Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Прогресс

Эпоха визуального контента развитие или результат регресса пристрастия пользователей и закономерности восприятия

19.03.2021 20:17:05 | Автор: admin
Мы живём во времена, когда традиционные формы передачи информации уходят в прошлое, а центральную роль в человеческой коммуникации приобретает визуальный контент. Как уже не раз отмечали авторы Хабра, это связано с нейробиологическими закономерностями, в первую очередь, с простотой восприятия и быстрым запоминанием визуальной информации, которая обусловлена количеством нейронов КГМ, участвующих в процессе. Закономерно быстро растет и само количество информации, так, в соответствии с оценками Seagate и IDC, мировой объем информации, записанной в цифровом виде, к 2025 году достигнет 160 зеттабайт, хотя ещё в середине нулевых его оценивали в 0,16 зеттабайт. Немалая часть этого количества приходится на визуальный контент.



Столь существенный рост во многом обусловлен визуальным (графическим, видео и 3D контентом). Неуклонно растущая популярность именно визуальных средств передачи и обмена информации некоторыми считается свидетельством деградации человеческих способностей на фоне технического прогресса. Другие, напротив, считают эти процессы естественной реакцией восприятия на эволюцию коммуникационных технологий и не видят поводов для тревоги. Под катом попытка осмыслить существующие взгляды на изменения поведения пользователей при росте интереса к визуальному контенту, понять влияние тенденций развития визуальной коммуникации.

Влияние коммерческого сектора и проблема скорости покупки


Бабло, как многие знают, побеждает зло. По этой причине сегодня большинство тенденций, связанных с контентом, зарождаются в качестве трендов электронной коммерции. Массовая любовь к визуальному контенту не стала исключением. Когда стоит вопрос быстрого получения информации о товаре, пользователь интуитивно выбирает тот способ, который позволит получить представление о товаре быстрее.

Сторонники деградационной парадигмы считают культура современного потребления такова, что покупателям не очень хочется часами разбираться в сотнях характеристик, задумываться над смыслом написанного в даташитах. При этом визуальный контент сразу дает представление о внешнем виде товара, который для многих оказывается одним из наиболее значимых критериев.

Отчасти, такое мнение подтверждается маркетинговыми исследованиями поведения пользователей интернет-магазинов. Там значительная часть пользователей ограничивается информацией о 2-3-х наиболее значимых характеристиках, а всё остальное время просматривает фото на страницах товара или видеообзоры, не содержащие подробных сведений о характеристиках.

Противники регрессивной гипотезы отмечают, что нет ни одного репрезентативного исследования на эту тему, а само поведение пользователей характерно далеко не для всех сегментов рынка. Например, при выборе компьютеров, смартфонов и других сложных устройств внимание покупателей, как правило, сконцентрировано на характеристиках, а некоторые продавцы даже не утруждают себя размещением фото приличного качества в достаточном количестве.

Также в этом смысле интересно появление новых форматов визуального контента, таких как VR-туры для продажи недвижимости, AR для оффлайн магазинов и 3D-обзоры техники. Все эти форматы предполагают интерактивное взаимодействие с контентом, с получением подробной текстовой информации о характеристиках товара или объекта.

Например, 3D-обзоры ноутбуков от компании REVIEW3 содержат детальные модели лэптопов, наводя на интерфейс, можно видеть текстовую информацию о нём. Аналогичным образом работают AR-решения для офлайн ритейла, в них существует возможность получать информацию о характеристиках устройства, не заглядывая в даташит, сразу на экране смартфона. VR-решения в недвижимости также позволяют предоставлять дополнительную текстовую и звуковую информацию, которые дополняют представление потенциального покупателя об объекте.

Тут важно отметить, что все эти типы контента, согласно данным маркетинговых и научных исследований (ссылки), обладают более высокой конверсией, по сравнению с привычными фото и видео. Т.е., по всей видимости, для покупателя скорость и наглядность отнюдь не компенсирует информативность.

Споры об эффективности в обучении


Традиционалисты от образования убеждены, что классические методы обучения с минимальным количеством как цифрового, так и физического визуального контента максимально эффективны. Они полагают, что отсутствие дополнительных наглядных примеров и получение информации из сухих наукообразных текстов способствует развитию когнитивных способностей. Наличие же визуальных примеров, работающих на умозрительном уровне, делает обучение слишком простым, в результате мозг, якобы, создает менее стойкие очаги возбуждения.

Их противники убеждены в том, что чем нагляднее материал, тем больше информации будет усвоено, а также, что сухость научных текстов лишь усложняет понимание учебного материала или проблемы. Последние продвигают идею о том, что современные методы обучения позволят учащимся и студентам получать исчерпывающее представление об изучаемых предметах и явлениях благодаря визуализации в VR, AR и 3D контенте.

На текущий момент существуют исследования объективно подтверждающие, что при наличии визуализации усваивается значительно больше информации. Таким образом, можно констатировать, что человек лучше запоминает информацию, представленную в виде визуального контента, по сравнению с текстовым или аудиальным.

По моему представлению, визуальный контент незаменим при изучении анатомии и физиологии, технических дисциплин, физики, химии, а отказ от его использования лишь затягивает обучение. При этом нельзя не отметить, что способность к пониманию сложных текстов и сухой наукообразной информации действительно способствует когнитивному развитию. Продираясь per aspera ad astra вгрызаясь в сухие научные тексты учащиеся тренируют образное мышление, способности к обобщению и анализу в попытке осмыслить и представить написанное вместо использования готового визуального контента. Так создаются новые нейронные связи, в том числе в структурах мозга, отвечающих за когнитивные процессы.

Блоги и социальные медиа


Ещё одним сегментом, в котором очевиден рост использования визуального контента, являются блоги и социальные сети. Очевидно, что из преимущественно текстовых ресурсов они все больше становятся визуальными. Текстовая и аудиальная информация сегодня воспринимается не как основная, но как вспомогательная, дополняющая визуальный контент.

Хорошо демонстрирует ситуацию сравнение динамики роста удельного веса в структуре мировых данных классических и новых социальных медиа. Например, делавший ставку на различные виды контента и обилие сервисов Facebook завоевал в конкурентной борьбе свой первый миллиард пользователей за 7 лет существования, тогда как TiK-Tok, платформа, фокусирующая пользователей на примитивном визуальном контенте, набрала тоже количество за 3 года. До этого несколько лет были связаны со стремительным ростом аудитории Instagram, также с преимущественно визуальным контентом.

В качестве заключения


Такие результаты свидетельствуют лишь о том, что визуальный контент является основным способом получения информации, а также, что наиболее предпочтительная форма коммуникации также предполагает визуальную составляющую. Более того, что пользователь скорее предпочтет не статичное, а динамичное изображение (т.е. видео или некий интерактивный формат, типа 360photo, VR-тура или 3D-обзора. Иными словами, мы стали свидетелями и участниками революции медийного потребления. Более того, как мне кажется, даже не одной за последние 10 лет.

И как у любой революции, т.е. у быстрого коренного изменения, у повсеместной визуализации есть как позитивные, так и негативные стороны. Я не готов стать на сторону тех, кто утверждает, что обилие визуального контента приводит к массовой деградации, и полагаю, что это совершенно естественная эволюция контента, обусловленная особенностями человеческого восприятия, с одной стороны, и техническим прогрессом, с другой. Между тем, нужно признать, что в рассуждениях традиционалистов есть здравое зерно, работа со сложными, сухими текстами на самом деле стимулирует появление новых нейронных связей, развитие образного мышления, фантазии, способствует быстрой адаптации к незнакомым текстам и возможности выделять и усваивать главное в большом количестве информации. Буду признателен за мнение читателей на этот счет в комментариях.
Подробнее..

Recovery mode А есть ли интеллект и прогресс? или по мотивам Будущего здесь нет или что останавливает прогресс

01.12.2020 00:06:56 | Автор: admin
Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей
Аристотель



Чтобы найти ответы на вопросы из заголовка, попробуем разобраться что такое прогресс и как он связан с разумом. Кто-то считает, что прогресс ускоряется, но есть и те, кто считает, что прогресс замедляется.

Как измерить прогресс?


Прогрессом принято считать процесс развития от простого к сложному, от менее организованного к более организованному. Многие признают этот процесс нелинейным и не всегда монотонным. И так устроено мышление человека, что если ему попадается сложная загадка, например, оценить прогресс, то обычно пытаются разделить такую задачу на какие-то отдельные части. Такими отдельными составляющими, по которым можно что-то понять о прогрессе можно считать те, что приведены в википедии:

  • социальная (приближение общества к свободе, равенству и справедливости),
  • материальная (материальное производство и удовлетворение потребностей),
  • духовная (переход к нравственным ценностям),
  • научная (непрерывное познание окружающего мира и научная деятельность).


Вообще, статьи о прогрессе обычно изобилуют перечислениями великих достижений, которые должны вдохновлять на ещё большие достижения. Сразу встречается и другая крайность, утверждается, что прогресс настолько стремителен, что его необходимо ограничивать искусственно. Однако нечасто можно встретить и описание обратной стороны этой ярко блестящей медали.

Попробуем рассмотреть отдельные составляющие как признаки прогресса и понять, как говорится, а есть ли мальчик?

Итак, первая составляющая социальная. Придётся рассмотреть несколько аспектов и сразу же можно наткнуться на препятствия.

Первый аспект касается организации власти. Будет опрометчиво утверждать, что в настоящий момент найден удачный способ осуществления политической власти. Даже нельзя сказать что лучше демократия, единовластие, тоталитаризм или какое-нибудь сочетание существующих типов управления. Что-то подсказывает, что эти способы далеки от идеала, кроме того все они известны практически столько, сколько существует человечество. Может быть, это всё устарело и пора придумать что-то новое в условиях глобализации? Но, к сожалению, среди основных государств, включающих в себя подавляющее большинство населения планеты, вряд ли можно найти такое, которое пытается реализовать, или хотя бы предложить что-то такое, что было бы шагом вперёд. И здесь все пристально и вопросительно уставились на Китай, и ждут. Как говорится, время покажет, созрело ли человечество на этот раз. Что же получается в плане власти, куда движемся мы по ступенькам прогресса, вверх или вниз? Пока создаётся ощущение, что вообще ступеньки отсутствуют, тысячелетия проходят а воз и ныне там.

Следующим аспектом считается социальное равенство в экономическом плане. Если посмотреть на степень разрыва между доходами самых богатых и самых бедных, то и здесь трудно утверждать, что наблюдается движение к лучшему, скорее наоборот. А если попробовать заглянуть в будущее? Существуют ли возможности реализовать социализм? Можно ли сказать, что капитализм это идеал, к которому стоило стремиться на протяжении всей истории человечества? Есть ли продвижение вперёд за последние 100 или 200 лет? И опять вряд ли.

Однако с точки зрения третьего аспекта качества жизни достижение в социальном плане, всё-таки, есть. Непрерывный рост населения и средней продолжительности жизни человека красноречиво свидетельствует о медленном, но всё-таки продвижении вперёд (по данным ВОЗ средняя продолжительность жизни на земле составляет более 60 лет, а когда-то в древности люди кое-как дотягивали до 30-40, как утверждают старожилы). Пока нельзя сказать, что человечество победило старость, но жить оно в среднем действительно стало дольше. Много это или мало можно понять, глянув на порог выхода на пенсию. И снова попробуем устремить взгляд чуть дальше носа. Собирается ли человечество побеждать старость? Нет, не болезни, а именно старение, запрограммированный износ организма? Что-то не видно сообщений о том, как учёным были выделены крупные суммы на изыскания в этой области, может быть, кто-то поправит? Всё это были аспекты социальной составляющей прогресса, как видим если и есть какая-то ступенька вверх, то она очень небольшая, пока особенно гордиться нечем.

Вторая составляющая прогресса материальная, то есть производство и удовлетворение потребностей. И здесь, наверняка большинство согласится, без сомнений, человечество достигло небывалых объёмов производства любой продукции, будь это продукты питания, различная техника, медикаменты и проч., практически всё, что угодно и всё это великолепие можно получить с небольшими затратами. Казалось бы, вот они плоды прогресса, живи да радуйся. Но если взглянуть на доступность этих благ, то возникают большие сомнения в том, что потребности каждого человека сейчас могут быть удовлетворены более-менее одинаково. Всё же современное экономическое устройство далеко от идеала. И здесь опять пристально все смотрят в сторону Китая, а вдруг мы когда-то что-то упустили? А там, в Китае, похоже, есть успехи, недавно они заявили, что победили бедность. Получается, что в материальном плане на данный момент из всего человечества есть продвижение вперёд только в Китае.

Третья составляющая духовная касается нравственности, религии и толерантности. Говорить о развитии в таких деликатных вопросах сложно. Можно ли утверждать, что нет угнетения человека человеком? Можно ли считать развитием ограничение на право рождения детей в том же Китае. Более того, существует такое прекрасное выражение золотой миллиард, это что, мечта человечества такая, всех и каждого? Да, ведьм уже не сжигают на кострах, но смертная казнь всё-таки есть. Последнюю ведьму казнили около двухсот лет назад, и с тех пор разного рода гадалки даже зарабатывают на своём ремесле. Неужели и это шаг вперёд? И не смотря на наличие социальных наук, вряд ли кто-то скажет нужны здесь изменения или нет и в какую сторону. Одним словом, если за последние сотни лет и есть какое-то движение вперёд в плане духовности, то увидеть его достаточно сложно.

Ну и, наконец, четвёртая составляющая прогресса наука. И здесь, наконец-то, действительно можно говорить об очевидных, громких и известных достижениях. Но опять-таки, это всё только с одной стороны. Большая часть достижений человечества, необходима для того, чтобы быстрее договориться, быстрее доставить, быстрее продать, то есть чтобы быстрее получить выгоду. Ядерный реактор, к примеру, это выгодно, то есть, условно говоря, можно потратить мало топлива, но получить много денег за электричество. И даже телекоммуникации и компьютерная техника служат в основном не для распространения знаний, а для извлечения прибыли. Любой здравомыслящий человек понимает, что количество действительно полезной информации в интернете убывает всё быстрее и быстрее. Телекоммуникации используются явно не для движения вперёд. Сами телекоммуникационные технологии вообще останутся навсегда лишь рядом с человеком, в космосе они совершенно бесполезны. На Марсе (а это ближайшая к нам планета) не будет никакого общего интернета с землей с помощью электромагнитных волн, это вам не вай-фай роутер установить, или вышку сотовой связи. От обмена данными останется всего лишь электронная почта раз в полчаса и на этом всё, это максимум.

Действительно, наука помогает получать прибыль, но в этом ли заключается основное назначение науки? Разумеется не в этом.

Вот ещё немного неудобных примеров.

  1. Уделяет ли наука достаточно внимания гармонии жизни людей друг с другом, например, внутри одного государства или же между государствами? Ответ скорее всего отрицательный. Веками люди пытаются ужиться друг с другом, самыми серьёзными достижениями к настоящему времени можно назвать лишь появление нескольких социологический теорий, точное количество которых даже трудно определить. Существующие, по большей части философские, объяснительные теории успешно конкурируют друг с другом, а некоторые исследователи даже утверждают, что единой теории вообще нет, поэтому говорить о том, что просматривается или хотя бы угадывается путь построения гармоничного общества не приходится. Что касается конфликтов между людьми, то их количество не особенно пытаются сокращать, и даже наоборот, конфликты планируют и реализуют для того, чтобы извлекать выгоду. Есть ли в этом что-то прогрессивное?
  2. Уделяет ли наука достаточно внимания экологии? вряд ли. Если от чего-то и надо охранять природу, то именно от своей же деятельности. А всё потому, что изготавливать продукцию так, чтобы она быстро не превращалась в мусор невыгодно. Свалки мы стали гордо называть полигонами. Кроме этого существует проблема накопления углекислого газа в атмосфере. Его доля составляет всего лишь какие-то сотые доли процента. Но что бы мы ни делали, количество СО2 неуклонно растёт, а вместе с ним растёт, а может быть нагнетается, страх, вот вам и возможности тераформирования. Вот если бы был Марс, тогда-то мы бы ого-го! говорят некоторые. Жаль только, что на земле всё тераформирование, на которое способен человек сейчас, исчерпывается увеличением количества и размеров полигонов и прочих могильников.
  3. Уделяет ли наука достаточно внимания доступности и качеству образования? Постепенно популярной становится идея, согласно которой нет нужды в большом количестве хорошо образованных людей. Если когда-то пытались ликвидировать безграмотность, то сейчас уже можно говорить о ликвидации грамотности, в подтверждение этим словам даже есть открытые заявления видных политиков о том, что общее образование, не требуется, видите ли, люди превращаются в непокорных вольнодумцев. А из остатков образования, как из процесса, опять же хотят извлечь лишь выгоду. И судя по всему, даже общее образование скоро станет платным и не всем доступным, как в старые добрые времена существования царей. Неужели прогресс и должен быть таким?
  4. Уделяет ли наука достаточно внимания доступности и качеству здравоохранения, ведь это именно то, чего хотелось бы каждому? И опять нет. Тут можно вспомнить об условности бесплатной медицины или ценообразовании медикаментов. Да, технологии совершенствуются, объёмы производства растут, но цены по отношению к зарплате, почему-то не падают, медицина доступнее не становится. А как обстоит дело с тем, чтобы начать побеждать вирусы? О победе над болезнями и старостью говорить не приходится. Кто знает, сколько бы ещё всего мог сделать какой-нибудь великий учёный, если бы не болезни и старость? В конце концов, решив эти проблемы и проблему продуктов питания можно лететь сколь угодно долго к какой-нибудь другой звёздной системе, о том, зачем это надо ниже. Никто не заинтересован в долгой и счастливой жизни, так как это невыгодно. Некоторые известные политики утверждают, что на земле случилось перенаселение. И какой мы должны сделать вывод, что здравоохранение вообще не нужно, потому что людей якобы слишком много?
    Это тоже такой шаг вперёд?

    И, наконец.
  5. Уделяется ли достаточно внимания самой себе, фундаментальной науке? И пятый раз нет. В настоящее время наука не нужна никому, потому что убыточна по своей природе. Кому захочется тратить дорогие денежки просто на то, чтобы появилось какое-то знание, которое в карман не положить, и которое непонятно как применить или хотя бы как продать. А попытки получить выгоду сразу почему-то в науку превращаться упорно не хотят. Кроме того, есть мнение, что количество значимых научных достижений в единицу времени сейчас снизилось примерно до уровня начала 17 века.

Ещё кое-что о науке. При всех видимых и значимых успехах науки, тем не менее, далеко не всё об окружающем мире нам известно. Например, не до конца известна и понятна причина массового вымирания практически всего живого на планете. Такое случалось неоднократно. И вообще говоря, происходило это не по вине человека, ведь тогда его просто не было. И сейчас отдельные виды живых существ исчезают, и человек неплохо прикладывает к этому делу свои руки. Но факт остаётся фактом: виды живых существ исчезали и исчезают на планете, это естественный процесс, он может быть медленным, а может быть очень быстрым. И если уж идти до конца в этом вопросе, то можно сделать весьма грустный вывод, что исчезновение человека как вида это лишь вопрос времени до тех пор, пока человек не предпримет какие-то меры, чтобы этого не произошло. Хотелось бы обратить на это внимание отдельно.

В один прекрасный момент может внезапно понадобиться решать очень (много раз слово очень) сложную задачу. Решать эту задачу придётся сразу всему человечеству, не какой-то одной стране, не какому-то одному учёному и, возможно, придётся делать это за очень короткий промежуток времени. Да и вообще, времени на решение задачи может вовсе не оказаться. За примером далеко ходить не надо. Последние события довольно красноречиво показали готовность системы здравоохранения (и не только её, и не только в какой-то отдельной стране) к такой проблеме как очередной явно не самый смертельный вирус. Говорить о какой-нибудь по-настоящему серьёзной угрозе и вовсе не приходится, всё, что останется сделать в этом случае это просто обернуться простынёй и тихонько ползти в сторону кладбища, и совершенно неважно откуда эта угроза появится, прилетит с метеоритом, или люди сами её создадут. Только давайте не будем который раз говорить о серьёзности происходящего в настоящий момент, дабы не отвлекаться от сути. Сценариев конца всего известно довольно много, даже отдельный пост был посвящён этому, вроде бы.

А суть вопроса такова: готовы ли мы не исчезнуть бесследно вместе с большинством исчезнувших видов на земле? По всей видимости, ответ будет отрицательным. А это означает, что наш отрыв от остальных видов на планете пока минимален и с точки зрения миллионолетней эволюции мимолётен во времени. И ступень развития, на которую мы поднялись на данный момент может оказаться не такой уж и высокой, потому что особенно гордиться пока нечем. Как бы нам не хотелось раздуть щёки пошире, одна вспышка на солнце может сдуть всю атмосферу, а то и всю планету и уже нельзя будет сказать, что в солнечной системе появилась разумная жизнь. Кто должен или может заплатить за решение этого вопроса и кому, и что немаловажно, может ли кто-то этот вопрос решить?

Выгода, выгода, кругом выгода, казалось бы, при чём здесь капитализм? И вот в сухом остатке, пожалуй, самым заметным продвижением вперёд с точки зрения прогресса можно назвать только зарождение науки у человечества как явление само по себе и совершенствование с её помощью мотыги в комбайн. А все неудобные вопросы трудно назвать прогрессом.

А как же интеллект?


И вот здесь хочется поговорить об интеллекте. Нет, к сожалению, не о модном искусственном, а о немодном естественном интеллекте, ведь в этих условиях он должен проявиться в полную силу. Так вот, чтобы исчезновения человека как вида не произошло, необходимо чтобы интеллект как-то проявил себя. И что мы видим с точки зрения хотя бы самого заметного научного прогресса? А там интеллект преследует лишь выгоду, а это есть поесть-подоминировать-поразмножаться, то есть больше похоже не на интеллект, а на обычные животные потребности и рефлексы. То есть торжества разумного начала, к сожалению, пока не видно. Главные атрибуты разума образование и наука на настоящий момент невыгодны и не являются приоритетом. Скорее это удел небольшого количества энтузиастов. Да, мы повернули реки вспять, но, уж простите за аналогию и бобёр умел строить плотины ещё до человека. Можно ли утверждать, что на планете земля появился разум, если он в своих действиях ничем здравым и разумным пока себя не выдаёт? Собственно, в этом и заключается ответ на вопрос куда подевалось наше будущее. В его основу не закладывается ничего разумного.

Что в итоге?


А в итоге можно сказать, что нужна наука. Но не наука сама по себе. Можно сказать по другому. Чтобы победить старость, болезни, войны, экологические проблемы, чтобы бросить вызов естественным законам природы и понять, как использовать новейшие достижения во благо, в конце концов, чтобы был прогресс необходимо, чтобы проснулся интеллект, а то создаётся ощущение, что он начинает засыпать. И образование обязательно должно быть доступным и бесплатным. Только при этих условиях будет больше учёных, а значит больше шансов на решение проблем, когда они появятся, будет больше шансов на решение проблемы, которой пока нет, но которая может появиться внезапно, но будет такой сложной, что хорошо бы иметь её решение уже сейчас, потом пить боржоми будет поздно.

Наверняка многие будут говорить, что образование уже доступно, мол, кладезь знаний интернет доступен любому. Безусловно, интернет это замечательно, он позволяет распространять знания. И действительно, слово образование от слова знать. Но вот что интересно, а много ли есть таких людей, которые без интернета знают какие растения съедобны в незнакомой местности, а какие нет? А много ли таких, кто знает как правильно вырастить много съедобных растений? Много ли таких, которые могут создать какой-нибудь механизм, облегчающий жизнь? Есть ли такие, которые могут вообще добыть хоть какой-нибудь металл, найти, отличить и добыть механически, химически? А много ли таких, кто знает всё это сразу?
Надо ли говорить, что знать это всего лишь половина дела? Чтобы образование было полным кроме знать необходимо ещё и уметь, это, кстати, тоже ещё Аристотель говорил. Много ли таких, кто знает и умеет всё это сразу? Как видим, всё указывает на то, что знаниями и умениями не обладает каждый, а обладает только всё человечество сообща.

А что, если интеллект находится вне человека, как у каких-нибудь насекомых? Ведь на самом деле знания хранятся не в головах у отдельных индивидуумов, а вне их, то есть в книгах, или в том же модном интернете. Получается, что память интеллекта хранится вне любого из нас. Мы можем только почерпнуть оттуда знания на время и попользоваться. Это во-первых. А во-вторых, как на счёт того, чтобы создать что-нибудь новое? Что-либо создать люди могут тоже лишь сообща. Ни один человек сейчас не в состоянии создать что-то новое в одиночку. Это означает, что и способность создавать, видимо, тоже принадлежит не каждому из нас, а только всем вместе.

И что же делать?


А остаётся лишь надеяться, что интеллект, если он и правда есть и если он не спит, то принадлежит человеческому виду и без него существовать не сможет. И чтобы можно было утверждать, что на планете земля появился разум и он развивается, необходимо, чтобы этот разум хотя бы научился держаться на плаву. Как сказал Джордж Карлин в одном из своих монологов планете земля вряд ли что-то угрожает, она переживала и не такое, и людей переживёт, а вот человечеству что-то угрожает однозначно, и вероятнее всего, оно само себя уничтожит (это если перевести на цензурный русский). Необходимо, чтобы интеллект, разум, здравый смысл, наконец, пробудился, иначе собственные усилия людей или катаклизм планетарного масштаба (не говоря уже о космическом стихийном бедствии) просто напросто приведут к исчезновению этой короткой по космическим меркам вспышки разума.
Подробнее..

Что такое памятники науки и техники?

05.03.2021 14:13:31 | Автор: admin

История понятия. Чем был вызван интерес к сохранению объектов науки и техники?

Массовый интерес к объектам науки и техники, как к музейным экспонатам, памятникам или части культурного наследия впервые обозначился во второй половине XIX в. До 1851 года широко известен лишь один пример организации, где были собраны технические изобретения и чертежи - Консерватория искусств и ремесел, открытая в Париже в 1794 году. Из источников известно, что предметы, собранные в "Консерватории..." служили учебным целям и являлись скорее образцами, которые демонстрировали студентам в ходе занятий, а не памятниками. При организации действовала рисовальная школа и бесплатные образовательные курсы по ряду дисциплин.

Здание Музея искусств и ремесел (Париж) Здание Музея искусств и ремесел (Париж)

В 1851 году в Лондоне (в Гайд-парке) при поддержке королевской четы, Виктории и Альберта, и Академии наук была организована первая Всемирная промышленная выставка. Для демонстрации технических новинок, всего за 4 месяца, по проекту архитектора и садовника, Джозефа Пакстона, выстроили грандиозное здание из железных рам со стеклянным заполнением - "Хрустальный дворец". В центре помещения находился стеклянный фонтан с ароматической водой. Выставка длилась 120 дней. Посетители могли увидеть около 17000 предметов: машины, станки, оборудование, мебель, вазы и др. Вокруг были размещены магазины, кафе и танцевальные залы. В перерывах можно было потанцевать, поучаствовать в регате и даже подняться над городом на воздушном шаре. Мероприятие имело грандиозный успел. Его посетили около 6 000 000 человек! После окончания выставки было решено не делить коллекцию, а создать на ее основе новый музей науки и искусства в Южном Кенсингтоне.

Хрустальный дворец Дж. пакстонаХрустальный дворец Дж. пакстона

Подобная затея стала возможна благодаря большому успеху выставки у посетителей и значительным доходам, составившим ок. 186 000 фунтов стерлингов! Но стоит сказать и о другом мотиве. Промышленная революция в сер. XIX в. набирала обороты и технические изобретения моментально устаревали. Это вызывало у многих опасения, ведь потеря первых изобретений, с которых все начиналось, может привести к пробелам в истории техники. А ведь история развития науки очень важна для Англии - на тот момент огромной колониальной державы. Большие территориальные приобретения стали возможны лишь благодаря техническому прогрессу.

Таким образом во 2-й половине XIX в. объекты науки и техники начинают восприниматься как памятники. Вызвано это было научно-технической революцией и быстрой заменой одних изобретений другими. Технический прогресс в то время являлся залогом успешного развития стран. Научные достижения, особенно в военной сфере, наделяли государства весом на международной арене. Сначала это поняли в Великобритании, а затем и в других странах: Германии, России, Австрии и т.д. Всюду стали появляться музеи науки и техники, служившие базой для обучения школьников и студентов, а также хранившие память о достижениях наций на пути технического прогресса. А появление музеев после проведения Всемирных выставок стало регулярной практикой.

Всемирная выставка 1873 г., Вена, Выставочная ротонда в венском ПратереВсемирная выставка 1873 г., Вена, Выставочная ротонда в венском Пратере

Определения памятников науки и техники

На сегодняшний день памятники науки и техники входят в понятие культурное наследие, закрепленное в КонвенцииЮНЕСКО1972г. об охране всемирного культурного и природного наследия. Теперь это не только материальные объекты, но и контекст, который их окружает. Это архитектура, природные ландшафты, а иногда традиции, песни и др.

В качестве примера вспомним английский музей, - Айронбридж. В начале XVIII в. в долине реки Северн, Абрахам Дарби I, придумал простое, но гениальное нововведение, использовать кокс вместо угля для выплавки чугуна в доменных печах. Ранее использовали древесный уголь, что привело к резкому сокращению площади лесов, которых на территории Британских островов и так было не слишком много. Очень быстро вся долина превратилась в крупнейший мировой центр по производству железа и именно в этом месте началась научно-техническая революция. Вскоре в этой местности появились фабрики, заводы, рудники и целые поселения для работников. В 1779 году над ущельем был построен первый в мире металлический мост из чугуна, от него местность и получила свое название ("Iron Bridge" - "Железный мост"). Сегодня шахты, печи, железные дороги, мосты, поселения рабочих, леса и традиционные природные ландшафты являются одним огромным музеем. В1986 году Айронбридж получил статус Всемирного объекта наследия ЮНЕСКО.

Айронбридж, вид с моста вниз по течению рекиАйронбридж, вид с моста вниз по течению реки

Если говорить о Российском законодательстве, то упоминание памятников науки и техники встречается в основном законе РФ об охране культурного и природного наследия 73-ФЗ от 2002 года (см. статью 3). Одним из общепринятых, считается следующее определение: Памятник науки и техники это материальный объект, связанный (прямо или косвенно) с прошедшими этапами науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной или научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры (Бубнов И.Е.Памятники науки и техники: некоторые вопросы практики и теории. Вопросы истории естествознания и техники, 1981, 1, с. 66). Но как мы уже выяснили, памятником науки и техники может являться не только материальный объект, но и окружающая его культурная среда, сегодня это положение определения является причиной многочисленных споров в научной среде. Потому приведем другое, авторское, определение одного из специалистов по данному вопросу, В.П. Боярского. Он называет памятники науки и техники совокупностью материальных объектов и памятных мест, составляющих все стороны исторического развития науки, техники, технологии в системе биосферы, становление и развитие процессов перехода биосферы в ноотехносферу (Боярский П.В.Теоретические основы памятниковедения науки и техники // Памятниковедение науки и техники: Теория, методика, практика. М. 1988. С. 48.)

Ценность и свойства памятников науки и техники

Поразмыслим, зачем нужно сохранять объекты научно-технического прогресса и в чем их ценность. Выделим несколько критериев, которые кажутся автору статьи наиболее важными:

  • Высокая информативность. Изучая объект науки и техники можно узнать многое об историческом этапе, на котором его создали (историческая реконструкция). Также изобретения можно использовать в качестве примеров при обучении школьников и студентов.

  • Привлекательность для публики. Одно дело прочитать о том как выглядел паровоз в книге, а вот прийти в музей и увидеть его собственными глазами - это совсем иные ощущения. А уж если на нем можно прокатиться, то совсем класс!

  • Высокая ценность для изучения истории науки и промышленного дизайна. Любая машина или станок не только рассказывают нам о развитии науки, но являются произведениями искусства.

  • Возможная мемориальная ценность. Если лабораторное оборудование принадлежало Дмитрию Ивановичу Менделееву, то ценность этих вещей, как музейных предметов, многократно возрастает.

    Это лишь примерные свойства, которые первыми пришли автору на ум. Добавляйте свои варианты в комментариях.

Организации, программы и издания, с помощью которых можно узнать больше о памятниках науки и техники

Список источников информации о памятниках науки и техники достаточно велик. Приведем несколько позиций в качестве примеров:

  1. Международный комитет музеев и коллекций науки и техники Committee for Museums and Collections of Science and Technology (CIMUSET). Комитет объединяет специалистов из музеев науки и техники со всего мира. На официальном сайте можно найти некоторые новости об их деятельности, а также публикации по ряду тем.

  2. Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев "АМНИТ", была учреждена по инициативе Политехнического музея в 2015 году. Организация способствует сохранению научно-технического наследия, а также его популяризации. Периодически при "АМНИТ" издается журнал-каталог "Памятники науки и техники в музеях России".

  3. Сайт Политехнического музея. На сайте представлено большое количество информации о конференциях и печатных изданиях, касающихся изучения памятников науки и техники. Также в разделе "Коллекции и фонды" можно увидеть ряд музейных экспонатов и почитать их описание. Подобная функция доступна на сайтах многих российских и зарубежных музеев.

  4. Союз развития наукоградов России. на сайте можно найти много информации о существующих наукоградах, а также планы по их развитию и нормативные документы.

  5. Государственный каталог музейного фонда РФ. Это официальная база данных, включающая сведения об экспонатах, содержащихся в государственных музеях РФ. Помимо фотографий там можно найти краткое описание предмета и его местоположение. Каталог активно ведется с 2017 года и по существующему законодательству к 2025 г. в него должны быть занесены данные обо всех предметах, находящихся в гос. музеях. Частные музеи могут присоединиться к программе добровольно. Из минусов стоит отметить сложность поиска нужного предмета, а также различное качество текстов и фотографий.

  6. Аналогом "Госкаталога" для музеев всего мира является платформа Google Arts & Culture, где также можно найти много интересной информации.

Надеюсь, что данная статья была для вас интересна и полезна. Если вас что-то особенно заинтересовало, напишите об этом в комментариях. Возможно, это и будет тема следующей статьи.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru