На днях в журнале Nature вышла примечательная статья, в которой группа специалистов Стэнфордского университета поделилась необычными находками по теме внетелесных переживаний и диссоциативных состояний. Рассказываем, причем тут ритм и где его обнаружили.
Автор фотографии: David Matos. Источник: Unsplash.com[У нас на Хабре] Ремонт для звука: акустическая подготовка помещения.
Как будто это все было не со мной
Диссоциация это эффект психики. Он возникает в результате травм и некоторых заболеваний например, при эпилепсии. Работает как механизмам психологической защиты: человек, находящийся в состоянии диссоциации, воспринимает происходящее с ним максимально отстраненно.
Так он экранизирует себя от избыточных переживаний. Но если нагрузка на психику оказывается продолжительной или слишком интенсивной, она может приводить к неврозам, нарушениям сна, в очень редких случаях к галлюцинациям. При серьезных травмах к хронической депрессии и диссоциативным расстройствам, в том числе множественной личности.
Несмотря на значимость этих явлений с клинической точки зрения, нейрофизиологические принципы их работы практически неизвестны и все еще требуют длительного изучения и уточнения.
Но проявления диссоциации наблюдают не только у людей. Им подвержены и другие млекопитающие: кошки, собаки и мыши. С последними как раз и работала группа научных сотрудников в Стэнфордском университете. Результаты своего эксперимента им даже удалось перепроверить на человеке.
Ритм внетелесных переживаний
Авторы исследования провели мониторинг активности клеток мозга мышей, находившихся в состоянии медикаментозной диссоциации, и зафиксировали определенный ритм работы участков ретроспленальной коры мозга животных. Как показал высокоточный анализ, местные нейроны вошли в контакт с анатомически связанными участками таламических путей с частотой 1-3 Гц, но в состоянии диссоциации разъединились с основной массой других отделов мозга.
Можно сказать, что мы направили что-то вроде телескопа на неизученный участок неба, а потом увидели нечто неожиданное, заметил один из участников исследовательской группы. Ритм наблюдался исключительно в момент наступления эффекта диссоциации.
Как выяснилось позже, не только у мышей.
Автор фотографии: Solen Feyissa. Источник: Unsplash.comУченым удалось проверить свои находки на одном из пациентов Стэнфордского эпилептологического центра. У него уже была диагностирована эпилепсия, плюс вживлены специальные электроды для лечебной стимуляции и проведения внутричерепной электроэнцефалографии (иЭЭГ). Последняя и показала аналогичную локализацию ритмичной работы нейронов в момент диссоциативного состояния пациента, а стимуляция этих участков мозга позволила воспроизвести диссоциацию.
Как говорят коллеги исследователей, такие работы помогут изучить методы немедикаментозного воздействия на сознание и откроют возможности для анестезии и обезболивающих нового типа.
Каждому свой ритм
В треде на Hacker News практически сразу заметили, что сам по себе ритм не имеет отношения к музыке. Но ответ на это утверждение последовал незамедлительно: ритм и есть музыка.
Спор привел к тому, что резиденты площадки, заинтригованные научной работой, начали делиться треками, способными по их мнению вводить слушателя в состояние потока или каким-то иным образом воздействовать на сознание. В качестве одного из первых последовал UruR (Wardruna), потом пошли примеры этнической музыки (Music of Haiti) и ритмичного эмбиента (Man Forever).
В какой-то момент обсуждение переключилось на книги, рассматривающие музыку в связке с техниками дыхания и медитативными практиками например, Music, Science, and the Rhythmic Brain, описывающую междисциплинарный взгляд на то, как наше тело и сознание реагирует на различные музыкальные композиции: от перемен в настроении до изменений на ЭЭГ.
Участники дискуссии залинковали и треки для нейромедитации, а мы, в свою очередь, на днях собрали неклассические варианты фоновой музыки по рекомендациям самих разработчиков. Кстати, в комментариях к нашему хабрапосту вы тоже сможете найти отличные варианты для прослушивания.
Дополнительное чтение: