Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Start-up

От Планеты GitHub с любовью

08.06.2021 20:05:53 | Автор: admin

Сейчас более чем когда-либо, мы опираемся на наше сообщество, чтобы решать проблемы, справляться с изоляцией и искать новые способы учиться и общаться во время пандемии.

В ноябре прошлого года более 500 российских технологов присоединились к нашему первому GitHub Meetup на русском языке и сейчас наше коммюнити насчитывает уже больше 1000 человек. Недавно мы открыли Telegram канал. Для нас это большая честь - привлекать такое внимание, и мы всегда будем рады слушать, учить и вдохновлять русскоязычное сообщество на вашем родном языке.

Вот краткое изложение того, о чем мы рассказали на данный момент:

GitHub:

Открытый исходный код правит миром:

Безопасность - наша ответственность:

Программа GitHub Stars и ваша собственная Русская Звезда

Начало работы с InnerSource

  • Дмитрий Сугробов (разработчик и евангелист в Leroy Merlin, член InnerSource Commons Foundation) дал нам Введение в InnerSource.

Бонус-трек: развитие soft skills

Пожалуйста, переходите по ссылкам выше, чтобы посмотреть записи в удобном для вас темпе. Мы будем продолжать работать вместе и предлагать вам контент, который важен для вас.

Если вы хотите выступить в качестве приглашенного докладчика, отправьте нам предложение на http://github.co/cfp - не важно если это ваше первое или уже тысячное выступление. Мы приглашаем Вас присоединиться к нам и воспользоваться имеющимися возможностями.

Мы надеемся, что вы присоединитесь к нам 15 июня 2021 года в 19:00 по Москве для дальнейшего общения и новых сессий.

Далее: наши эксперты на июньском мероприятии:

  • Грачев Михаил: Взращивание культуры Open Source в компании

  • Антон Таяновский: Инфраструктурные шаблоны Pulumi на примере AWS Lambda и Sagemaker

RSVP:http://github.co/habr

Подробнее..

Управление отелем конец прекрасной эпохи

22.10.2020 06:11:39 | Автор: admin
image

А вы помните, как это было в начале III тысячелетия? Люди летали, как птицы, преодолевая границы, наслаждаясь безвизом, и ничто не могло их остановить в порыве познания планеты. За сутки мы могли дотянуться почти до любой точки земного шара, и цена вопроса была довольно демократичной. Люди не думали о том, инфицирован ли его сосед по столику в транзитной зоне или сосед по креслу в авиалайнере. Люди останавливались в отелях, не задумываясь о том, сколько часов прошло после выезда предыдущего гостя, и о том, насколько тщательно дезинфицировалось все то, до чего можно дотронуться. Туризм составлял 10% мировой экономики. Пустые здания аэровокзалов молчаливые свидетели той прекрасной эпохи. Тысячи пустых отелей по всему миру все еще ждут своих гостей. Эта статья о том, как было раньше. И, может быть, о том, как будет дальше, если вдруг оправдается призрачная надежда на победу здравого смысла. И еще, в статье рассматривается offline product management и не рассматривается high-tech.

Жизненный цикл и фреймворк управления отелем


Итак, отель. Бизнес, в котором почти все происходит офлайн. Создавая бренд, управляя бизнесом и привлекая клиентов, мы, по сути, выполняем задачи offline product management. Проектирование продукта начинаем со структуры его жизненного цикла. Для отеля мы можем выделить пять основных этапов: разработка концепции, выбор отеля, запуск отеля, функционирование отеля и закрытие отеля (Рисунок 1).

image

Рисунок 1. Жизненный цикл отельного бизнеса

Далее, необходимо наполнить содержанием каждый из этапов жизненного цикла. Таким образом, мы создаем фреймворк. Именно так, как показано на диаграмме, и живет наш отель (Рисунок 2).

image

Рисунок 2. Фреймворк управления отелем

Теперь рассмотрим каждый из этапов, но сначала несколько уточнений. Во-первых, речь идет о мини-отеле. Общепринятой классификации, говорящей о критериях отнесения отелей к мини я не нашел, но многие сходятся на том, что в таком отеле имеется не более 15 номеров. Управляется мини-отель, как правило, не по корпоративным стандартом, а членами семьи или единомышленниками. Это, однако, не подразумевает отсутствие процедур и наличие беспорядка. Во-вторых, речь идет не о постройке отеля, а лишь о его аренде. Именно такая бизнес модель является наиболее гибкой и наименее рискованной.

Разработка концепции отеля


Под концепцией отеля будем понимать систему принципов, лежащих в основе функционирования того или иного отеля, из которых вытекает облик отеля и особенности предоставления тех или иных сервисов. Концепция отеля транслирует основную миссию бизнеса, которая, в свою очередь, вытекает из жизненной миссии и ценностей владельцев отеля. Кроме того, концепцию следует дополнить символикой отеля. Строгая форма здесь не нужна, стиль подразумевается абсолютно свободный. В качестве иллюстрации приведу пример концепции, которую мы разработали для нашего отеля в Камбодже. Подстройка априорной концепции отеля под реальный объект должна быть проведена после выбора отеля.

Выбор отеля


Здесь у нас существуют ограничения, с точки зрения выбора страны и города где мы хотим и можем жить. Существуют формальные подходы к такому выбору, например, SWOT анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) или PEST анализ (Politic, Economic, Social, Technological). Самым эффективным, однако, является эмоциональный подход к выбору места жизни и работы, такого места, от которого горят глаза, а сердце наполняется бесконечным счастьем. Конечно, все очень индивидуально. Например, для кого-то Азия это нечто ужасное и дискомфортное, а для кого-то самое лучшее место на планете. Что касается меня, то я по этому поводу, написал свой манифест азиатской жизни.

Допустим, со страной мы определились, и даже выбрали конкретный курорт, где будет расположен отель. Теоретически можно обратиться к услугам агентств, и в ряде стран, возможно, это единственный путь. Однако, намного эффективней самим приехать в перспективное место и осуществить выбор самостоятельно, непосредственно погрузившись в курортно-отельную среду. Каким образом может быть найден отель мечты? Здесь важна удача наряду с систематической работой по поиску объекта недвижимости. Современные сервисы бронирования (например, Booking.com) содержат репрезентативные списки доступных отелей. Такой список может быть использован в качестве основы для поисков. Разумеется, интерес представляют не только работающие бизнесы, но и временно неработающие отели, ведь их также можно взять в аренду. Для получения информации необходимо ориентироваться на местности, устанавливать контакт с местным населением, ведь важная информация может прийти и от водителя такси, и от продавца магазина.

Доступные для аренды объекты необходимо оценивать с точки зрения пригодности для ваших целей, исходя из состава и состояния таких компонентов инфраструктуры, как: расположение и окружение отеля, территория отеля, здания и сооружения, оборудование номеров и отеля. Кроме того, необходимо оценить техническое состояние служб отеля, таких как: система электроснабжения и освещения, система водоснабжения, система канализации, система сбора и обработки мусора, локальная компьютерная сеть, бассейн, ресепшен, бар и ресторан. Для удобства рекомендуется разработать чек-лист анализа инфраструктуры отеля.

После того, как вы оценили конкретный объект, приходит время для привязки к нему конкретной бизнес модели, например, в форме CANVAS (партнеры, виды деятельности, ресурсы, структура затрат, предлагаемые ценности, отношения с клиентами, сегментирование клиентов, каналы продаж, источники доходов). Главное это оценить потенциальную рентабельность бизнеса. Для отелей достаточно точно работает эвристика умножения на три, т.е. бизнес будет рентабельным, если предполагаемая сумма выручки от продажи номеров в высокий сезон хотя бы в три раза превосходит стоимость аренды.

Завершается выбор отеля подписанием контракта на аренду. При этом важно помнить, что фактически мы имеем дело с тремя объектами собственности: во-первых, с земельным участком, на котором находится отель, во-вторых, с недвижимостью в составе зданий и сооружений, и, в-третьих, с бизнесом, как документально оформленным объектом экономических отношений между собственником, клиентами и государством, формально связанным с землей и недвижимостью. Хорошо, если у всех трех объектов есть общий хозяин. Более сложная ситуация возникает, если ими владеют два, а то и три разных субъекта.

Запуск отеля


Подготовка к открытию отеля включает в себя следующие действия:
  • лицензирование деятельности бизнеса согласно законодательству страны пребывания;
  • контроль наличия и подготовка к использованию необходимых для функционирования отеля ресурсов, включая финансы, персонал, оборудование и материалы;
  • контроль состояния и проверку функционирования всех составляющих инфраструктуры отеля;
  • анализ реализации всех компонентов бизнес модели; наш опыт показывает, что при открытии отеля самостоятельную и критическую роль играет настройка каналов продаж;
  • организацию маркетинговых мероприятий и коммуникаций с потенциальными клиентами.

Церемония открытия зачастую является пустой тратой ресурсов. Причина заключается в том, что открытие является экстраординарным событием в вашей деятельности, и вы будете реализовывать такой сценарий работы отеля, который, скорее всего, не будет реализован в дальнейшем. Из этого следует, что открытие отеля привлечет таких гостей, которые вряд ли станут вашими клиентами.

Маркетинговая стратегия отеля включает следующие составляющие:
  • формирование и развитие бренда отеля;
  • разработку сайта и блога отеля;
  • проведение мероприятий SMM (Social Media Marketing);
  • формирование среды вовлечения гостей (guest engagement), включающей онлайн компоненты сайта, блога и социальных сетей, а также офлайн компоненты; основным инструментом среды вовлечения является предложение туристам различного рода информации о возможных занятиях и развлечениях, как на территории отеля, так и за его пределами, в близлежащих локациях; кроме того, важной задачей является управление обратной связью от гостей отеля;
  • размещение наружной рекламы и других офлайн коммуникаций (визитные карточки, флаера, рекламные объявление и т.п.);
  • формирование коммуникаций с местными сообществами.

Управление функционирующим отелем


Основные направления деятельности по управлению отелем на этапе непосредственного функционирования бизнеса включают в себя:
  • управление бронированиями и продажами;
  • управление заселением и работа с гостями;
  • организацию мероприятий (вечеринки, тематические вечера, концерты, семейные и детские праздники, мастер классы, экскурсии, караоке и т.д.);
  • ведение финансового и налогового учета;
  • управление закупками;
  • управление персоналом;
  • управление безопасностью отеля;
  • хозяйственные работы (самая галерная часть бизнеса, включающая уборку и стирку);
  • управление рестораном и баром (это может быть выделенная часть бизнеса, подход к управлению которой может осуществляться очень по-разному);
  • ремонтные и профилактические работы с целью поддержки инфраструктуры отеля в работоспособном состоянии.

Каждое из направлений заслуживает отдельной статьи, поэтому остановимся на главном. После запуска отеля, управление бронированиями и продажами является самой важной составляющей работы бизнеса, поскольку именно через каналы продаж приходят деньги от клиентов. Поэтому, повседневный менеджмент должен быть сосредоточен на определении оптимальной цены продажи номеров, наиболее точно соответствующей спросу и предложению в данный момент времени. Настройка канала продаж осуществляется на сайте сервиса по продажам (Booking.com, Airbnb и т.п.) либо на собственном сайте отеля. Инструменты анализа продаж для отелей, основанные на анализе больших данных, постоянно совершенствуются. В настоящее время, наиболее развитый инструментарий предлагает Booking.com Analytics, и об этом я опубликовал статью.

Следующий критичный момент это персонал. Организуя управление персоналом, вовсе необязательно иметь в виду малограмотных местных жителей с сомнительной мотивацией. В современном мире существуют более прогрессивные методы по привлечению людей, которые могут помочь в отеле. Таким методом является волонтерское движение. По сути, это является обменом ресурсами. У владельца отеля есть возможность предоставить жилое помещение и еду, а у волонтеров есть свободное время для помощи отели или другому бизнесу. Отсутствие формальных отношений между работодателем и сотрудником позволяет отелю получить мотивированного работника, несущего ответственность за свои действия. И это действительно демонстрирует преимущество осознанного труда над трудом подневольным. И эти люди действительно могут стать вашими близкими друзьями. До пандемии я думал, что в сервисном бизнесе будущее может определяться такой моделью трудовых отношений, а теперь никто не знает, что случится с нашим будущим.

Не следует, однако, рассматривать волонтеров, как чудаков или неудачников, работающих за еду. Как правило, волонтер это человек с твердым характером и прогрессивными убеждениями. Подобный стиль путешествий позволял позволяет путешествовать по всему миру без существенных финансовых затрат. Особенно популярно волонтерство среди молодежи, однако, встречаются и ветераны, проведшие в путешествиях десятки лет. Ценность, которую волонтеры хотят получить взамен своей помощи, именуется культурным обменом. Понятие это нечеткое, подразумевающее дружескую атмосферу, дискуссии на самые разные темы, ознакомление с местной культурой и с культурой тех стран, где жили раньше хозяева отеля.

Следует упомянуть еще две современные тенденции отельного бизнеса: концепция умного отеля (smart hotel) и зеленого отеля (green hotel). Первый из подходов обозначает максимальное применение программируемых IoT устройств и сервисов, способных взаимодействовать друг с другом. Кроме повышения качества и скорости обслуживания гостей, следует также отметить такие преимущества от внедрения новых технологий, как автоматизация процессов и возможность экономии на коммунальных расходах и обслуживании оборудования. Целями реализации концепции зеленого (экологичного, eco) отеля являются: снижение воздействия отеля на окружающую среду путем оптимизации объема потребляемых ресурсов и количества производимых отходов, забота о безопасности и здоровье гостей, устойчивое развитие бизнеса, пропаганда зеленых ценностей, разумное снижение капитальных и операционных расходов отеля (lean, т.е. бережливое производство).

Закрытие отеля


Закрытие отеля представляет собой отдельный, финальный этап жизненного цикла отельного бизнеса. Тем не менее, данный этап имеет исключительное значение, поскольку неудачно завершенный бизнес приводит к материальным и репутационным потерям, и даже, может повлечь судебные тяжбы со стороны фискальных органов либо партнеров. Процедура закрытия отельного бизнеса включает в себя выполнение следующих задач:
  • юридическое закрытие бизнеса согласно законодательству страны, на территории которой расположен отель;
  • закрытие бронирований номеров в отеле и завершение обслуживания гостей отеля;
  • продажа имущества, приобретенного владельцами бизнеса;
  • оплата коммунальных счетов на основании достигнутых договоренностей о дате передачи бизнеса;
  • проверка, ремонт и замена (при необходимости) оборудования отеля с целью приведение оборудования в работоспособное состояние;
  • уборка территории и помещений перед передачей;
  • инвентаризации передаваемого имущества с составлением и подписанием акта инвентаризации;
  • расчет и увольнение персонала отеля;
  • подписание документов о прекращении договора аренды и отсутствии у сторон претензий;
  • объявление о закрытии отеля с благодарностями партнерам и клиентам.

Заключение


Какое отношение все это имеет к IT? Например, отель раньше был может быть пенсионным бизнесом для тех, кому как-то приелись корпоративные ценности. При этом не исключается параллельное участие в IT или последующий откат в индустрию. Плюсы и минусы собственного отельного бизнеса, в общем-то, понятны. Я довольно успешно занимался этой деятельностью несколько лет, и это было занимательное и плодотворное время моей жизни. Думаю, занимался бы этим и дальше, но 2020 год внес свои коррективы. Что у меня осталось от этого бизнеса, кроме материального / морального удовлетворения и опыта? Написалась книга об управлении отелем, базовая структура которой изложена в данной статье. Для публикации я обратился к самиздатовскому Ridero. Содержание книги приведено в виде mind map на Рисунке 3.

image

Рисунок 3. Структура книги Как открыть свой отель на побережье

Большинство подобных книг ориентированы на корпоративные стандарты управления и, кроме того, содержат в основном теоретический материал. Книга Как открыть свой отель на побережье излагает конкретные практические рекомендации применительно к ведению бизнеса, основанного на семейных ценностях владельцев. Книгу можно рассматривать, как руководство, содержащее описание пошаговых действий, направленных на создание и успешное управление бизнесом в мини-отеле. Имеется и тренинговая составляющая, включающая набор практик и упражнений, направленных на формирование и закрепление устойчивых навыков. Интересна книга, пожалуй, и тем, что в ней содержится ряд ноу-хау, извлеченных из успешного и тиражируемого опыта. Если у отельного бизнеса есть будущее, то оно, в первую очередь, за эффективными моделями, которые демонстрируют мини-отели.

P.S.


Есть ли смысл писать о туризме? Многое из того, что имело смысл вчера, не имеет смысла сегодня. Можно даже предположить, что, имеющее смысл сегодня, завтра тоже будет иметь мало значения. Смыслы меняются, и, значит, нет никакой разницы, воспримется ли эта статья, как реквием по мечте, или, как мемуары, или, как оптимистичный прогноз, которому не суждено сбыться

image
Подробнее..

Start Up Опыт и предпосылки заморозки в крупной IT-компании

18.03.2021 18:13:59 | Автор: admin

Решение о заморозке стартапа, вплоть до его ликвидации, может быть принято за считанные дни. В данной статье мы попробуем подробно разобраться в предпосылках данного решения на примере конкретного кейса. Стоит отметить, что природа заморозки стартапа лежит в плоскости адаптации к изменяющимся условиям и несет позитивный характер по умолчанию, который позволяет развиваться компании и учиться на своих ошибках и успехе.

Итоги стартапа

С точки зрения производственных показателей, какие-либо предпосылки заморозки стартапа в принципе отсутствовали:

  • Продуктовые команды стабильно выпускали протестированные и работоспособные версии своих продуктов. В общей сложности суммарно за год было выпущено 70 версий;

  • Продуктовые команды успешно выпустили 20 версий на продуктивную среду клиенту;

  • Продуктовые команды успешно выпустили 240 новых фич клиенту;

  • Продуктовые команды эффективно использовали SCRUM в контексте ценностей, ролей, артефактов и ритуалов;

  • Продуктовые команды вышли на свое стабильное значение velocity равное 35 стори поинтов для двухнедельного спринта;

  • Текучка кадров составила 5%, и то это были два разработчика, которых перехантили обратно компании из которых они пришли;

  • Обработали 600 обращений непосредственно от пользователей продуктов;

Согласно графику, продуктовые команды шли уверенным темпом, и я начал уже думать, что они скоро построят ракету и улетят в космос покорять необитаемые планеты. Последние три месяца, я даже стал редко подключаться к стендапам в роли скрам-мастера, так как сработал принцип самоорганизации и команды стали самодостаточны и самостоятельны в принятии решений и планировании своих спринтов.

В разрезе добавочной стоимости запуск стартапа обеспечил следующее:

  • вывод конкурентного решения на рынок умной поддержки;

  • инновационность продуктового решения;

  • создание производственной бизнес единицы;

  • создание и развитие трех продуктовых команд с 0;

  • увеличение капитализации материнской компании на стоимость созданного производства;

Предпосылки заморозки стартапа

С сегодняшнего дня, останавливается вся активность, связанная с развитием продуктов нашего стартапа, и мы выпускаем последнюю версию на продуктивную среду клиента. Остается только минимальное количество человек (даже не команда), которая будет способна поддерживать последнюю версию в случае появления дефектов. Давайте попробуем разобраться, какие были предпосылки и какие мероприятия компания могла бы сделать, чтобы любой другой стартап в рамках компании, мог бы становится и дальше развиваться, трансформируя материнскую компанию в IT-инкубатор.

Клиентская база

Разработка продуктов была сконцентрирована вокруг давно устоявшегося единственного клиента, предоставлявшего обратную связь в части развития продукта. Данная концентрация не позволяла разрабатывать универсальные механизмы ПО в контексте коробочного решения. Соответственно, больший вес имели доработки в бэклоге с пониженным риском и очевидные для клиента, и пониженный вес те, которые развивали продукт в качестве универсального коробочного решения. Можно выделить следующие точки роста для компании с точки зрения клиентской базы:

  • расширение своей клиентской базы в разрезе рынков b2b, b2c;

  • распределение функции управления клиентом в продуктовые команды;

Данные мероприятия позволят стартапу развивать и поддерживать единый продукт для многих клиентов. В свою очередь материнская компания должна сделать попытку осознать инвестиционную привлекательность данного подхода, так как он снижает затраты на развитие и сопровождение продуктов. Другими словами, одна продуктовая команда сможет использовать требования другого клиента для адаптации таким образом, чтобы извлечь максимум ценности для большого количества пользователей.

Маркетинговые каналы

Маркетинговое покрытие продуктов было ограничено, даже в целом оно отсутствовало, так как единственное упоминание продуктов стартапа было в одном не очень известном радио и одноименная статья о запуске стартапа. В свою очередь, создание и поддержание маркетинговых каналов может быть эффективным инструментом расширения клиентской базы. Можно выделить следующие точки роста для компании с перспективы развития маркетинговых каналов:

  • участие в профильных семинар и конференциях;

  • ведение продуктовых страничек на популярных IT ресурсах;

  • создание и развитие бренда;

  • создание вебсайта продуктов;

  • SMM оптимизация;

Когда создаешь классные продукты, в которые ты веришь, надо всегда громко кричать и заявлять о них, подавая в красивой обёртке. Уровень сервировки определяет привлекаемую аудиторию.

Отсутствие фокуса на продуктовой цели

Первые 8 спринтов отсутствовал фокус на целях, которые должны быть достигнуты в рамках доставки продукта. В основном клиент фокусировался на UX/UI элементах и на мелочах, которые приходилось переделывать из раза в раз. Потом получилось сдвинуть фокус восприятия в сторону цели продукта, при достижении которой, бизнес клиента трансформируется, добавляя новые возможности для пользователей. Можно выделить следующие точки роста для компании с позиции формирования фокуса у клиента на продуктовых целях:

  • создание культуры продуктовых целей;

  • обучение и тренинг клиента;

До тех пор, пока не будет сформулирована цель продукта и осознана клиентом, инвестиции расходуются на осознание данной цели. Более того, каждый выпускаемый инкремент спринта не сможет приблизить нас к цели и заводит развитие продукта в определенный тупик

Контрактная модель

Контрактная модель в России базируется на заказной разработке и данный факт сильно ограничивает развитие продуктовой. В парадигме заказной разработки, перед тем как заключить контракт клиент и поставщик составляют ТЗ и предварительно оценивают трудозатраты для понимания стоимости. Зачастую, в ходе непрерывного взаимодействия клиента и разработчика, появляются идеи, приближающие продукт к достижению своей цели, но будучи не включенным изначально в контракт являются камнем преткновения для реализации. Более того, такая модель несет повышенные риски как для разработчика, так и для клиента в части запуска нового продукта в своей бизнес среде. Можно выделить следующие точки роста для компании с перспективы контрактной модели:

  • переход на модель выпуска лицензий;

  • переход на модель подписки (PaaS);

Все выше перечисленные предпосылки являются мнением автора и никак не отражают официальную позицию компании в части заморозки стартапа. Стоит отметить, что перечисленные выше предпосылки должны рассматриваться в качестве возможности для развития для компании в качестве IT-инкубатора.

Добавочная ценность продуктовой команды

Сама по себе, созданная и работающая на всех парах, продуктовая команда представляет большую добавочную ценность для материнской-компании:

  • присутствуют все необходимые компетенции для выпуска инкремента продукта;

  • есть понимание своих слабых и сильных стороны, а также их влияния на достижение цели;

  • наличие микроклимата бизнес внутри бизнеса;

  • ясная и понятная зона ответственности в разрезе продуктового портфолио;

  • простота в планировании выпуска инкремента продукта;

  • непрерывное развитие коллективного разума, который находит отображение в продукте;

Для трансформации группы людей в настоящую команду, необходимо время, которое в свою очередь выражается в затратах. Данные затраты являются частью инвестиций для запуска разработки продукта и вывода его в качестве MVP на рынок. Затрачиваемое время на выпуск MVP можно принять в первом приближении за критерий окончательного формирования команды. Соответственно, рассмотрим следующие гипотезы в части распределение затрат на запуск стартапа:

  1. 70% на формирование команды, 30% на создание продукта при условии, что члены команды не знают, как работать по SCRUM и до этого не работали друг с другом; При данной гипотезе, материнская компания несет повышенные затраты на запуск стартапа, так необходимо запускать с 0 все необходимые механизмы. Данная гипотеза наиболее распространена для компаний с матричной структурой функциональных подразделений.

  2. 40% на формирование команды, 60% на создание продукта при условии, что члены команды знают, как работать по SCRUM, но до этого не работали друг с другом; Здесь достигается определенный паритет затрат между формирование команды и разработки непосредственно продуктов. Данная гипотеза может более апробирована в компаниях, где развита производственная культура гибкой разработки ПО;

  3. 20% на формирование команды, 80% на создание продукта при условии, что члены команды знают, как работать по SCRUM, и большая часть участников работали друг с другом в команде. Данная модель свойственна компаниям с ярко выраженным продуктовым подходом, где ротация происходим целыми командами.

Соответственно, возвращаясь к теме статьи о специфике процесса заморозки стартапа, заморозка должна происходить безболезненно как для сотрудника, так и для бизнеса. Фрустрация сотрудника должны быть сведена к минимуму, и компания должна помогать адаптироваться к новой реальности за рамками стартапа. Бизнес в свою очередь, потенциально может сократить затраты на запуск нового стартапа на 50 60% от стоимости MVP за счет сформированной продуктовой команды.

Инспекция и адаптация

Заморозка стартапа случилась и данное событие я предлагаю рассматривать в позитивном ключе, как возможность материнской компании провести ретроспективу по результату спринта, длительностью 1 год. Дальше планирование нового спринта и новые стартапы.

Подробнее..

Recovery mode SCRUM Понимание и применение фреймворка

21.04.2021 22:10:18 | Автор: admin

После заморозки стартапа (более подробно можно ознакомиться в статье) компания заинтересовалась возможностью трансформации существующего производства включающего 400 сотрудников, работающих в 6 продуктовых направлениях. Данной публикацией, я запускаю цикл статей, в которых попытаюсь предложить формализованный подход для оценки степени зрелости аспектов разработки для внедрения SCRUM.

Для решения данной сложной задачи, была предложена программа, которая включает в себя 4 этапа:

  1. Оценка готовности производственных подразделений к трансформации

  2. Разработка этапов трансформации

  3. Разработка механизмов трансформации

  4. Разработка ценностной модели обоснования трансформации

Для реализации первого этапа, я разработал программу оценки готовности, которая состоит из следующих частей:

  1. Понимание и применение фреймворка SCRUM

  2. Разработка и поставка продукта

  3. Гибкое управление продуктовыми направлениями

  4. Развитие продуктовых команд

В данной статье будет идти речь об атрибутах и их характеристиках в разрезе понимания и применения фреймворка SCRUM. Остальные части будут раскрыты в следующих публикациях.

Философия эмпиризма

Философия эмпиризма в контексте фреймворка описывает отношение и подходы, применяемые к возникающим проблемам. Данное отношение выражается в декомпозиции проблем на более мелкие инкременты, а также в возможности изучения нового в рамках предоставленных решений.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Декомпозиция

Наблюдение за инструментами фиксации проблем (JIRA)

отсутствует декомпозиция - 0 баллов

1 уровень декомпозиции - 1 балл

2 уровня декомпозиции - 3 балла

3 уровня декомпозиции - 5 баллов

Проблема

Опрос респондентов: Как Вы относитесь к проблеме?

Проблема - негативное событие и его нельзя допускать - 0 баллов

Проблема - явление к которому я уже привык - 3 балла

Проблема - возможность для роста и изучения нового - 5 баллов

Наблюдение за реакцией сотрудников с руководящей функцией при возникновении проблемы.

Негативная реакция со стороны руководителя - 0

Позитивная реакция со стороны руководителя - 5

Наблюдение за реакцией сотрудников при возникновении проблемы

Негативная реакция со стороны сотрудника - 0

Позитивная реакция со стороны руководителя - 5

Определение интегральной шкалы оценки свойства философия эмпиризма не целесообразно, в связи с тем, что каждая характеристика является самодостаточной и требует индивидуального подхода в интерпритации и разработки мероприятий для развития. В случае низкой оценки для какой либо из характеристик, рекомендуется разработать индивидуальные программы в разрезе тренингов или коучинг сессий.


Культурные ценности

Культурные ценности - шаблон поведения сотрудников внутри коллектива и внутри целой организации, который существует вне рамок регламентов и процедур. Данный шаблон определяет отношение сотрудника к выполняемому труду и формирует жизненную позицию. В интересах компании создать и развивать идеологический образ культурных ценностей, так как существует определенная корреляция между ценностями и производительностью труда.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Фокус

Наблюдение за тем, что вся работа выполняется в контексте спринта для достижения своей цели

работа появляется спонтанно вне определенного контекста - 0 баллов

вся работа запланирована и выполняется в контексте спринта - 5 баллов

Открытость

Наблюдение за тем, что разработчик продукта и стейкхолдеры открыты в отношении работы и вызовах, которые необходимо преодолеть для ее выполнения

стейкхолдеры практикуют неконструктивную обратную связь (обвинение, унижение) - 0 баллов

стейкхолдеры проявляют лояльность по отношению работ и дают обратную связь в конструктивном ключе - 5 баллов

Уважение

Наблюдение за тем, что участники разработки продукта проявляют уважение друг к другу в части компетенций и персональной самодостаточности

у частников ярко выражена модель ассоциации проблемы с индивидуальными способностями сотрудников - 0 баллов

участники с пониманием относятся к ограниченности как своих знаний, так и окружающих их людей; с желанием делятся опытом с коллегами- 5 баллов

Смелость

Наблюдение за способностью сотрудников проявлять смелость в части решения сложных проблем

участники настороженно относятся к сложным задачам, которые вызывают отторжение - 0 баллов

участники с вызовом относятся к сложным проблемам и расценивают их как возможность сделать очередную запись успеха - 5 баллов

Приверженность

Наблюдение за персональной приверженностью сотрудников в части достижения целей спринта

сотрудники не ощущают зоны ответственности, нет понимания собственного вклада - 0 баллов

сотрудники ощущают персональную ответственность перед командой и продукта; есть также понимание собственного вклада - 5 баллов

Определение интегральной шкалы оценки свойства культурные ценности не целесообразно, в связи с тем, что каждая ценность является самодостаточной характеристикой и требует индивидуального подхода в интерпритации и разработки мероприятий для развития. В случае низкой оценки для какой либо из характеристик, рекомендуется разработать индивидуальные программы в разрезе тренингов или коучинг сессий.


Команда как функциональная единица

Рабочим механизмом доставки ценностей инкремента продукта является команда, организованная по предметному признаку (продукт). С позиции управления, наличие самодостаточной организационной единицы, которая в состоянии выполнить весь спектр работ для поставки инкремента в продуктивную среду клиента, предоставляет гибкость в планировании и решении стратегических задач для руководства. В целях упрощения управления командой на уровне организации, ролей состав сводится к минимальному составу: скрам мастер - управление организацией, владелец продукта - управление контентом, разработчик - исполнитель.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Команда

Наблюдение за принципами организации групп и наличие существования сущности команда

отсутствует понятие команды - 0 баллов

команда образована по функциональному признаку - 1 балл

самоорганизация команды по предметному признаку - 3 балла

команда образована по предметному признаку (направление) - 5 баллов

Скрам мастер

Наблюдение за наличием функций:

- Развитие продуктовой команды
- Поддержка среды с культурными ценностям
- Поддержка среды в рамках фреймворка SCRUM
- Мотивация продуктовой команды
- Применение модели "Менеджер - слуга"
- Организация производства
- Решение внутренних и внешних конфликтов

роль отсутствует, функции роли отсутствуют - 0 баллов

роль отсутствует, функции роли присутствуют - 1 балл

роль присутствует, функции роли отсутствуют - 3 балла

роль присутствует, функции роли присутствуют - 5 баллов

Владелец продукта

Наблюдение за наличием функций:

- Разработка дорожной карты продукта
- Управление продуктовым бэклогом
- Планирование и развитие продукта
- Проведение демонстрации продукта
- Проведение ежедневных стендапов
- Разработка бизнес гипотез

роль отсутствует, функции роли отсутствуют - 0 баллов

роль отсутствует, функции роли присутствуют - 1 балл

роль присутствует, функции роли отсутствуют - 3 балла

роль присутствует, функции роли присутствуют - 5 баллов

Разработчик

Наблюдение за восприятием роли разработчика в контексте всех необходимых функций для выполнения задач в команде

роль включает в себя только компетенции программирования - 0 баллов

роль включает в себя все необходимые компетенции для поставки версии продукта - 5 баллов

[ 0 - 13] - низкий результат, характеризующий отсутствие команды в качестве производственной единицы признанной на уровне организации. Необходимо разработать комплексную программу мероприятий для выделения и формирования команды в контексте организационных уровней компании. Не допускается проводить мероприятия для отдельно взятых характеристик за рамками комплексной программы.

[14 - 20] - средний результат, характеризующий наличие команды как класса, но существуют определенные ограничения для полного раскрытия потенциала. Необходимо определить проблемные характеристики для улучшения и разработать мероприятия. Допускается применение мероприятий без общей программы.

[17 - 20] - высокий результат, характеризующий наличие самодостаточной организационной единицы производства инкремента продукта, признанной на уровне организации. При данном результате, рекомендуется сделать акцент на мероприятиях направленные на управление продуктом, непрерывное обеспечение качества и CI/CD, как вектор роста команды


События

События представляют из себя правила коммуникаций в разрезе следующих вопросов:

  • кто должен коммуницировать?

  • когда должен коммуницировать?

  • с какой целью должен коммуницировать?

Все события должны быть ограничены по времени для обеспечения гарантии эффективности коммуникаций и производительности труда. В дополнении, повторяющиеся по времени события создают производственный ритм, при котором формируется проактивный паттерн ответственности у сотрудников. Данный паттерн вырежется, в необходимости поделиться результатами своей работы и предоставить пояснения, если его деятельность кого-то блокирует.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Спринт

Наблюдение за ограниченным по времени событием в рамках которого производится выпуск работоспособного инкремента продукта.

событие отсутствует - 0 баллов

присутствует событие с фиксированной периодичностью (2-4 недели) - 5 баллов

Ежедневный стендап

Наблюдение за событиями ежедневных коммуникаций где происходит синхронизация.

событие отсутствует - 0 баллов

событие проходит каждый день и несколько раз - 1 балл

событие фиксировано по времени, проходит каждый день и больше 15 минут - 3 балла

событие фиксировано по времени, проходит каждый день и ограничено 15 минутам - 5 баллов

Планирование спринта

Наблюдение за событием на котором происходит планирование содержания инкремента продукта

событие отсутствует - 0 баллов

событие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 балл

событие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балла

событие имеет ритмичность и ограничено по времени (4 часа - 2х недельный спринт) - 5 баллов

Ревью спринта

Наблюдение за событием на котором происходит демонстрация работоспособного инкремента стейкхолдерам

событие отсутствует - 0 баллов

событие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 балл

событие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балла

событие имеет ритмичность и ограничено по времени (2 часа - 2х недельный спринт) - 5 баллов

Ретроспектива

Наблюдение за событием на котором команда анализирует результаты спринта для планирования мероприятий роста и развития

событие отсутствует - 0 баллов

событие не имеет ритмичности и происходит хаотично - 1 балл

событие имеет ритмичность, но не ограничено по времени - 3 балла

событие имеет ритмичность и ограничено по времени (2 часа - 2х недельный спринт) - 5 баллов

[ 0 - 17] - низкий результат, характеризующий события в качестве реактивных явлений, триггером появления которых служит возникшая проблема или задача. Данному результату свойственно большое время простоя производства в связи с отсутствием эффективных механизмов коммуникаций. При данном результате необходимо разработать комплексную программу внедрения и развития событий в командах.

[18 - 20] - средний результат, характеризующий наличие событий с ограничением их эффективного использования. Ограничения выражены безосновательной продолжительностью, а также хаотичностью возникновения. При данном результате необходимо разработать мероприятия для проблемных характеристик с точки зрения сокращения времени и внедрения ритмичности. Допускается проведение мероприятий отдельно от общей программы в случае, если существующие события семантически соответствуют описанным выше. В том случае, если существуют дополнительные события, необходимо проанализировать эти события на предмет ценности и целесообразности.

[21 - 25] - высокий результат, характеризующий наличие эффективно выстроенных коммуникаций и ритмичные процессы производства продукта. При данном результате, рекомендуется сделать акцент на характеристике критерии завершенности в качестве точки роста компетенций команды и качества выпускаемого инкремента.


Артефакты

В традиционном водопадном подходе существует большое количество артефактов, целью которых является синхронизация функциональных групп. В гибкой разработке выделяют только три артефакта, которые являются единственными для организации работы команд:

  1. Бэклог продукта - упорядоченный и постоянно обновляемый список всего, что планируется сделать для создания и улучшения продукта. Этот артефакт является единственным источником работы для команды.

  2. Бэклог спринта - выбранный, с учетом имеющихся знаний и приоритетов, на спринт набор элементов бэклога продукта для достижения цели спринта, определенной командой.

  3. Инкремент - протестированная и работоспособная версия с добавочной ценностью для клиента, которая соответствует критериям завершенности.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Бэклог продукта

Наблюдение за единым местом хранения всех задач, направленных на развитие продукта

бэклог продукта отсутствует - 0 баллов

бэклог продукта имеет вид разбросанных задач - 1 балл

бэклог имеет вид отфильтрованного списка по предмету - 3 балла

бэклог единое место хранения всех задач по продукту - 5 баллов

Бэклог спринта

Наблюдение за единым местом хранения задач спринта, выполнение которых обеспечит выпуск инкремента

бэклог спринта отсутствует - 0 баллов

бэклог спринта имеет вид разбросанных задач - 1 балл

бэклог имеет вид отфильтрованного списка по предмету - 3 балла

бэклог единое место хранения всех задач по спринту - 5 баллов

Инкремент

Наблюдение за фактом выпуска протестированной и работоспособной версии продукта

понятие инкремента отсутствует - 0 баллов

понятие инкремента присутствует, но выпуск работоспособной версии не происходит по факту окончания спринта - 1 балла

понятие инкремента отсутствует, но выпуск работоспособной версии происходит по факту окончания спринта - 3 балла

понятие инкремента присутствует, триггером появления служит спринт - 5 баллов

[ 0 - 9 ] - низкий результат, характеризующий сложность существующих подходов в части управления и планирования содержанием работ. Данная сложность может быть причиной увеличения времени ожидания ответа на запрос внутри команды, а также причиной низкой концентрацией на актуальных задачах.

[10 - 12] - средний результат, характеризующий наличие артефактов, однако существуют ограничения для их эффективного использования. Ограничения могут быть обусловлены разбросанностью элементов бэклога , а также наличие дополнительных артефактов. Рекомендуется разработать мероприятия, направленные на выделение артефактов как отдельной практики, задуманной по определению.

[13 - 15] - высокий результат, характеризующий наличие и использования минимального набора артефактов для организации работ продуктовой команды. При данном результате рекомендуется сделать акцент на улучшение подходов по управлению содержанием продукта.


Критерии завершенности

Список критериев завершенности (далее DoD, от английского definition of done) является формальным чек-листом для принятия решения о выпуске инкремента. Критерии определяются стандартами организации или в случае если они отсутствуют, то команда сама должна определить список DoD. По мере развития команды, список критериев завершенности будет развиваться параллельно улучшению качества выпускаемого инкремента.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Наличие списка DoD

Наблюдение за существованием списка критериев завершенности и его использование для выпуска инкремента

DoD отсутствует - 0 баллов

DoD отсутствует, существуют разбросанные критерии - 1 балл

DoD присутствует, инкремент выпускается соответствия критериям - 3 балла

DoD присутствует, инкремент выпускается при соответствии критериям - 5 баллов

Проверка уязвимостей

Наблюдение за наличием критерия , который характеризует отсутствие уязвимостей в исходном коде

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО (sonarqube) - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО (sonarqube) - 5 баллов

Покрытие исходного кода

Наблюдение за наличием критерия , который характеризует покрытие исходного кода тестами

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО (sonarqube) - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО (sonarqube) - 5 баллов

Инженерные стандарты

Наблюдение за наличием критерия , который характеризует применение инженерных стандартов (методы, тесты, переменные и т.д.)

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием стандартов - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием стандартов - 5 баллов

Критерии приемки

Наблюдение за наличием критерия, который характеризует условия при которых инкремент будет принят клиентом

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием критериев - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием критериев - 5 баллов

Автотесты

Наблюдение за наличием критерия, который характеризует покрытие автотестами инкремента

критерий отсутствует - 0 баллов

30 - 50 % покрытие - 1 балл

50 - 80 % покрытие - 3 балла

80 - 100% покрытие - 5 баллов

Проверка безопасности

Наблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие безопасности отгружаемого инкремента

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, не используется специализированное ПО - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, используется специализированное ПО - 5 баллов

UI/UX стандарты

Наблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие стандартам дизайна и эргономики

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием стандартов - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием стандартов - 5 баллов

Архитектурные принципы

Наблюдение за наличием критерия, который характеризует соответствие зафиксированным архитектурным принципам

критерий отсутствует - 0 баллов

критерий есть, не участвует в принятии решения - 1 балл

критерий есть, участвует в принятии решения, нет общей wiki страницы с описанием принципов - 3 баллов

критерий есть, участвует в принятии решения, есть wiki страница с описанием принципов - 5 баллов

[ 0 - 31] - низкий результат, характеризующий отсутствие системы критериев завершенности, как механизма принятия решения о выпуске инкремента продукта. Для данного кейса свойственен иррациональный критерий - наступление даты релиза. Рекомендуется разработать комплексную программу внедрения критериев завершенности в минимальном составе. По мере того, как критерии будут приобретать рутинный характер, можно рассмотреть внедрение новых для улучшения качества выпускаемого инкремента.

[32 - 37] - средний результат, характеризующий ограниченное использование системы критериев завершенности. Ограничение может быть обусловлено отсутствием полноты критериев, а так же их игнорированием при принятии решении о выпуске инкремента. Рекомендуется предусмотреть отдельные мероприятия для улучшения критериев с низкой оценкой.

[38 - 45] - высокий результат, характеризующий устоявшуюся и применяемую систему критериев завершенности , которая гарантирует выпуск работоспособного инкремента за спринт. При данном результате, команда по умолчанию выполняет действия, направленные на удовлетворение критериям завершенности и это становится рутинной операцией. Рекомендуется зафиксировать подход как эталонный и разработать стандарт на уровне организации.


Масштабирование

Механизмы масштабирования самого продукта и производственных мощностей определяют капитализацию компании и прибыль.

  • Кадровое обеспечение - данный механизм определяет два способа наращивания штата новых сотрудников. Первый способ - запрос функциональных подразделений, второй способ - запрос продуктовой команды.

  • Новый продукт- механизм при котором происходит разворачивание нового продуктового направления. Первый способ - ресурсное привлечение отдельно взятого сотрудника, второй способ - привлечение устоявшейся продуктовой команды.

  • Новые клиенты - механизм при котором происходит внедрение существующих продуктов для нового клиента. Первый способ - для каждого клиента отдельная ветка и свой вектор развития продукта; второй способ - выделяется общее ядро и собственная ветка разработки для каждого клиента в рамках слоя кастомизации; третий способ - единственная ветка разработки с общими архитектурными механизмами.

  • Архитектура - механизм, который регулирует способ управления и развития архитектуры. Первый способ - монолитная архитектура, второй способ - микросервисный монолит, третий способ - микросервисная архитектура, четвертый способ - оркестратор бизнес процессов.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Кадровое обеспечение

Наблюдение за способом наращивания штата новых сотрудников

запрос функциональных подразделений - 1 балл

запрос продуктовых команд - 5 баллов

Новый продукт

Наблюдение за способом мобилизации ресурсов на новые продуктовые направления

привлечение отдельно взятого сотрудника - 1 балл

привлечение устоявшихся команд - 5 баллов

Новые клиенты

Наблюдение за способом внедрения существующих продуктов для новых клиентов

своя ветка для каждого клиента - 1 балл

общее ядро и собственная ветка разработки для каждого клиента - 3 баллов

единственная ветка разработки с общими архитектурными механизмами - 5 баллов

Архитектура

Наблюдение за способом развития архитектуры

монолитная архитектура - 0 баллов

микросервисный монолит - 1 балл

микросервисная архитектура - 3 балла

оркестратор - бизнес процессов - 5 баллов

Определение интегральной шкалы оценки свойства масштабирование не целесообразно, так как оно не является обязательным условием для организации продуктовой разработки. Максимальная оценка характеризует вариант при котором может быть достигнут высокий синергетический эффект для компании в рамках оптимизации затрат на запуск нового продуктового направления или поддержку уже имеющихся. Обоснование метрик будет более подробно рассмотрено в рамках ценностной модели обоснования трансформации.


Подробнее..

SCRUM Развитие сотрудников и продуктовых команд

27.05.2021 12:14:32 | Автор: admin

Статья раскрывает тему прямых и косвенных механизмов развития сотрудников и продуктовых команд внутри компании. К прямым механизмам относятся коучинг, менторство, терапия, тренинг и консультация, спонсируемые и поддерживаемые на уровне руководства компании. К косвенным относятся такие механизмы, как культура фасилитации встреч и мероприятий, а также проявляемые стили управления в зависимости от ситуации. Проявление косвенных механизмов зависит от знаний и опыта сотрудников с руководящей функцией как лидера мнения.

В статье предложена система метрик для измерения и дальнейшего анализа атрибутов сложившейся системы развития сотрудников внутри организации.

Остальные части программы оценки готовности к трансформации:
SCRUM: Понимание и применение фреймворка
SCRUM: Разработка и поставка продукта
SCRUM: Гибкое управление продуктовыми направлениями

Фасилитация встреч и мероприятий

Способ и характер организации встреч внутри группы людей определяет возможность личностного и командного роста. Фасилитация - искусство направления групповой дискуссии в конструктивное и продуктивное русло. Фасилитатор отвечает за планирование и организацию необходимого процесса, когда как группа людей отвечает за предоставление содержания с учетом своей экспертизы. Фасилитация помогает организовать события ориентированные на достижение цели в рамках эффективного использования времени, а также вовлечения участников в дискуссию (предоставление возможности всем высказать свое мнение, создание атмосферы где можно быть услышанным, создание атмосферы где владеешь принятыми решениями).

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Роль фасилитатора

Наблюдение за выделением роли фасилитатора в компании

отсутствует выделение и признание роли на уровне компании - 0 баллов

роль фасилитатора проявляется у сотрудников с не руководящими функциями - 1 балл

сотрудники с руководящими функциями выполняют роль фасилитатора - 3 балла

присутствует выделение и признание роли на уровне компании - 5 баллов

Знания фасилитатора

Наблюдение за проявлением знаний фасилитатора в рамках:

- Цель события
- Составные части темы для трансляции
- Бэкграунд и степень синхронизации участников
- Поведение участников в группах
- Набор используемых техник фасилитации

слабо развития система знаний фасилитатора - 0 баллов

сильно развития система знаний фасилитатора - 5 баллов

Навыки фасилитатора

Наблюдение за проявлением навыков фасилитатора:

- Ясное выражение мыслей
- Умение слушать, понимать быстро и фокусировать внимание на важном;
- Структурирование и ведение темы;
- Парафраз вклада участников
- Суммирование и визуализация основных моментов дискуссии
- Мотивация и подогрев участников
- Предоставление правил и инструкций события для участников
- Интеграция результатов смежных групп в общий процесс
- Управление таймингом
- Идентификация динамики группы и соответственная реакция
- Фиксация общего обзора события

слабо развития система навыков фасилитатора - 0 баллов

сильно развития система навыков фасилитатора - 5 баллов

Правила организации

Наблюдение за проявлением правил организации и проведения событий:

- Цель события и ожидаемый результат;
- Содержание и программа события;
- Участники и их роли;
- Время проведения, длительность и место;

Правила фасилитации не устанавливаются - 0 баллов

Правила фасилитации устанавливаются для событий - 3 балла

Для периодических событий , правила зафиксированы в едином месте (например confluence) - 5 баллов

Техники фасилитации

Наблюдение за проявлением различных техник при фасилитации событий:

- Брейншторминг
- Консенсус
- Дискуссия
- Интервенция
- Фокус на повестку события
- Основные правила события

техники фасилитации не выделяются и не используются - 0 баллов

ограниченное использование техник фасилитации - 3 балла

проявление гибкости в использовании техник фасилитации в зависимости от ситуации - 5 баллов

[ 0 - 19] - низкий результат, характеризующий слабо развитую культуру фасилитации событий в компании. При данном результате выделяется директивный способ организации, целью которого является трансляция задач от сотрудников с руководящими функциями без процессинга и обсуждения с исполнителями. Рекомендуется разработать программу в разрезе культивации философии фасилитации на уровне среднего менеджмента компании.

[20 - 25] - высокий результат, характеризующий устоявшуюся культуру фасилитации событий внутри компании, целью которой является создание удобных механизмов для владельцев содержания. Данный способ организации событий предоставляет модель встреча-развлечение, на которой у участников формируются доверительные отношения, целеполагание и вовлеченность в ожидаемый результат. При данном результате рекомендуется сделать акцент на развитие личностных характеристик сотрудника с функциями фасилитатора.


Методы развития продуктовых команд

Наличие в компании гибкой системы практик личностного и командного роста позволяет сформировать и укрепить устойчивую позицию HR-бренда, в которой сотрудник видит горизонт своего развития в контексте развития компании. Можно выделить следующие методы развития продуктовых команд:

  1. Коучинг - метод тренировки, в процессе которой, устанавливаются цели для достижения. В свою очередь, коуч-тренер помогает команде достигнуть данные цели, используя знания предметной области, навыки межличностного общения и фасилитации.

  2. Менторство - метод тренировки, при которой, происходит трансляция шаблона знаний и опыта от спонсора-ментора для формирования необходимых паттернов профессионального поведения. Для успешной реализации данного метода, необходимо наличие у ментора ярко выраженной экспертизы в предметной области и лидерские качества.

  3. Терапия - метод, позволяющий сотруднику или продуктовым командам снять с себя психологические или физические симптомы профессиональной нагрузки с помощью выстроенного доверия и возможностью быть услышанным.

  4. Тренинг - метод, при котором эксперт в предметной области делиться своим знанием и опытом с применением разработанных методических материалов. Целью данного процесса является предоставление новых знаний и инструментов для группы сотрудников за короткий промежуток времени.

  5. Консультация - метод, позволяющий функциональным подразделениям компании или продуктовым направлениям получить независимую оценку эксперта для решения бизнес проблемы в части организации работ производственных направлений.

Характеристика

Метод исследования

Метрика

Коучинг

Наблюдение за принципом целеполагания команд продуктовых направлений

отсутствует роль, которая помогает команде ставить и достигать цели - 0 баллов

команда проявляет принцип самоорганизации для установки цели - 1 балл

выделяется роль коуча, которая помогает команде ставить и достигать цели - 3 балла

выделяется роль коуча, признанная на уровне компании, которая помогает команде ставить и достигать цели - 5 баллов

Менторcтво

Наблюдение за проявлением данного метода при адаптации нового сотрудника или горизонтальном карьерном росте

отсутствует роль, которая помогает адаптироваться сотрудникам - 0 баллов

проявление принципа самоорганизации при адаптации - 1 балл

выделяется роль ментора, которая помогает сотруднику с адаптацией - 3 балла

выделяется роль ментора, признанная на уровне компании, которая помогает сотруднику с адаптацией - 5 баллов

Терапия

Наблюдение за существованием механизмов психологической разгрузки

сотрудники не привыкли делиться переживаниями - 0 баллов

у сотрудников есть неофициальные каналы, где они могут поделиться переживаниями - 1 балл

у сотрудников есть официальные каналы, где они могут поделиться переживаниями с возможностью быть услышанными компанией - 3 балла

выделяется роль сотрудника к которому можно обратиться за поддержкой и психологической разгрузкой - 5 баллов

Тренинг

Наблюдение за подходами обмена знаниями и опытом внутри компании

внутри компании тренинги не проводятся - 0 баллов

тренинги имеют несистемный характер проведения - 1 балл

существует комьюнити экспертов для проведения тренингов - 3 баллов

существует комьюнити экспертов, поддерживаемого компанией, для проведения тренингов - 5 баллов

Консультация

Наблюдение за подходами обмена знаниями и опытом снаружи компании

компания замкнулась в себе и ограничивает общение с внешним миром в части развития собственных подходов - 0 баллов

компания принимает активное участие в семинарах и воркшопах - 3 балла

компания принимает активное участие в семинарах, существуют партнерские отношения с проверенными консультантами - 5 баллов

[ 0 - 10] - низкий результат, характеризующий отсутствие у компании осмысленного подхода к развитию и адаптации кадров. В случае динамической среды стартапа, может наблюдаться эмоциональное выгорание сотрудников на горизонте испытательного срока; в случае умеренной корпоративной среды, наблюдается проявление низкой культуры развития сотрудников, как осознанный выбор компании для снижения затрат рынка низкотехнологичной продукции. При данном результате, целесообразность разработки программы обусловлена видением инвесторов в части долгосрочности нахождения компании на рынке, а также высокотехнологичностью продукции.

[11 - 20] - средний результат, характеризующий ограниченный набор методов развития продуктовых команд или не системность их использования. В случае динамической среды стартапа, может наблюдаться эмоциональное выгорание сотрудников на горизонте одного года; в случае умеренной корпоративной среды, может проявляться фрустрация и стагнация в развитии профессиональных навыков и знаний у сотрудников. В первую очередь, рекомендуется сделать акцент на развитие менторства и системы тренингов для сотрудников.

[21 - 25] - высокий результат, характеризующий зрелую систему развития и поддержки продуктовых команд. В арсенале компании имеются все доступные методы для формирования у сотрудников необходимого проактивного паттерна отношения к труду, новых навыков и знаний. При данном результате, компания осознаёт необходимость инвестицией в человеческий ресурс, так как он является потенциалом роста продуктовых направлений. Рекомендуется рассмотреть создание образовательного комплекса (аналоги GeekBrains, SkillFactory и т.д.) в периметре компании в целях становления и развития кадрового резерва.


Стили управления

Подходы и стили лидерства определяют развитие команд в сторону директивного и процедурного или кооперативного и творческого взаимодействия. В силу того, что лидеры являются агентами изменений, их особенности личности и темперамента будут проецироваться на выстраиваемые процессы в продуктовой команде. Компании необходимо тщательно относиться к подбору сотрудников с руководящими функциями с позиции ярко выраженных стилей лидерства.

Характеристика

Метод исследования

Стиль коуча

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- оказывает поддержку сотрудникам
- предоставляет направление вместо прямых указаний
- ценит обучение как возможность роста
- спрашивает наводящие вопросы
- знает свои сильные и слабые стороны

Стиль идеолога

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- настойчивый
- стратегическое мышление
- склонный к риску
- воодушевляющий
- оптимистичный
- инновационный
- харизматичный

Стиль слуги

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- мотивация команды
- развитые навыки коммуникации
- персональная забота о команде
- стимулирует коллаборацию и вовлеченность
- привержен профессиональному росту команды

Стиль автократа

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- самоуверенность
- целеустремленность
- речь чистая и последовательная
- следует правилам
- ценит стабильность
- ценит иерархичную среду
- ценит контролируемую рабочую среду

Стиль невмешательства

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- проявление эффективного делегирования
- верит в свободу решения
- предоставляет необходимые ресурсы и инструменты
- возьмет контроль над ситуацией если необходимо
- предоставляет конструктивную критику
- развивает лидерские качества у команды
- предоставляет автономную рабочую среду

Стиль демократа

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- ценит групповую дискуссию
- предоставляет всю необходимую информацию, когда принимает решение
- развивает среду, где все могут поделиться своими идеями
- рациональный и гибкий
- хороший посредник

Стиль темпа

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- устанавливает высокие стандарты профессионализма
- фокусируется на целях
- будет прыгать через головы для достижения цели
- высококомпетентный
- больше ценит производительность и результат, а не софт навыки

Стиль трансформатора

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- имеет уважение со стороны команды
- предоставляет моральную поддержку
- воодушевляет команду для достижения целей
- думает в плоскости общей картины
- креативный
- хорошо понимает потребности организации

Cтиль операционный

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- ценит корпоративную структуру
- проявляет микроменеджмент
- не задает вопросы авторитету
- практичный и прагматичный
- ценит достижение целей
- проявляет модель противодействия

Cтиль бюрократа

Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией:

- ориентированный на детали и задачи
- ценит правила и системность
- имеет высокие стандарты корпоративной этики
- проявляет упрямство
- проявляет высокую преданность компании
- собранный и дисциплинированный

Определение интегральной шкалы оценки свойства стили лидерства не целесообразно, в связи с тем, что каждый стиль имеет место быть в зависимости от конъюнктуры и ниши рынка, которую занимает компания.

Стоит отметить, что для компаний-стартапов, специализирующихся на выпуске новых продуктов на рынок для поиска устойчивой бизнес модели необходимо иметь самоорганизующуюся рабочую среду с идеологией, креативностью и свободой мысли. Для создания и поддержки данной среды, отлично подойдут лидеры мнения со следующими стилями: стиль идеолога, стиль слуги, стиль трансформатора, стиль темпа.

В свою очередь, компании, нащупавшие устойчивую бизнес модель для своего продукта начинают искать возможности для его масштабирование на новые рынки и новых клиентов. Для осуществления данных целей, хорошо подойдут следующие стили лидерства: стиль коуча, стиль невмешательства, стиль демократа по отношению образованных продуктовых команд на этапе стартапа.

Для развития продуктовых команд, противопоказано иметь лидеров с ярко выраженными стилями: стиль автократа, стиль операционный, стиль бюрократа. Данные стили будут сдерживать развитие продуктового направления и развитие самоорганизующихся команд из-за особенностей внутренних качеств лидера.

Подробнее..

Перевод Слайды для миллиардного стартапа

21.01.2021 18:22:37 | Автор: admin

В рамках бесплатного спринта по созданию презентаций для стартапов я перевела полезные советы от Y Combinator.

Y Combinator лучший в мире акселератор для стартапов по количеству единорогов (25), по объему привлеченных инвестиций ($27 млрд) и по капитализации выпускников ($300+ млрд). 125 компаний с оценкой $150M+

Как создать лучший Pitch Deck

Ниже приведена адаптация презентации, которую я даю стартапам YC, прежде чем мы попросим их создать свои презентации для Демо-дня.

Вот как сделать надежную презентацию для Демо-дня. Следует помнить, что у вас уже есть все необходимое для создания отличной презентации.

Вероятно есть 100 причин, почему ваша компания великолепна, но люди смогут вспомнить парочку из них после короткой презентации или питча. С каждым из вас мы сели и выяснили 5-7 самых важных идей, которые люди должны знать о вашем стартапе. Вы хотите, чтобы инвесторы запомнили именно эти 5-7 пунктов.

Как вы уже поняли после Prototype Day, вам повезет, если они смогут вспомнить хотя бы 1 или 2 из этих пунктов в контексте 100 других компаний, презентующихся вместе с вами.

Если вы просто четко изложите свои идеи, то добьетесь большего успеха, чем 99% стартапов. Потому что прежде чем кто-то сможет вспомнит, он должен это понять. Вот как я делаю вещи легкими для понимания:

  • Я делаю это разборчивым.

  • Я делаю это простым.

  • Я делаю это понятным (очевидным).

Вот как заставить людей не понимать:

Оригинал
  • Сделать это неразборчивым

  • Сделать это сложным для понимания

  • Сделать это неочевидным

Я собираюсь вдалбливать это снова и снова: ваши слайды НЕ должны быть неразборчивыми, сложными или неочевидными. Слайды должны быть разборчивыми, простыми и понятными.

Я хочу вас предупредить, прежде чем двигаться дальше в своей презентации. В этой презентации слишком много чертовых слайдов. Если бы это была настоящая презентация для Демо-дня, я бы сделал гораздо меньше слайдов. Это визуальное эссе, это очень разные вещи. Пожалуйста, не делайте визуальное эссе.

Разборчивость

Хорошо, давайте поговорим о разборчивых слайдах. Если люди не смогут его прочесть ваш слайд, они не смогут его понять. На Демо-дей в зале будет более 500 людей. Они не смогут все сидеть в первом ряду. Многие из них люди в возрасте, так что зрение у них, возможно, не самое лучшее.

Оригинал

Разборчивые слайды могут читать даже старики, сидящие в заднем ряду с плохим зрением. Вот как вы можете это сделать:

  • Настройте большой размер шрифта.

  • Используйте жирный текст.

  • Выберите простой шрифт.

  • Сделайте хороший контраст текста и фона.

Кроме того, текст наверху легче читать из задней части комнаты. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Оригинал

Это не совсем ужасно. Проблема заключается в контрасте и позиционировании текста. Давайте попробуем еще раз.

Оригинал

Уже лучше, но на этом слайде осталось много текста, который не оптимизирован для разборчивости, потому что нас ограничивает скриншот. Вот версия, которую каждый сможет прочитать из задней части комнаты.

Оригинал

Следующий слайд взят из Shred Video. Это из их презентации в Prototype Day (спасибо, ребята, что дали мне разрешение использовать это), и это то, что должно объяснить, что делает их стартап.

Как вы можете видеть (или не видеть), текст слишком маленький и слишком тонкий. Текст, который объясняет, что они делают, находится в нижней части слайда. Их технология удивительна. Программное обеспечение Shred может автоматически редактировать видео из нескольких часов необработанной съемки во что-то, что выглядит так, как будто оно было сделано профессионалом, всего за несколько секунд. К сожалению, они в основном скрыли это в светло-сером цвете в нижней части слайда. К Демо-Дню их описание упростилось, и текст, который они использовали для его описания, был большим и располагался во главе слайда.

Простота

Давайте поговорим о простых слайдах. Простые идеи легко понять.

Оригинал

Но что именно это означает? Что ж, простое и сложное имеют одно и то же происхождение.

Слово "plex" означает плетение, скручивание или складывание.

Простые идеи это те, которые не переплетаются с другими идеями. Они одна нить. Они одна идея. Таким образом, простой слайд выражает одну идею. Не загромождайте слайды множеством идей. Вот как вы все усложняете. Некоторые идеи могут занять более одного слайда, чтобы вы смогли выразить свою точку зрения. Но вы должны очень постараться сделать это за один слайд.

Оригинал

Поскольку у вас есть только 5-7 идей, которые вы хотите донести до инвесторов, у вас не должно быть слишком много слайдов. Презентация для Демо-дня в идеале занимает всего 5-7 слайдов.

Давайте рассмотрим еще один пример из нашего стартапа. Вот очень ранняя версия слайда из Afrostream, объясняющая, что они делают.

Они поместили здесь две идеи, пытаясь передать, что именно они построили и для кого.Здесь слишком много текста. Возможно, было бы хорошо, если бы они просто поместили выделенные части, но они совершили очень распространенную ошибку, которую, как я вижу, совершают многие стартапы. Они постарались упаковать в этот слайд все мелкие нюансы своего бизнеса. В результате получается слайд, который никто не может легко запомнить.

Сравните это со слайдом, который они в конечном итоге используют в Демо-день, чтобы объяснить свой стартап:

А-а-а, это как глоток свежего воздуха. Коротко, сладко и легко запоминается. Как только вы решите, какую идею вы хотите передать на слайде, вы должны выяснить, как сделать так, чтобы ваша аудитория нашла эту идею. Лучший способ помочь людям найти одну идею на каждом слайде сделать ее очевидной.

Очевидность

Давайте поговорим об очевидных слайдах. Очевидные слайды это те, которые можно понять с первого взгляда. Вот простой тест, который вы можете использовать, чтобы проверить, является ли слайд очевидным: покажите его незнакомцу и попросите его рассказать вам, что это значит. Если он сразу не скажет вашу идею, вы не смогли сделать идею очевидной.

Оригинал

Это происходит потому, что идеи, которые очевидны, очень быстро воспринимаются. Почему мы заботимся о скорости понимания? Что ж, для презентации Демо-дня следующие две вещи делают ее очень сложной для вас.

  1. У вас есть только 2 минуты и 30 секунд.

  2. Люди легко отвлекаются.

На самом деле инвесторов еще легче отвлечь, чем большинство других людей. Их легко отвлечь, потому что они нетерпеливы. Если они не поймут вашу точку зрения сразу, они начнут проверять свою электронную почту.

Мы не можем заставить инвесторов смотреть и слушать вас все время. Трудно сосредоточиться на более чем 100 презентациях, даже если это ваша работа. Проявите хоть немного сочувствия. Способ облегчить работу инвестора убедиться, что любой слайд, который вы показываете, можно понять с первого взгляда. Таким образом, они просто поймут его, когда оторвутся от проверки своей электронной почты.

Вот как я делаю вещи очевидными: я начинаю с того, что делаю их разборчивыми и простыми. (См. два пункта выше.) Затем я стараюсь сделать свою идею ясной. Вот вам пример:

Уточнение: этот слайд не является явным. Вы, вероятно, можете догадаться и понять, что он представляет собой какой-то график роста, но это не сразу ясно.

Это лучше, но идея, которую я хочу выразить, может быть более очевидна:

Оригинал

Бум. Это как если бы я положил Клиффсноты прямо на слайд. Не нужно гадать, как дела у моего стартапа,я показал это наглядно. Вот еще один вариант одного из наших стартапов.

Без подписи вам пришлось бы изучить график, чтобы прийти к такому выводу. Просто написать это, и мне почти не нужно смотреть на график.

Еще один способ, которым я делаю свои слайды очевидными, - это избегать отвлекающих факторов в своих слайдах. Теперь, когда я говорю отвлечения, я имею в виду информационные отвлечения. Вот один из способов показать, как работает Dropbox:

Неплохо, но не очевидно. Проблема в том, что люди не могут понять этот слайд сразу. Почему? Ну, на этом слайде много информации. Видите?

Все это дерьмо требует времени, чтобы понять. На самом деле существует закон человеческого взаимодействия, называемый Законом Хика, который описывает, как каждая часть информации, которую мы добавляем к проблеме, имеет свою цену увеличивает число вариантов решений, что увеличивает время, необходимое для принятия решения логарифмически.

Для меня диаграммы это маленькие лабиринты для идей. Они обычно делают путь к идее, которую вы хотите выразить, слишком длинным. Вы не хотите, чтобы инвесторы тратили время, пытаясь понять схему. Вы хотите, чтобы инвесторы сразу же поняли, почему вы потрясающие. Поэтому путь к идее должен быть прямым и быстрым.

Вот некоторые отвлекающие факторы, которых вы должны избегать в своих слайдах.

  • Слишком много текста.

  • Излишние объяснения и предостережения.

  • Чрезмерное брендирование на слайде.

  • Фотографии без заголовков и подписей.

  • Анимация.

  • Переходы.

  • Мемы.

  • Тонкий юмор.

  • Случайный юмор.

В принципе, не пытайтесь сделать слайды тем, что они запомнят.

Оригинал

Инвесторы вкладывают деньги в команды, а не в слайды. Ваши слайды должны сделать ваши идеи более ясными. Не позволяйте слайдам отвлекать инвесторов от того, что вы говорите. Вы хотите, чтобы они были впечатлены вами. Не вашими слайдами.

Есть, однако, одно исключение из этого правила: когда ваша цель показать сложность или ошеломить аудиторию. Обычно это происходит, когда стартап хочет поговорить о том, насколько трудна проблема, которую он решает. Я приведу вам пример из презентации Magic.

На этом слайде они подчеркивают, что их программное обеспечение абстрагирует тысячи сервисов в единый интерфейс. Чтобы донести суть, они показывают слайд каждого необходимого сервиса, которую они могли предполагают в каждой отрасли, рынке и организуют это в огромную таблицу.

Как правило, не идеально показывать слайд каждого потенциального конкурента на рынке. Логотипы представляют проблему. Чтобы пользователи могли воспользоваться всеми этими услугами, они должны были бы создать учетную запись для каждого сервиса. Это проблема открытия и удобства использования. Каждый логотип также представляет каждый бизнес, который теперь может взимать премию за решение проблем своих пользователей. Это ошеломляет по какой-то причине, и обычно именно тогда можно нарушить правила.

Гребаные Скриншоты

Давайте поговорим о скриншотах. Обычно я ненавижу скриншоты в демонстрационных презентациях. Скриншоты почти всегда неразборчивы, сложны и неочевидны. Они нарушают все 3 правила! Текст в большинстве интерфейсов слишком мал (не разборчив). Большинство интерфейсов делают несколько вещей (не простых). Большинство скриншотов занимают больше времени, чем один взгляд, чтобы понять (не очевидно). Они самые худшие.

Вот поиск изображений Google для "скриншотов":

Можете ли вы сразу понять любую из этих картинок? Нет.

Если вы пытаетесь показать, что вы делаете, я рекомендую показать самую упрощенную версию этого. Маркированный список шагов моя любимая техника для этого.

Этот слайд гораздо лучше объясняет простоту использования продукта SparkGift, чем любой рабочий процесс, который они могли бы показать из своего реального интерфейса.

Иногда компании может повезти, и они смогут объяснить, что они делают, в двух пунктах. Вот как это сделал Meadow:

Употребление наркотических веществ на основе марихуаны в РФ является административным правонарушением, караемым штрафом.

На мой взгляд, этот слайд гораздо лучше, чем любая комбинация кнопок, ссылок и хрома, которую они могли бы разместить там, чтобы выразить ту же самую идею.

Разочарование, которое я испытываю из-за скриншотов в питч деках, касается также скринкастов и видео. Подумайте дважды, прежде чем пытаться использовать что-то из этого.

Вероятно, вы можете сделать гораздо больше, чтобы улучшить свою презентацию, но это хорошее начало. Опять же, вот как сделать солидную презентацию на Демо-дей:

Spoiler

Сделайте ее разборчивой. Сделайте ее простой. Сделайте ее очевидной.

Если вы просто сделаете эти три вещи, у вас будет презентация, которую любой, сможет понять. И поскольку понимание это основа для того, чтобы кто-то был достаточно восхищен, чтобы потом захотеть поговорить с вами, это хорошее место для старта.

Две недели подряд мы проводим мероприятие под названием Prototype Day, чтобы все стартапы впервые представили друг другу свои идеи. Что они быстро понимают, так это то, насколько плохо они описывают свои стартапы, что их даже запоминают коллеги в батче.

Если вы хотите помочь с переводами полезных материалов библиотеки YC - пишите в личку, телегу @jethacker или почту alexey.stacenko@gmail.com

Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.

Полезные материалы

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru