров, задавать вопросы тамошним корифеям, а порой и действовать методом проб и ошибок.



Я начал с декоративной накладки, которую покрывал толстый слой жира и грязи.



После часового вымачивания в растворе уксусной кислоты мне удалось вернуть накладке её исходный серебристый цвет. Латунную основу я отполировал пастой ГОИ.



До и после:



Затем с помощью всё той же кислоты я привёл в порядок ручки. Они сделаны из карболита прочной термореактивной пластмассы. Их можно мыть только в кислом растворе, но не в щелочном, иначе они потускнеют. То есть обычное мыло использовать нельзя.



После снятия ручек (не обошлось без WD-40), я наконец смог полностью разобрать радиолу и вытащить шасси из корпуса.



Вообще надо сказать, что простота ремонта явно не входила в ТЗ на разработку аппарата. Например, чтобы снять латунные накладки с передней панели, в совокупности нужно открутить около 40 винтов и шурупов.



Латунь, похоже, изначально была покрыта каким-то лаком, но он пришёл в полную негодность. Я ограничился только полировкой. Забегая вперёд, могу сказать, что за шесть лет, прошедшие с момента работ, поверхность металла не испачкалась и не потускнела.

Отложив на время декоративные элементы, я сосредоточился на корпусе. В некоторых местах он рассохся, так что на помощь пришли столярный клей и струбцины.



Кое-где от времени пострадал шпон.



В таких местах я шприцом загонял внутрь клей, разглаживал шпон тёплым утюгом, а потом оставлял клеиться под грузом.

Пока клей схватывался, я приводил в порядок шасси радиолы. Недостающие лампы удалось найти достаточно быстро. Но вот косметическое состояние оставляло желать лучшего. Оказалось, что под слоем пыли много где появилась ржавчина, а родная краска-серебрянка пожелтела и пошла пятнами.



Здесь мне посоветовали воспользоваться раствором щавелевой кислоты (продаётся в составе моющих средств, например, Cillit Bang), и это оказался один из лучших советов за всё время.


В центре исходное состояние, по бокам обработанные участки

Ржавчина и пятна ушли почти без следа, лишь в самых сложных местах мне пришлось дополнительно подкрасить шасси серебрянкой. Хозяйке на заметку: чтобы после чистки щавелевой кислотой не оставалось разводов, нужно дополнительно протирать поверхность спиртовым раствором.

Воодушевлённый успехами в очистке внутренних поверхностей, я решил заняться внешними.


Широкими мазками кто-то окна красил...

Коричневая гадость, которая ровной полоской проходит вдоль границы утраченной крышки, это многолетние наслоения кухонного жира. Сколько я извёл ветоши и спирта на то, чтобы его снять, даже и прикинуть не берусь. Плюс я боялся переусердствовать и смыть лак вместе с грязью, потому что в спирте растворяются оба.



Уже скоро стало ясно, что в приличном состоянии родной лак сохранился лишь в верхней части корпуса тот самый жир сработал как защита. В остальных местах лак потускнел, растрескался и покрылся пятнами, так что восстанавливать там было нечего нужно было лакировать корпус заново.



Повторюсь, что раньше я ничего подобного не делал, а испортить ценную вещь не хотелось. Так что первым делом я отправился читать форумы. Оказалось, что радиолы Мир были одними из последних, которые ещё покрывали шеллаком натуральным материалом, который производят лаковые червецы. Сфера применения шеллака куда шире, чем могли бы подумать гламурные девочки, которые ходят на ноготочки. Его спиртовыми растворами пропитывают обмотки трансформаторов, в пиротехнике он используется как горючее, до изобретения винила из него делали грампластинки, а ещё он съедобен и даже имеет свой пищевой код Е-904. Но меня он, естественно, интересовал не с гастрономической точки зрения, а как необычайно красивый лак для дерева, придающий ему особый блеск и лёгкий золотистый оттенок.

Прежде чем наносить новый лак, нужно было полностью удалить старый и заделать дефекты.



Края корпуса были обведены чёрными полосками, причём довольно коряво. Чтобы нарисовать их ровно, я использовал маску из обычного скотча. Он подошёл для этих целей намного лучше специального малярного, под который краска затекала.



Слева на передней панели отсутствовал участок шпона. Я очень долго искал ему замену, купил десяток образцов, но так и не нашёл полностью подходящего. Тогда я взял кусочки, максимально близкие по оттенку и текстуре, и стал подбирать разные составы для тонирования.



Одна из морилок дала нужный цвет. На фотографии кусочек просто приложен по месту. После приклеивания и рисования чёрной полоски и он стал выделяться гораздо меньше.

Итак, всё было готово к началу самого ответственного этапа реставрации.

Технологий нанесения шеллака известно множество. Классической считается использование почти сухих тампонов, оставляющих за собой лишь туманный след. Слоёв при таком способе требуется несколько сотен! Восточная разновидность этой технологии предполагает ещё и поджигание спирта, содержащегося в лаке. Некоторые реставраторы утверждают, что шеллак можно наносить только как полироль, со специальным маслом. При этом мне, честно говоря, слабо верится в то, что при массовом производстве в СССР корпуса приёмников несколько недель покрывали лаком в 300600 слоёв.

Я так и не смог выяснить, по какой технологии 60 лет назад был лакирован корпус моего Мира, и не понял, кто из современных реставраторов прав, а кто нет. Поэтому я решил найти свой способ, который сочетал бы в себе, с одной стороны, практичность, а с другой достойное качество. И после нескольких экспериментов я убедился, что хороший результат даёт нанесение шеллака плоской синтетической кистью в 810 слоёв с промежуточной сушкой и шлифовкой каждого.



Наносить лак следует длинными движениями строго вдоль волокон, от края и до края. Кисть перед нанесением нужно тщательно отжимать, следя при этом за тем, чтобы волокна не распушались. Полосы нужно проводить быстро и с небольшим перекрытием тогда каждая следующая, не успев застыть, будет смешиваться с предыдущей, и в итоге получится ровная поверхность без ступенек.

Вот весь нехитрый инструментарий, что я использовал:



Боковые элементы до и после лакировки:



Фаску внизу передней панели, а также заднюю часть корпуса я подкрасил тушью (как было в оригинале). Сверху её, разумеется, тоже нужно защитить лаком.


Кляксы не моих рук дело, их оставили ещё на заводе

Глядя на фотографии, можно подумать, что всё это было сделано быстро. На самом деле лакировка растянулась на два с лишним месяца. Правда, большая часть времени уходила на сушку слоёв. В промежутках между работами по корпусу я разбирался с начинкой радиолы и искал недостающие детали. Но об этом во второй части статьи. Небольшой анонс к ней:



Интересно, а много ли на Хабре любителей ретро-радио?

Подробнее..

О дивный новый Мир! Восстановление советской радиолы. Часть 2

04.05.2021 12:13:46 | Автор: admin
Продолжаю свой рассказ о реставрации ламповой радиолы 1956 года. В предыдущей части я показал, как чистил её от многолетних наслоений грязи и восстанавливал покрытие из натурального шеллака.



Но внешний лоск не единственное, чего радиола лишилась за 60 лет своей истории. У неё также отсутствовало несколько важных частей: верхняя крышка, почти все узлы проигрывателя пластинок, задняя стенка, указатель настройки и колодка переключателя напряжений. Ну и радиолампы, конечно, но с ними было проще всего. Ещё когда я учился в МИФИ, в вузе шёл масштабный ремонт, и из лабораторий буквально коробками выкидывали старые радиодетали зачастую неиспользованные, в упаковке. Одних ламп удалось набрать столько, что хватило бы на комплектацию десятка таких Миров.



Шасси радиолы, очищенное от ржавчины и немного подкрашенное, стало смотреться куда веселее.



Наверное, самое большое моё везение в том, что варвары не добрались до подвала, где размещены основные радиокомпоненты. Кстати, оказалось, что часть соединений выполнена не пайкой, а сваркой. Видимо, так экономичнее и надёжнее, хотя и менее удобно с точки зрения ремонтопригодности.



Я нашёл в запасах подходящую колодку переключателя напряжений (110/127/220 В), проверил силовой трансформатор на предмет короткого замыкания всё было в порядке. И вот, наконец, волнительный момент первого включения. Громко щёлкает центральная ручка, тихо перезваниваются лампы Через несколько секунд в динамиках появился слабый гул. Я подключил ко входу для внешнего звукоснимателя плеер, и радиола заиграла приятным, чистым звуком. Динамики оказались в хорошем состоянии, не хрипели и не бубнили. В итоге в схеме я не стал менять ничего даже электролитические конденсаторы. Отпаяв один из них, я выяснил, что он потерял не более 10% от паспортной ёмкости.



Мало-помалу начали собираться и недостающие детали. Здесь мне сыграла на руку природная запасливость русского человека. Чего только не хранится у людей по гаражам и дачам! Так у меня со временем оказались абсолютно аутентичные задняя стенка, шкала и указатель настройки.



С проигрывателем пластинок получилось интереснее. Отдельно удалось раздобыть родной стол с неродным тонармом, а также стол с блином и мотором от Эльфы УП-1 (именно так, в женском роде). Это ранний электропроигрыватель пластинок, в котором ещё применялись одноразовые патефонные иглы. Он выпускался примерно в одно время с Миром, и многие детали у них были взаимозаменяемые.



Эльфы собирали в красивых карболитовых чемоданчиках, у которых порой была куда более долгая жизнь, чем у самого проигрывателя. Я видел, как один из дедов на Царицынском радиорынке хранил в них свои сокровища. Так что если кто-то из вас решит превратить чемоданчик обратно в проигрыватель, у меня есть для него как минимум стол, обращайтесь.



Детали от Эльфы всё же имели отличия в креплении. Чтобы перенести их на проигрыватель Мира, нужно было изготовить несколько шайб и проставок, а также просверлить пару отверстий в незаметных местах.



В качестве материала для проставок я выбрал лист мелкопористого пластика. Он имеет нужную толщину (3 мм) и легко обрабатывается ручным инструментом. Металлическую шайбу я вырезал из корпуса сломанного блока питания.



Как всегда, на помощь пришёл верный дремель.



При резке металла нужно использовать не только защитные очки, но и респиратор (если вы, конечно, не хотите потом полдня чихать чёрными соплями). В итоге получилось так:



Все пластмассовые проставки я покрасил в чёрный, чтобы они походили на резину и не бросались в глаза.

Ну и, конечно, я не мог удержаться и не проверить получившуюся конструкцию в деле. Тонарм от более поздней радиолы, с неродной головкой-лодочкой, но и с ней незавершённый проигрыватель благополучно заиграл.



Невероятных глубин звука от такой техники ждать не стоит, и уж тем более не стоит пытаться слушать на ней относительно современный винил. Но соответствующие эпохе патефонные пластинки на 78 оборотов звучат вполне бодро.

Дольше всех оставалась нетронутой самая красивая часть радиолы блок прозрачных шкал с подсветкой.



Я очистил его от пыли, немного подновил золотую краску и поставил новый указатель настройки.



Наконец всё было готово к сборке. К ней, прямо скажу, нужно приступать в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим. Я уже писал, что Мир М-154Р далеко не самый дружелюбный к сборщику аппарат. Например, все детали, показанные на следующем фото, нужно совместить на весу и вставить одновременно, и только после этого их можно будет закрепить.



У меня получилось только раза с пятого. Даже не знаю, что бы со мной было, если бы выяснилось, что я перепутал какие-нибудь шкалы. Но всё обошлось, и дальше процесс сборки пошёл веселее.



Кстати, на снимке со шкалами можно заметить, что конец одной из них будто бы в чём-то испачкан. Оказывается, раньше торцы шкал были окрашены в зелёный цвет. Свет от лампочек накаливания благодаря этому приобретал зеленоватый оттенок.

Я хотел было купить зелёный цапонлак, но затем понял, что цвет сохранившегося участка что-то мне до боли напоминает Медицинскую зелёнку, вот что! Совпадение цветов оказалось полным, и я даже задумался, а не зелёнкой ли они были покрыты изначально?



Закрепив шкалы, можно прикрутить панель с динамиками и пропустить через неё тросик указателя настройки. Затем нужно вставить в корпус шасси, но не до конца, а примерно наполовину так, чтобы хватило длины соединительных проводов и осталось место для манёвра. Необходимо будет подключить восьмиконтактную вилку, ведущую к лампочкам подсветки, и прикрутить к щиту с динамиками выходной трансформатор.



Кстати, в конструкции есть костыль: стандартной восьмиконтактной колодки оказалось недостаточно, поэтому один проводок, идущий к лампочкам, припаивается совершенно в другом месте и тянется через половину радиолы, словно возвратный гортанный нерв у жирафа.

Далее нужно соединить два тросика тот, что непосредственно приводит в движение указатель настройки, и тот, что соединён с ручкой настройки и переменным конденсатором. Я облегчил себе эту задачу, поскольку ещё при разборке радиолы оставил на них пометки маркером.



Остаётся последний штрих, своего рода вишенка на торте. Образ высококлассного лампового приёмника немыслим без волшебного глаза визуального индикатора настройки. Многие, у кого в детстве было дома старое радио, помнят это завораживающее зелёное свечение. Мне повезло найти новый яркий индикатор 6Е5С. Я нарастил отрезанные провода, а в качестве панельки взял колодку переключателя напряжений от старого телевизора. В ней как раз было шесть контактов столько же, сколько ножек у лампы.



Шасси обрело законченный вид.



Даже немного жалко закрывать его стенкой, но так положено.



Я фотографировал этапы сборки примерно в одном ракурсе, так что из них получилось собрать гифку:



Но достаточно рассматривать радиолу сзади пора показать товар лицом!

Здесь я умолкаю и предоставляю слово авторам справочника по советской радиоаппаратуре.

Радиола первого класса Мир (М-154Р) является модернизированной версией радиоприёмника Мир (М-152) и отличается от него улучшенным внешним видом, более высокими электроакустическими данными и наличием электропроигрывающего устройства.



Внешний вид М-154Р по сравнению с предшественником практически не изменился, за исключением переноса лампы индикатора настройки с центра на левую часть передней панели, замены радиоткани, а также небольших декоративных украшений корпуса.



На передней панели радиолы расположены три сдвоенных ручки управления переключатели тембра высоких и низких звуковых частот, регулятор громкости с выключателем, переключатель рода работы, переключатель диапазонов и ручка настройки.



При точной настройке на радиостанцию тёмный сектор на оптическом указателе сужается, при расстройке расширяется.



Регулировка тембра звуковых частот производится переключателями тембра. При благоприятных условиях приёма наиболее естественное звучание музыкальных передач получается при следующих положениях переключателей тембра:

низких звуковых частот 2-е или 3-е;
высоких звуковых частот 4-е или 5-е.




Прозрачные шкалы на передней панели при работе радиолы подсвечиваются, причём наиболее ярко светится шкала, соответствующая выбранному в настоящий момент диапазону.



Количество ламп уменьшено до 11, в усилителе низкой частоты лампы 6П3С заменены на 6П6С, убран не оправдавший себя режим бесшумной настройки, вместо которого введён более полезный режим местного приёма. Для обеспечения высококачественного звучания в радиоприёмнике применена система из двух громкоговорителей с постоянными магнитами типа 4ГД-3/4 ВЭФ. Они одинаковы по АЧХ, но отличаются резонансными частотами.



Потребляемая мощность в режиме приёма 100 Вт, в режиме проигрывания пластинок 120 Вт. Габариты радиолы 710 510 355 мм, масса 42 кг.

Да уж, миниатюрностью и портативностью ламповая техника не отличалась, но и любим мы её не за это.

В комментариях к прошлому посту многие просили меня записать видео работы. Специально ехать на дачу, где теперь живёт радиола, для этого не пришлось: такой ролик я уже сделал в прошлом году. Прошу извинить за качество видео оно снято на фотоаппарат, который по меркам цифровых камер примерно так же стар, как Мир по меркам радиоприёмников. Тем не менее, в ролике можно увидеть, как переключается подсветка шкал и как работает волшебный глаз, а также убедиться, что и сегодня AM-вещание не умерло.


В хорошую погоду приёмник ловит десятки радиостанций по всему миру. Конечно, помехи от импульсной техники сильно засоряют эфир, но всё-таки за городом с этим получше, чем в столице.

Можно ли сказать, что в реставрации Мира поставлена точка? Нет; скорее это точка с запятой. Радиоле по-прежнему не хватает некоторых деталей, в первую очередь крышки проигрывателя пластинок и оригинального тонарма. Но и в нынешнем виде восстановленный Мир радует меня и моих гостей своим дизайном и звучанием.

Я не раз обращал внимание, что мои ровесники крутят ручку настройки с таким же удивлением и едва ли не благоговением, что и пожилые колхозники на исторической фотографии. Только если тогда Мир был диковинкой по причине своей новизны, то сейчас наоборот, старины. Такая вот парадоксальная связь времён.


Колхозники слушают радио, Челябинская обл., 19571959. Источник

Возможно, со временем на Хабре появятся и другие статьи вроде этой, потому что я потихоньку привожу в порядок ещё несколько старинных радиоприёмников.

Подробнее..

Керамические вкладки это пломбы v2.0 (но дороже)

06.04.2021 14:13:41 | Автор: admin
image
Полимеризация пломбы с помощью компактного источника света (длина волны 400500 нм).

Пломбы из различных материалов хороши всем, когда применяются по показаниям. А показания пломб ограничены объёмом дефекта не более чем в 40 % от твёрдой ткани зуба. На практике это означает примерно средний кариес: обычно повреждение зуба амфоровидное, то есть в виде полости с узким горлышком. Снаружи пациенту очень сложно оценить истинный объём потерянной ткани. Есть стереотип, что можно просто положить сверху пломбу, и это нормально. Стоматологи не особо спешат развеивать эти мысли и уже по своим причинам нередко расширяют показания для пломб. Например, из-за консерватизма или потому, что лучше уж закрыть эту полость чем-то, чем не трогать вовсе или выполнять более сложные операции, на которые пациент может и не пойти из-за их стоимости.

Коротко: большие пломбы были времянкой до появления более надёжных способов закрыть полость в зубе. Ставить их нельзя, но их всё ещё ставят.

Что не так с большой пломбой с расширением показаний? Очень просто: её материал (чаще всего полимер) усаживается при затвердевании на 26 % по объёму. Это означает, что она неплотно прилегает к тканям зуба. При передаче нагрузки на зуб в правильной ситуации она распределяется по оси равномерно как на пломбу, так и на оставшуюся твёрдую ткань, а затем на корень зуба. В случае крупной пломбы нагрузка падает на твёрдые ткани (а их осталось менее 60 % по расширению показаний). На практике это означает сломанный зуб через пятьвосемь лет после пломбирования. Повезёт, если он сломан выше уровня десны: восстановим коронкой. Не повезёт, если ниже: потребуются удаление, скорее всего, аугментация кости, и уже затем дорогая имплантация.

Решение керамические вкладки. Это почти как пломбы, только совсем другое. Основное отличие они вводятся не в виде послойного полимера, а в виде цельного префабрикованного на ЧПУ-фрезере (или другом устройстве) изделия. Они требуют наличия лаборатории и станка по их изготовлению, фотограмметрии ротовой полости, 3D-снимка и ПО для точного проектирования под пациента. Получается в десятки раз лучше, но дороже.

В чём принципиальные отличия керамических вкладок от пломб?


Пломба создаётся послойной заливкой материала и обработкой его лампой. Это означает, что амфоровидные полости с узким горлышком можно заполнять без расширения горлышка. В случае малых пломб технология достаточно хороша, чтобы в ней что-то менять, кроме поколений материалов. В случае крупных пломб усадка материала создаёт полость (длинную щель) между пломбой и тканями зуба. Пломба почти не начинает болтаться в амфоровидной полости, но эта щель это достаточно большая возможность для того, чтобы бактерии попадали в это пространство и вызывали рецидив кариеса. Рецидив кариеса под большой пломбой это наиболее частое осложнение и наиболее частая проблема больших пломб. При этом пломба не может выйти из полости, потому что горлышко узкое. Ещё при этом страдает распределение нагрузки на зуб, поэтому дальше можно ожидать и скола сломанного зуба из-за отсутствия достаточной конструктивной прочности оставшихся тканей.

image

Вот пример разгерметизировавшейся большой пломбы и её замены на вкладку:

image
До.

image
На этапе лечения.

image
После.

Вкладка вытачивается под конкретную полость и вводится в неё с точностью до 1/10 миллиметра. Она фиксируется принципиально тем же материалом, из которого сделана пломба, но этот слой очень тонкий и выступает в роли клея. Его усадка почти не влияет на прочность соединения. Прочность соединения практически сопоставима с химическими связями (но на практике это микромеханические соединения). Извлечь вкладку можно, только выпилив её, тогда как пломба через пять-шесть лет часто снимается пинцетом. Срок службы пломбы всего до восьми лет, с расширением показаний и щелью в два-три раза меньше. Срок службы вкладки до 25 лет, и продлить его очень легко. Я в практике подклеивал вкладки, посаженные на ранние полимеры как раз примерно такой давности. Современные материалы должны давать пожизненную службу, но проверить пока не получалось.

Вкладка часто эстетичнее, поскольку позволяет гораздо точнее спроектировать и форму зуба, и обеспечить минимальные отличия во внешнем виде материала.

Вкладка фиксируется таким же образом, как пломба: мономерный материал под воздействием света на волне около 400500 нм полимеризуется. Керамическая вкладка частично прозрачна, как и естественный зуб, но вставляется целым изделием, что требует другой мощности лампы для полимеризации нижних слоёв крепящего материала. Это ещё одна причина, почему в обычной клинике их редко используют: нужна лампа не за 200350 долларов, а за 1 0002 000. С другой стороны, если вкладка достаточно толстая, то можно использовать цементы двойного отверждения и обойтись без излучателя.

Ещё примеры


Пример 1:

Здесь трещина зуба из-за большой пломбы.


Пример 2: пломба с обычными показаниями

Дано:

image

image

Правильные пломбы:

image

image

Вкладки это лучше пломб?


Как и любой вид лечения, это не хорошо и не плохо в общем случае, но всегда есть выбор по показаниям. В России исторически сложилось, что композитные пломбировочные материалы используются очень широко, и есть врачи с великолепными мануальными навыками, способные сделать из них что угодно. Формально можно даже построить дом из композита, подсвечивая лампой. Это позволяет расширять показания. Это более чем оправданно в региональных клиниках, когда пациент стеснён в средствах либо просто нет доступа к нужной технике. В клиниках с доступом к внутриротовым сканерам и собственной или независимой лаборатории по изготовлению из керамики расширение показаний с медицинской точки зрения недопустимо. С экономической, скажем так, пограничные случаи.

image
Наш ЧПУ-фрезер.

Почему нужна точность проектировки вкладки?


На малых вмешательствах ручной точности работы с пломбой и докоррекцией достаточно. На крупных реконструкциях часто нужно восстанавливать бугры на зубах, которые обеспечивают правильный контакт. Мы выстраиваем окклюзионный компас, чтобы смоделировать ротовую полость так, чтобы были ограничены движения, то есть обеспечить правильную механику смыкания зубов. Сделать во рту то же самое с помощью пломбировочного материала в принципе невозможно. Да, можно добиться эстетики на пломбах, но правильной механики на больших вмешательствах с несколькими зубами почти никогда.

Когда пломба требуется не сверху, а на боковой поверхности зуба, нужно восстанавливать контактный пункт (чтобы нитка проходила со щелчком): это нужно для того, чтобы еда не проходила вниз и не травмировала зубодесневой сосочек. Восстановить контактный пункт с правильной анатомией очень сложно. Кроме самого контактного пункта, есть аппроксимальный валик с триангулярной ямкой. Он скатывает пищевой комок не между зубами, а в сторону жевательной поверхности зуба:

image

image

На пломбе зачастую непросто сделать это вручную. А ещё одна сложность когда у нас дефект сбоку, и критически важно, чтобы реставрация или пломба была вровень с уровнем зуба: если шире, то туда будет попадать еда, будет кариес внизу. Если уже будет ступенька, которая создаст уже механические сложности.

Вкладки это лучше коронок?


Когда нельзя поставить пломбу (при малом сохранении твёрдых тканей) без доступа к вкладкам, рекомендуемый протокол установка коронки. Но это часто требует дополнительного спиливания тканей. Часто вкладка позволяет сохранить больше тканей, то есть подходит под протоколы бережной реставрации.

Как выглядит проектирование вкладки?


Вот так:

image

image



Что ещё нужно знать про вкладки?


Сами по себе керамические изделия найдут на раскопках вашего жилища в неизменном виде. Скорее всего, оставшиеся от вас зубы деградируют, а вот вкладки останутся в прежнем виде. Но материал, создающий микромеханические связи с твёрдыми тканями зуба, как раз деградирует и накапливает механическую усталость. Сейчас ведутся исследования в направлении улучшения его качеств. Из важного уже давно широко используется композит на основе стеклоиномерных цементов. Они очень дружелюбны к дентину и выделяют фтор, а это клеточный яд для бактерий. Целиком из таких цементов пломбу делать нельзя: получится механически нестойко и низкой эстетики. Мы используем этот материал в случае, если есть глубокие полости или если мы опасаемся за возможное воспаление пульпы. Мы ставим слой этого материала под вкладку: получается в целом конструкция, хорошая по отношению к тканям зуба и достаточно устойчивая, способная выдержать нагрузки. Сам по себе стеклоиномерный цемент без вкладки не может выдерживать нагрузки.

Вкладки защищают от скрытых дефектов зуба. Если зуб с пломбой трескается, то часто это означает почти такой же характер повреждения, как при повреждении триплексного стекла: видны место слома и много микротрещин. Многие из них сложно отследить, но в целом материал деградирует. Если такие трещины доходят до корня, то становятся там воротами для инфекции и вызывают гнойный воспалительный процесс. Это означает куда более сложные последствия, включая стремительную потерю костной ткани: формируется дефект в костной ткани, и потом не во что поставить имплант. Нам придётся удалить зуб, сделать аугментацию ксеногенной костью или смешанным с аутогенным материалом.

От сканирования до готовой реставрации пациент ждёт минимум 40 минут это проектирование и фрезерование. В сложных случаях это два часа, медианный случай по практике клиники с учётом подготовки полости около 90 минут. Вкладка за один зуб.
Подробнее..

50 оттенков жёлтого. Проверяем на практике технологию Retrobright

22.03.2021 22:08:50 | Автор: admin

Пару недель назад на Хабре вышла хорошая статья с объяснением химических процессов, которые происходят при пожелтении и отбеливании ABS-пластика. Автор доступно изложил теорию, ну а я хотел бы дополнить её практикой. Так совпало, что где-то год назад я начал собственные эксперименты по восстановлению цвета. Пост будет в первую очередь интересен любителям ретро-железа, но не только им, поскольку изделия из такой пластмассы есть почти в каждом доме. Материал получился очень большим, так что я разобью его на две части.

Кратко напомню суть явления для тех, кто не читал статью. В состав ABS-пластика входят три основных компонента акрилонитрил, бутадиен и стирол. Под воздействием тепла и ультрафиолетового излучения стирол распадается, образуя соединения жёлтого цвета. Однако в присутствии концентрированной перекиси водорода ультрафиолет, наоборот, способствует разрушению этих соединений, восстанавливая цвет. Тот, кто нам мешает, тот нам поможет!.

Глава первая. Головокружение от успехов

Итак, для отбеливания нужны две вещи УФ-излучение и перекись водорода. Источником ультрафиолета в простейшем случае может выступать солнце. Так что дело за малым добыть перекись. Об аптечном растворе 3% можно даже не думать зря потратите время. Концентрированный вариант продаётся свободно. Его можно найти в магазинах химических реактивов и в компаниях, продающих средства для чистки бассейнов. Там вообще можно взять 10-литровую ёмкость за 1000 рублей. Но для первого эксперимента такой объём показался мне избыточным, так что я купил литровую бутыль в магазине Русхим.

Прежде чем перейти к описанию опытов техника безопасности!

Концентрированная перекись водорода очень сильный окислитель. Нужно работать с ним в перчатках (полиэтиленовых, силиконовых, латексных) и избегать попадания в глаза. Если перекись попадёт на кожу, та побелеет, и начнётся ощутимое покалывание. Сильно пугаться не стоит это не химический ожог в полном смысле слова. Нужно хорошо промыть место контакта водой, и кожа вскоре вернётся к нормальному состоянию.

Первым подопытным стал комбо-привод, который, несмотря на довольно скромный возраст, пожелтел просто до неприличного состояния. Идеальный кандидат: если сработает с ним, сработает с чем угодно.

Рис. 1. Привод выпущен в 2003 году. Видимо, долго стоял на солнцеРис. 1. Привод выпущен в 2003 году. Видимо, долго стоял на солнце

В рецепте из статьи упоминались камедь и глицерин, которые были нужны для загущения смеси. В некоторых случаях такая консистенция необходима, но с маленьким детальками можно поступить проще: поместить их в полиэтиленовый пакет и налить жидкую перекись внутрь.

Рис. 2. Пакеты не дают перекиси испарятьсяРис. 2. Пакеты не дают перекиси испаряться

Поначалу я не знал, какая концентрация подойдёт лучше. На форумах мне встречались разные цифры от 6 до 30%. В общем, накладку лотка я погрузил в прямо в концентрированный 37-процентный раствор, а основную панель в разбавленный примерно до 15%.

Рис. 3. Уже через пару часов заметна разницаРис. 3. Уже через пару часов заметна разница

Попутно выяснилось, что закрытый пакетик с застёжкой не лучшее решение, потому что в процессе реакции активно выделяется кислород, и его приходится регулярно стравливать. Также у меня были опасения, что из-за пузырьков отбеливание может получиться неравномерным. Но, забегая вперёд, скажу, что за всё время опытов с жидкой перекисью я так ни разу и не увидел пятнистого результата.

Отбеливание, как и большинство реакций, ускоряется при повышении температуры. Поэтому, чтобы основная панель, погружённая в менее концентрированный раствор, не отставала от накладки, я добавил небольшой подогрев. В качестве плитки выступила магнитная мешалка с выключенным двигателем.

Рис. 4. Если температура воздуха выше 20 C, подогрев необязателенРис. 4. Если температура воздуха выше 20 C, подогрев необязателен

В конце дня я извлёк детали из пакетов и увидел, что результат превзошёл самые смелые ожидания.

Рис. 5. Разницы между деталями из разных пакетов не заметноРис. 5. Разницы между деталями из разных пакетов не заметно

Желтизны как не бывало! При этом надписи совершенно не пострадали. Фактически лицевую панель дисковода удалось восстановить до первоначального состояния.

Следом я взял заглушку от пятидюймового отсека, и через четыре часа получил тот же результат. Вот она, крайняя слева в ряду загорелых подружек.

Рис. 6. Практически цветовой веерРис. 6. Практически цветовой веер

Причём на этот раз окно было закрыто. Здесь мне могут напомнить известную ещё со школы истину, что стекло не пропускает ультрафиолет. На самом деле смотря какое стекло и смотря какой ультрафиолет. Ближний (UVA, 400315 нм) через оконное стекло проходит, и этого хватает для отбеливания.

Рис. 7. Quartz кварцевое стекло, TPX полиметилпентен, Glass оконное стекло, PS полистирол, PVC поливинилхлорид, PMMA полиметилметакрилат (оргстекло). Источник: http://www.goodfellow.com/larger-quantities/polymers/tpx-characteristics/Рис. 7. Quartz кварцевое стекло, TPX полиметилпентен, Glass оконное стекло, PS полистирол, PVC поливинилхлорид, PMMA полиметилметакрилат (оргстекло). Источник: http://www.goodfellow.com/larger-quantities/polymers/tpx-characteristics/

Окрылённый первыми успехами, я бросился отбеливать все детали, до которых мог дотянуться. И вот тут-то оказалось, что не всё так просто.

Глава вторая. Непоправимые улучшения

Следующими на опыты пошли очередной дисковод и две мышки курильщика.

Рис. 8. Привод CD-ROM с аппаратными кнопками. Когда-то я делал на основе такого проигрывательРис. 8. Привод CD-ROM с аппаратными кнопками. Когда-то я делал на основе такого проигрывательРис. 9. Похоже, мышка Kami изначально была скорее серой, чем белойРис. 9. Похоже, мышка Kami изначально была скорее серой, чем белой

Погода, как назло, испортилась, солнца стало не хватать, поэтому я стал всё больше думать о подогреве. Да ещё и некоторые участники форумов писали, что ультрафиолет прекрасно заменяется нагревом до 70C. Звучало интригующе, так что я залил детали перекисью и поставил греться.

Рис. 10. Если бы я мог, я бы вернулся в этот момент и всё сделал по-другомуРис. 10. Если бы я мог, я бы вернулся в этот момент и всё сделал по-другому

Чтобы эксперимент был совсем чистым, я закрыл контейнер непрозрачной крышкой. И в этом была моя первая ошибка. Я отвлёкся на работу и вернулся к деталям только через час. И увидел вот что:

Рис. 11. Варись, вуншпунш!Рис. 11. Варись, вуншпунш!

Нет, перекись не вскипела, на фото её температура примерно 65C. Но пузырьки кислорода из неё выделялись так активно, что облепили все поверхности. В результате пластиковые детали, которые изначально были полностью погружены, повсплывали. Я вытащил мышку из своего ведьминого котелка и увидел, что её верхняя часть, которую омывала перекись, стала заметно светлее нижней.

Рис. 12. Видна довольно чёткая границаРис. 12. Видна довольно чёткая граница

Но, во всяком случае, нельзя не признать, что отбеливание путём нагрева работает. Однако неравномерность цвета оказалась не единственной проблемой. Наклейка, которую я не подумал снять, ощутимо покоробилась.

Рис. 13. Заметка на будущее: перед отбеливанием отклеивать всё, что можно отклеитьРис. 13. Заметка на будущее: перед отбеливанием отклеивать всё, что можно отклеить

Думаю, с ней произошло примерно то же, что происходит с кожей при попадании на неё концентрированной перекиси. Но и наклейка оказалась не главной пострадавшей. Самой большой моей ошибкой было то, что я организовал нагрев контейнера с деталями без использования водяной бани. Если помните, вместе с деталями мышки в купальню отправилась и накладка дисковода.

Рис. 14. А вот и первая жертваРис. 14. А вот и первая жертва

Видимо, она одним краем касалась дна ёмкости, а пузырьки выделялись так активно, что сформировали вокруг неё воздушный карман. Перекись перестала омывать эту часть, пластмасса перегрелась и поплыла. Ну что ж, во всяком случае, теперь у меня есть уникальный дисковод в стиле Сальвадора Дали.

Глава третья. Работа над ошибками

После серии неудач я понял, что Retrobright не терпит спешки и экономии на вспомогательных приспособлениях. Мышку Kami удалось спасти, погрузив в подогретую перекись другой стороной на точно отмеренную глубину.

Рис. 16. У этого контейнера двойное дно, так что мышка не перегреетсяРис. 16. У этого контейнера двойное дно, так что мышка не перегреется

В итоге в её внешнем виде ничто не напоминало о допущенной ошибке.

Рис. 17. Радует, что яркость надписи совсем не измениласьРис. 17. Радует, что яркость надписи совсем не изменилась

Но это был последний раз, когда я делал отбеливание таким образом. Стало ясно, что необходимо обеспечивать полное погружение деталей в раствор. Обычно для этого используют грузики. Это могут быть камешки или детали из нержавеющей стали (другие доступные металлы не годятся, так как с ними перекись водорода вступает в реакцию). Я купил несколько нержавеющих гаек разного размера, а также вырезал из листовой нержавейки специальное грузило для мышей.

Рис. 18. В этой статье есть таблица с описанием совместимости разных материалов с перекисью:habr.com/ru/post/501310/Рис. 18. В этой статье есть таблица с описанием совместимости разных материалов с перекисью:habr.com/ru/post/501310/

Оно не даёт им всплывать, даже если их полностью облепляют пузырьки.

Рис. 19. Также можно приклеить ко дну контейнера пластиковые проушины и привязывать детали к нимРис. 19. Также можно приклеить ко дну контейнера пластиковые проушины и привязывать детали к ним

Результат отбеливания второй мышки:

Рис. 20. Не скажу, что желтизна ушла на 100%, но на 90 пожалуйРис. 20. Не скажу, что желтизна ушла на 100%, но на 90 пожалуй

Здесь, кстати, можно отчасти не согласиться с одним из утверждений оригинальной статьи. В её выводах сказано:

В противоположность распространенному мнению Retr0bright не исправляет пластик, а просто его отбеливает.

Исправление конечно, слишком многозначное слово. Но присмотритесь к средней кнопке на этой мыши. Изначально она была тёмно-бирюзового цвета, а по прошествии лет стала жёлто-зелёной. Если бы Retrobright просто сделал пластик более белым (как если бы в краску добавили белил), кнопка получилась бы светло-жёлто-зелёной. Но, как по мне, здесь именно что пропала желтизна. Цвет кнопки стал более холодным, но общая её яркость почти не изменилась. Несколько побледнела лишь надпись Genius. Видимо, она выполнена по иной технологии, нежели надписи на DVD-приводе и мышке Kami.

Заключение

В конце этой длинной статьи мне бы хотелось совершить небольшое путешествие во времени. Опыты, о которых вы только что прочитали, я провёл почти год назад. При этом общим местом во всех материалах о Retrobright является то, что восстановление цвета не навсегда. Так ли это? Отвечу свежей фотографией того самого дисковода с первой картинки.

Рис. 21. Ничто не вечно под луной...Рис. 21. Ничто не вечно под луной...

У кадров может быть немного разный баланс белого, но субъективно я бы сказал, что пластик почти наполовину вернулся к старому состоянию. Причём всё это время дисковод лежал в тёмном месте. Разумеется, это несложно исправить, но в целом стоит быть готовым к тому, что отбеливание периодически придётся повторять. Если, конечно, вы хотите регулярно любоваться вещью, а не отбеливаете её для разовой фотосессии.

По поводу того, как продлить эффект, у энтузиастов тоже есть различные предложения. Кто-то советует смазывать свежеотбеленные детали силиконом, кто-то защитными составами для мебели с воском или парафином в составе. Это я тоже хочу проверить. Через год вернусь с результатами!

А вот вторая часть этой статьи выйдет, надеюсь, уже через недельку-другую. Небольшой анонс:

Рис. 22. Полагаться на одно только солнце в наших краях было бы недальновидно!Рис. 22. Полагаться на одно только солнце в наших краях было бы недальновидно!

Выводы кратко:

  1. В самом простом случае достаточно погрузить детали в жидкую перекись. Другие ингредиенты (камедь, глицерин, усилитель для стирки) необязательны.

  2. Оптимальная концентрация перекиси в районе 15%.

  3. Полиэтиленовая плёнка, бытовые пластиковые контейнеры и оконное стекло не препятствуют отбеливанию.

  4. УФ-излучение можно заменить нагревом, но возрастает риск испортить наклейки и надписи. Крайне рекомендуется использовать водяную баню.

  5. Также за счёт нагрева можно сделать детали светлее, чем они были изначально. Это может быть полезно, если вы подбираете неоригинальные запчасти на замену.

Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях. К критике тоже прислушаюсь, тем более что это первая моя публикация на Хабре. Спасибо за внимание!

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru