Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Автоматизация ритейла

Бережливый стартап или как мы используем концепцию Lean Startup в своих проектах

02.03.2021 08:14:22 | Автор: admin
Создание чего-то нового дело всегда рискованное. Как и многие люди до вас, вы пишете бизнес-план, предлагаете его инвесторам (либо роетесь в собственном кошельке), набираете людей, начинаете разрабатывать продукт, тратите тысячи человеко-часов. А потом, спустя месяцы разработки (а иногда и годы) получается, что вы всё это время усиленно делали продукт, который никому не нужен. Вот вообще. А деньги и время уже потратили.

Как понять, что ваш продукт не будет успешен, не затрачивая при этом значительные материальные ресурсы и не теряя годы на его разработку? Вы наверняка слышали о бережливом стартапе как удачном способе реализовать слабую (читай не очень обоснованную), но перспективную идею. Концепция бережливого стартапа, lean startup это когда вы запускаете собственную модель бизнеса без огромных трат на старте

В этом посте расскажем, как мы в компании Автомакон применяем успешные практики из Lean Startup (несмотря на то, что многие наши проекты вполне сформировались и устоялись), с какими проблемами сталкиваемся и как с ними справляемся.

У ВкусВилл есть книжный клуб для сотрудников, в рамках которого часто обсуждаются те или иные книги. И нас часто приглашают поучаствовать в нем. На одном из таких собраний обсуждалась книга Эрика Риса Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели.

image

Как раз в то время мы строили совместно с ВкусВилл новую продуктовую платформу: Тилси, она должна была соединить магазины и поставщиков продуктов с коротким сроком годности, объединить функционал для конечного потребителя, логистов, дистрибьютора, производителей, склада в одном месте.

Работа по классике


С самого начала проекта Тилси началось выстраивание платформы с космическими требованиями:
  • Высоконагруженная система;
  • Всё пишем на Golang;
  • Создание теоретических бизнес-процессов.

За восемь месяцев работы над проектом мы сделали только основу для бэка. Никаких процессов, никаких сущностей в системе не было, только некий фундамент, который когда-то потом позволил бы построить самую крутую платформу во вселенной. К тому времени мы уже потратили около 10 млн. рублей.

Прикинув в теории все возможные плюсы от разработки продуктовой платформы по lean-модели, мы поняли, что надо смотреть в эту сторону, и сменили подход.

Работа по линам


Вот что сделали:

  • Отказались от всего, что сделали ранее. На коленке сделали в CMS самые примитивные, но работающие процессы. За месяц сделали MVP и запустили для проверки гипотез и начали получать первых пользователей: магазины, поставщики, конечные покупатели.
  • Затем пытались тестировать разные гипотезы. Протестировали много чего, но гипотезу ценности не подтвердили. Пытались сделать вираж, но все же в определенный момент приняли решение закрыть проект в текущем виде.
  • Итого нам удалось потратить не так много денег и времени (порядка 1 млн. и 2 месяца), а главное вовремя понять, что проект не взлетит, и сфокусироваться на другом.

Кроме этого мы использовали подход Lean Startup в Зеленой линии, совместном проекте ВкусВилла и Перекрестка по запуску новой линейки натуральных молочных продуктов с ультракоротким сроком годности. Он так и назывался, Маркет. Зеленая Линия В рамках проекта мы протестировали много гипотез. Подтвержденные гипотезы ценности позволили сэкономить кучу денег и времени, а неподтвержденные не тратить ресурсы на тупиковые направления.

Затем мы стали применять этот подход во всех начинаниях, в любых наших проектах с высокой долей неопределенности. Например работа команды, которая занимается автоматизацией сервиса доставки для ВкусВилл. Нам нужно было разделить поток заказов на экспресс-доставку и самовывоз, внедрить новые технологии сборки, привлечь новых логистических партнеров и дополнительный персонал. Причем решить эти задачи предстояло оперативно и с максимальной эффективностью.

С экономией по времени и ресурсам подходим теперь и к вопросу автоматизации. Какие-то вещи не автоматизируем совсем, собираемся и думаем, как в короткий срок (скажем, за день) сделать новый сервис. Например, раньше многие возвраты в системе оформлялись вручную, и подобные функции перекладывались на поддержку. Если таких обращений у вас в компании мало, раз-два и обчелся, тратить силы на их автоматизацию не стоит, проще руками. А вот если статистика говорит, что обращений по конкретной проблеме уже много, тогда ту или иную функцию есть смысл автоматизировать.

Это был наш опыт. Теперь давайте немного про то, на чём именно стоит подход и как его использовать в любых других отраслях.

На чём стоит Lean Startup


Помните три параметра на этапе создания проектов, из которых можно выбрать только два дешево, быстро, хорошо? Когда можно или быстро и хорошо, но дорого, или быстро и дешево, но так себе. Из-за этого большинство стартапов или глохнет из-за недостатка финансирования, или дико экономит, чтобы не разориться в процессе, зато выкатывает продукт весьма и весьма посредственного качества.

Поэтому Дешево, быстро, хорошо оказывается штукой, которую можно написать в тексте, но нельзя увидеть в работе. Если у вас большая компания, у которой более чем достаточно ресурсов, причем как материальных, так и временных, то для вас отлично подойдет триада Тёмы Лебедева, которую мы бы процитировали, но нас за нее забанят.
А если у вас стартап в принципе, или же стартапная разработка продуктов внутри большой компании, то бюджет и время надо считать.

Не дешево, а экономно


Lean-концепция предлагает тратить лишь необходимое количество денег. Причем подобное бережливое отношение тут распространяется не только на деньги, но и на остальные ресурсы компании на сотрудников и на время.

Каждый рубль, каждый час сотрудника должны тратиться с умом. Здесь не получится взять и бросить команду на создание какой-то части продукта, сжечь пару КАМАЗов денег в процессе, а через полгода понять, что не взлетело. И пойти делать новый продукт.

Суть подхода


Компания тщательно изучает нужды потребителей, разрабатывает MVP и проводит эксперимент, дабы узнать, подходит этот продукт потребителям, или стоит еще что-то допилить. Или вообще отказаться от него.

Это важно, ведь это касается интереса людей к продукту, его нужности, как следствие спроса. Вы можете сделать великолепный по своим ТТХ смартфон. Открыть кофейню с лучшим кофе в мире.

Только это вообще не выстрелит, если у вас смартфон работает на проприетарной ОСи, в магазине которой 10 приложений и дичайший вендор-лок, не дающий сделать вообще ничего. А кофейня стоит на острове, где из посетителей только смотритель маяка, которому врач кофе запретил.

В общем, примеров много, вы наверняка вспомните, как какая-то компания пыталась что-то выводить на рынок. Вроде и неплохое, но просто не нужно. Вот это не нужно и должно отлавливаться на самом старте.

Итак, вы изучили рынок и нужды потребителей, провели эксперимент. Теперь у вас есть собранные количественные и качественные результаты, которые позволят ответить на 5 ключевых вопросов.

Соответствует ли продукт нуждам потребителей?

На самом деле он нужен, или команда убеждает себя в этом и делает неправильные выводы? Тут нужно подходить к делу максимально объективно, абстрагируясь от своего отношения к продукту.

Как потребители решали подобную проблему раньше?

Раз у потребителей есть какая-то нужда, то они уже как-то её удовлетворяют, не будут же они просто терпеть и ждать, пока кто-то что-то предложит. Поэтому изучите текущие решения, как самые удачные, так и не совсем. Сравните свой продукт с аналогами, посмотрите, есть ли что-то в аналогах, что раздражает пользователей. Подумайте, что можно сделать лучше. Не получится ли, что какая-то часть вашего продукта будет их так же разочаровывать?

Какие издержки потребители сегодня несут из-за этой проблемы?

Важный практический пункт. Ваш продукт должен уменьшать эти издержки, будь это меньшие деньги за аналогичный сервис (но чтобы вы в плюсе оставались), более удобный продукт, новый софт, автоматизирующий рутинный процесс, сокращение временных затрат, возможность удаленно делать какие-то дела. В общем, потребителю просто должно стать лучше и комфортнее.

Нужно ли адаптировать или изменить ваш продукт?

Отдельным пунктом небольшое следствие из ответов на все предыдущие пункты. Вот вы оценили соответствие продукта потребностям. Присмотрелись к аналогам. Разобрались в том, как люди жили до появления вашего продукта. Теперь вопрос учитывая все это, вы оставите свой продукт в первоначальном виде или, возможно, стоит внести пару правок?

Если точно всё ОК, то переходим к пятому вопросу.

Готовы ли вы масштабировать его?

Допустим, все здорово, и у вас или сразу получилось что-то отличное, или вы вовремя допили продукт до такого состояния. Надо быть готовым к масштабированию продукт-то успешный (если вы честно ответили на вопросы выше). Значит, спрос будет. И он будет увеличиваться.

Осилит ли компания масштабирование? Хватит ли времени и денег, рук разработчиков, потянет ли инфраструктура возросшую нагрузку?

Причем штука в том, что весь описанный выше процесс итеративный, его можно осуществить вообще за пару недель или месяцев, тут все зависит от продукта. И что главное при минимальных затратах.

Непрерывность развития


Один из важных принципов Lean. Вы же не думали, что можно просто запустить какой-то отличный продукт, выдать всем премии и пойти смотреть, как оно все само по себе работает, оставаясь таким же отличным?

Люди будут активно использовать продукт. Предлагать свои новые хотелки, возможно, обнаруживать какие-то слабые места, которые появятся именно после эксплуатации. Плюс конкуренты тоже могут прочитать книгу Эрика и смотреть на вас как на аналог. Да-да, как на тот аналог, который уже есть и лучше которого им надо стать.

Поэтому тут необходимы непрерывность инноваций и постоянное совершенствование. Собственно, все как в жизни.

Гибкость


В книге есть хорошая аналогия про гибкость и про ее важность для вашего продукта. Запуск ракеты в космос против поездки на авто.

В случае с ракетой у вас на руках максимально подробный план действий и условий, в которых эти действия должны совершаться. Любое отклонение от них недопустимо, запуск просто откладывается. Изменились погодные условия, барахлит электроника, что-то стучит вон в том углу все, полет не сегодня.

С авто попроще. Пошел дождик включил дворники. Пробка на дороге поехал немного в объезд. Позвонил кто-то не очень интересный заехал в тоннель, где связи нет.

Вот с продуктом такая же история, как с авто. Вы постоянно оцениваете окружение, смотрите на действия других участников процесса, подстраиваетесь под ситуация и не выпускаете руль.

Если подходить к созданию продукта как к запуску ракеты, а многие компании так делают, то вы рискуете передать его по наследству в виде наброска. Он получится у вас только чудом, когда все переменные внезапно совпадут. Потому что тут вы отталкиваетесь от предположений, которые не факт что вообще случатся.

А руль дает вам возможность подстроиться под то, что уже точно случилось

Погодите, это же постоянный MVP


Это постоянно развивающийся MVP. Вы сделали первую версию MVP, она сработала, приносит людям пользу, бизнесу деньги, а вам обратную связь от пользователей. И благодаря обратной связи (а ее получение это постоянный процесс) вы все время фиксируете соответствие вашего продукта ожиданиям. Если какие-то добавочные гипотезы не подтверждаются в процессе использования продукта отказывайтесь от них. Не тратьте деньги компании и время сотрудников на то, чтобы поддерживать фичу, которая не нужна.

Это и есть бережливость.

Что еще важно


Вы можете ошибаться. Вам надо сразу свыкнуться с мыслью, что ошибаться это нормально. Какая-то гипотеза может оказаться несостоятельной. Какая-то фича продукта пригодится только вам одному.

Работайте с обратной связью. Это постоянный статус вашего проекта.

Эксперименты. Не бойтесь проводить их снова и снова. Посмотрите, сколько больших компаний вокруг используют A\B-тестирование. Вспомните, сколько разных версий интерфейса Facebook прямо сейчас показывается различным сегментам пользователей. Это все эксперименты, это все проверки тех или иных гипотез.

Это постоянные инновации, которые обеспечивают постоянный прогресс.

Итого


Настоятельно рекомендуем обратить внимание на концепцию Lean Startup. Из IT вы или нет, большие у вас бюджеты или собственные сбережения на продукт, методология пригодится.

Вот наши выводы от использования подхода на практике:

  • Лины работают. И работают хорошо.
  • Но лины не панацея, подход не поможет поднять любой проект. Скорее, наоборот концепция поможет быстрее закрыть тупиковый проект, а не жить в иллюзии, что он клёвый. Что тоже очень полезно.
  • Ограниченное трактование линов может завести в другую крайность все процессы будут строиться на MVP. Зачем рефакторить, ведь все и так работает. Но есть большой риск, что в определенный момент это все может рухнуть. Поэтому использовать лины надо грамотно. Запустили MVP, подтвердили гипотезу ценности, дальше проанализировали надо ли делать нормальный продукт.


Кстати, мы сейчас активно расширяем команду, которая активно применяет Lean-подход. Вот тут можно посмотреть полный перечень вакансий hh.ru / наш карьерный сайт

Будем рады ответить на ваши вопросы.
Подробнее..

Как мобильное приложение помогло ВкусВиллу стать лидером по количеству заказов продуктов онлайн

05.04.2021 16:10:13 | Автор: admin
По итогам 2020 торговая сеть ВкусВилл возглавила рейтинг лидеров e-grocery по количеству выполненных интернет-заказов за 2020 год, а также вошла в пятёрку крупнейших онлайн-продавцов еды в стране по обороту. Доля онлайн-продаж после внедрения приложения увеличилась с 1% до 25%. Выручка собственной доставки ВкусВилл составила 14,93 млрд с НДС.


Само же мобильное приложение ВкусВилл в 2020 году Роскачество признало самым функциональным среди российских ритейлеров.

Ниже мы расскажем, какие факторы способствовали достижению таких результатов.

Немного истории


Автомакон и ВкусВилл разработали бот для покупателей в Telegram еще в 2017 году. На тот момент это стало настоящим открытием в нем можно было самостоятельно управлять своими скидками в рамках программы лояльности, получать персональные предложения и участвовать в акциях, проверять наличие продуктов, находить удобные магазины, оставлять отзывы о товарах и ставить оценки, а также возможность общаться с голосовым помощником и отправлять обращения по любым вопросам.



Бот был в первую очередь тестом, который помог ответить на вопрос, стоит ли развивать собственное мобильное приложение. И уже в 2018 году покупатели могли найти все тот же функционал в приложении ВкусВилл.

Мы параллельно развивали оба продукта, пока не настало время доставки. Тогда в самые сжатые сроки мы должны были дать покупателям удобный инструмент для заказа товаров. Все необходимые функции реализовали в мобильном приложении и стали активно переводить туда пользователей, ведь было понятно, что бот технически уже не сможет его догнать.
Сегодня у мобильного приложения ВкусВилл, разработанного компанией Автомакон, более 1 млн пользователей. Бота мы больше не развиваем, но сохранили его для покупателей, которые не захотели с ним расставаться.

Мобильное приложение


В нём мы объединили всё то, что уже умел делать бот, и добавили новые функции. О некоторых из них расскажем далее.



Доставка и онлайн-заказы


В 2018 в приложении в качестве пилота появилась доставка продуктов домой. Тогда ещё это были только сторонние партнёры, если вы пользовались приложением в то время, то застали iGoods, Инстамарт, Golomago и других. Реализовано это было просто в формате ссылки на внешний ресурс в приложении ВкусВилл вы нажимали на ссылку с доставкой, переходили на сайт партнёра, и уже там собирали себе корзину продуктов ВкусВилла.

Прототипом же самостоятельной доставки был ВкусВилл Экспресс это уже было отдельное приложение с возможностью оформления доставки внутри него, без перехода на сторонние сайты партнёров.

В период самоизоляции эта опция выросла в собственную систему онлайн-заказов и доставки. Запрос на доставку значительно увеличился за короткий промежуток времени, как и требования к быстродействию системы (она стала высоконагруженной). Пришлось оперативно переделывать архитектуру, перенастраивать внутренние бизнес-процессы, отвечающие за взаимодействие с курьерами и сборку заказов. Спасибо коллегам, почти каждый из которых в процессе высказывал собственные идеи, помогая нам формировать гипотезы.

Поэтому было принято решение интегрировать обработку и оформление заказов в клиентское приложение и общую экосистему ВкусВилл. На стороне магазина запрос от пользователя обрабатывается с помощью умной кассы (см. этот пост), затем она передает список покупок продавцу. Умная касса подсказывает сборщику, сколько нужного товара ещё осталось и где именно он лежит. После этого специалист связывается с покупателем и уточняет заказ, при необходимости внося какие-то изменения. Если всё ОК формируется общая сумма покупки и выдаётся чек.



При оформлении такого заказа есть опция Доставка, тогда товары передадут в курьерскую службу, и заказ приедет в ближайшее время. Кроме этого, можно забрать такой заказ и в магазине, если вам проще дистанционно всё выбрать и оплатить, а в магазин уже прийти только для того, чтобы забрать свой пакет с едой.

Кстати, есть и пилот, который не пригодился, это был сервис Донесем ваши покупки, тоже из 2020. С его помощью можно было бесплатно доставить все покупки из магазина по нужному адресу в течение часа. То есть приходили вы в магазин, набирали килограммы продуктов в несколько пакетов, использовали этот сервис и шли, скажем, дальше из магазина гулять с ребенком и пустыми руками, а затем в течение часа вам приносили всё домой. Но покупателям не пригодилось.

Самовывоз


В приложении так и называется Самовывоз. Вы можете собрать заказ в приложении и отметить, что хотите сами забрать его из удобного для вас магазина и его соберут в течение часа. Полезен тем, что тут для покупателя открывается дополнительный ассортимент, включающий весовые товары из кулинарии и товары, которые в розничные магазины ВкусВилл не поставляются. Но если их заказать через эту опцию их заранее привезут в стор.

В 2019 году в рамках функции по предзаказу (сервис назывался Закажи и Забери) можно было заказать новогоднее меню с готовыми разнообразными позициями. Это оказалось актуально для тех, кто не хотел провести предпраздничный день в готовке. Если клиент за 3-4 дня до праздничной даты определялся с выбором, то 31 числа оставалось только забрать свежеприготовленные блюда (как из классической кухни, так и разные гурманские штуки), принести их домой и разогреть.

Вернуть можно онлайн


В мобильном приложении была реализована опция онлайн-возврата за непонравившийся продукт. Допустим, вы заказали неудачный арбуз. Его не нужно тащить обратно в магазин. Просто заходите в раздел Профиль приложения и делаете запрос на возврат деньгами или бонусами.



Достижения


Запустили их в качестве MVP для поднятия настроения и развлечения пользователей. За покупку определенных товаров клиенты сети получают звания. Можно стать молочным юнгой, Матроскиным, Мичманом или Христофором Колумбом, Федором Конюховым, Жак-Ивом Кусто и другими героями.

Рецепты


С приложением ВкусВилл можно пополнить не только полки в холодильнике, но и свои знания в области кулинарии. В разделе рецептов есть пошаговые рецепты приготовления разнообразных блюд, можно преобразовать их ингредиенты в списки покупок.

Интеграция приложения и собственного платежного сервиса


Стоит отметить, что это одна из наиболее важных доработок, которая позволила обрабатывать сотни тысяч оплат в день без косяков и трудозатрат (все автоматом).
Платежный сервис представляет собой автоматизированную систему между банком, интерфейсом покупателя и другими сервисами, связывающая их в единое пространство.

Что дальше


Количество скачиваний мобильного приложения и число активных пользователей (более 1 млн человек) показывает интерес к приложению и мотивирует придумывать новые гипотезы, тестировать их и добавлять полезные функции. Если хотите делать это с нами, предлагать свои идеи по улучшению приложения и сервисов, а затем вместе с командной претворять это в жизнь обратите внимание на наши вакансии.

Вот ближайшие план


  1. Развитие сети ВкусВилл до полноценного маркетплейса, где покупатели смогут приобретать продукты питания любых брендов. А в будущем товары других сегментов и направлений одежду и FMCG.
  2. Кулинарные стримы. У пользователей будет возможность не только готовить вместе с ведущими, но и приобрести аналогичные приготовленные блюда в магазине, положив их в корзину и оформив заказ.
  3. Расширенное сотрудничество с b2b-клиентами. Теперь, если пользователь является надежным юридическим лицом с электронным документооборотом, он может стать партнером сети ВкусВилл. Отдельный b2b-профиль внутри основного позволяет воспользоваться кредитным лимитом и отсроченным платежом для компаний и ИП. На базе одного приложения клиент сможет заказать продукты к себе домой как физлицо и купить 40 литров молока для своей кофейни в качестве юрлица. При этом в обоих случаях ему будет доступна курьерская доставка.
  4. Доработка дизайна приложения. Несмотря на все преображения, планируем продолжать совершенствовать дизайн. Изначально приложение создавалось по Lean-модели: необходимое сделано, а теперь, когда появилось время и ресурсы, причёсываем и допиливаем дизайн.


Итого


Лидерство по количеству онлайн заказов, а также вхождение в Топ-5 среди крупнейших онлайн-продавцов еды ВкусВилл обусловлено сразу несколькими факторами (это экспертная оценка автором статьи):

  1. Во многом помогла пандемия. 2020 год изменил подход к продажам и рынок ритейла. Онлайн-покупки стали таким же обычным явлением, как и поход в магазин. На начало марта 2020 г. было 800-1000 онлайн-заказов. В начале мая уже 12 500. За несколько месяцев пандемии количество заказов выросло в 30 раз.
  2. Качественные продукты с честным и чистым составом. Товары бренда завоевали популярность на российском рынке.
  3. Бесплатная доставка, без минимальной суммы заказа и с сохранением всех персональных скидок и скидок магазина.
  4. Быстрый сервис (сборка и доставка заказа занимает не более 2 часов).
  5. Большое количество розничных магазинов по Москве доставка из магазинов. Это позволило существенно сократить время и снизить стоимость доставки.
  6. Крутая система управления запасами (подробнее о ней расскажем отдельным постом). Она позволяет максимально удовлетворить спрос. Ежедневно разработанная нами система обрабатывает около 90 000 заказов, а также управляет несколькими тысячами курьеров.
  7. Realtime система учета (в онлайне видно движение товаров по всей сети).




Мобильное приложение позволило связать все факторы и получить синергетический эффект. В пандемию люди смогли легко заказать онлайн (пункт 1), увидеть качественные продукты в приложении, посмотреть оценки, составы, отзывы (пункт 2), заказать их бесплатную доставку независимо от суммы заказа (пункт 3), получить свой заказ в течение 2 часов, т. к. заказ мгновенно улетал в магазин, как следствие быстрая доставка (пункт 4), возможность выбора удобного магазина для самовывоза или доставки (пункт 5), люди в приложении видели широкий ассортимент и остатки, благодаря системе управления запасами (пункт 6 и 7 вместе).

Скачать приложение ВкусВилл можно здесь iOS, Android, будем рады вашим отзывам и обратной связи.
Подробнее..

Как мы сделали мобильное приложение для ВкусВилл за 9 дней

08.04.2021 14:12:31 | Автор: admin
Привет, меня зовут Алексей Кафтанов, я руководитель компании FullStack (входит в ГК Автомакон). Мы занимаемся разработкой мобильных и web-приложений.

В начале года у нас появился интересный кейс. За две недели мы сделали базовое курьерское приложение с обновлением функционала без необходимости выгрузки билда в стор.



Проект получился классическим MVP, модель реализации подойдет для небольших b2c и почти любых b2b-проектов. Если в сжатые сроки вам требуется рабочее приложение, советую обратить внимание на этот подход. Текст будет интересен проджект-менеджерам и, скорее всего, в нем не будет ничего ранее неизвестного для программистов.

Немного истории


Эксперименты с онлайн-доставкой ВкусВилл начал проводить еще в прошлом году. Для этого была выбрана и утверждена логичная бизнес-стратегия: разработка двух разных приложений, для клиента и сборщика/курьера.

Это было удобно, клиентов было немного, загрузка приложения была небольшой: около 100 заказов в день, в процессе развития до 1000.

Затем началась пандемия, ритейл стал повсеместно перестраиваться в сторону доставки. Клиентский поток увеличился в разы, времени на изменения и согласования было минимум все поняли, что существующая реализация плохая и ее нужно срочно менять.

Проблемы нашей реализации


  1. Приложения были только Android. Но пандемия перетрясла все сферы, и в службы доставки стали приходить курьеры с iOS.
  2. Приложение очень долго обновлялось, например, однажды мы попали под семидневное ревью от Google. Оптимизировать продукт в таких условиях было невозможно.

От службы доставки в период изоляции зависела работа всей сети, поэтому главным вопросом, стоявшим перед командой, был: Что делать с курьерами? Тогда решили сделать telegram-бот. Потому что в боты мы умеем.

Увеличение количества заказов подтвердило успешность выбранной бизнес-модели. Но далее мы стали упираться в ограничения бота как платформы. В частности, перед разработкой стояло несколько задач:

  • Видеть маршрут и все заказы на удобной карте
  • Быть привязанным сразу к нескольким торговым точкам
  • Получать актуальную информацию о статусе заказов
  • Использовать быстрый, нативно понятный интерфейс. За время работы бот оброс большим количеством дополнительной функциональности, что значительно увеличило количество кнопок для простого, по меркам приложения, пользовательского пути.
  • Синхронизировать с приложением свою актуальную локацию. С этим пунктом у telegram наблюдаются определенные сложности и ограничения: передача локации возможна только на 8 часов.
  • Отделить пуш-уведомления внутри приложения от общих пушей в телеграмме, так курьерам удобнее реагировать именно на заказы.

Нас накрыло флешбеками о проблемах с ревью. Плюс к этому при стандартном подходе к разработке нам пришлось бы пройти все этапы проектирования, дизайна, анализа UX-редактором, верстки и сборки. По нашей оценке это заняло бы от одного до трех месяцев и отняло ресурсы у основного приложения.

Интересный факт: в FullStack фронтом ВкусВилла занимаются четыре героя: 2 для iOS и 2 для Android. Если вы хотите составить им компанию, напишите мне kafa@automacon.ru.

Начало разработки


В тот момент нам повезло: мы нашли ребят, рассказавших нам про no-code платформу Bubble.io. По их словам приложение по нашим запросам могло быть сделано там за неделю. Более того, они показали, как именно оно могло бы функционировать и даже прошли проверку на возможность работать с нашим довольно хитрым бекендом.

Если честно, Bubble показался мне довольно-таки сырой технологией, с точки зрения пользовательского интерфейса это несколько странная и не отзывчивая система.

Но во время знакомства с ней появилась идея: использовать принцип работы платформы для быстрого создания собственного приложения. Потому что, если с этой задачей может справиться Bubble, то почему не может, например, SPA?

Мы решили написать пользовательский интерфейс на ReactJS с использованием фреймворка Capacitor. Проект собирается в оптимизированный и сжатый набор файлов, который выгружается на удаленный сервер. Capacitor имеет доступ к нативным функциям, приложение запускается через WebView, где указан URL с собранным на ReactJS проектом. Соответственно этой логике проект должен был открываться как обычный сайт с возможностью вызова нативных функций. Удивительно, Apple без проблем пропускает подобные технологии в свой магазин приложений.

Написали, которое передали ребятам с компетенцией Bubble и одному своему программисту React. Выглядело оно довольно-таки примитивно: берем дизайн-гайд, продумываем простой UI и собираем фронт, который будет выполнять всю функциональность бота.

У каждой команды (если считать нашего программиста за команду) было 2 недели на реализацию задачи: на основе гайдлайна самостоятельно создать максимально простое и удобное приложение. Консультироваться разработчики должны были напрямую с лидером проекта со стороны бизнеса.

Подчеркну, мы сознательно отказались от проектирования, дизайна и привлечения аналитика.

Почему команд было две?


В данном случае свою роль сыграло то, что мы работаем с ВкусВилл. В их культуре активно используется методика задвоения поставщиков. Мне стало интересно посмотреть, как над проектом будет работать сторонняя команда Bubble. Возможно, нам удалось бы перенять у них какие-то фишки, приемы менеджмента и особенности коммуникации.

При этом безоговорочной веры в успех приложения на основе конструктора у меня не было, поэтому тратить 2 недели на создание одного решения не хотелось.

Что получилось


В первую очередь, идея параллелить команды оказалась очень логичной: интерфейсное решение no-code как-то сразу не задалось.



Поскольку задача делать по гайдлайнам стояла сразу, реализация меня как-то немного демотивировала. С точки зрения отклика у Bubble есть очевидная проблема: нажимается все топорно, часто по два раза. В процессе обнаружились еще одни танцы с бубнами: больше 2 дней у команды ушло заменить нативные для Bubble Google-карты на Яндекс. Еще 1 день сделать функционал открытия маршрутизации через 2Gis. При этом решение получилось костыльное: если 2Gis не установлен на устройство, оно все равно предлагалось. По трудозатратам у no-code команды вышло чуть больше 80 часов (первоначально именно такой лимит был установлен) при этом приложение получилось сырым. На этом сотрудничество с ними и закончили.

Решение на ReactJS получилось гораздо более оптимальным: во-первых, полный функционал получилось сделать за 67 часов, во вторых с точки зрения гайдлайнов и логики все получилось вполне рабочим:



Публикация на iOS прошла удачно: не было вопросов на ревью, уже на следующий день приложение было в сторе. Android в Play Market мы выкладывать не стали, просто разместили .apk в облачном хранилище.

После запуска стали ощутимы все плюсы подобной сборки. Приложение не было готово к полноценным тестам, а апдейты и доработки удобнее делать без необходимости публикации.

Сейчас приложение работает уже несколько месяцев, мы добавили довольно много функционала, сделали хороший каздев с курьерами. Все довольны.

Немного выводов


Удивительно, но разработка на bubble.io получилась дольше, а итоговый продукт более сырым. Существенную роль здесь сыграло ограничение конструктора.

В самом начале, при постановке ТЗ, я обратил внимание команд на важность использования гайдлайна с уже готовыми визуальными элементами: шрифтами, иконками, общим стилем и т.д. Несмотря на это у ребят из Bubble получился предельно примитивный интерфейс. Вряд ли решающую роль могло сыграть банальное не успели, скорее, дело в том, что платформа плохо кастомизируется. Если кто-то может объяснить причину, напишите в комментариях.

Многих может удивить, что мы не знали о такой методологии и ее уже повсеместно используют. Тем не менее, для меня это стало открытием и я думаю что это очень хорошее решение для корпоративных приложений с небольшим количеством Пользователей. Приложение получается в разы удобнее и принципиально отличается от адаптивной версии сайтов, сроки реализации меньше, чем при работе с ReactNative или Flutter, визуально разница не заметна.

Подытожу: проект показался хорошим вызовом для команды, а лично для меня управление им было отличным способом передохнуть от рутины долгого, внимательного и очень вдумчивого проектирования больших задач.
Подробнее..

IT на удаленке. Как компания Автомакон успешно реализует проекты со штатом от Калининграда до Владивостока

10.02.2021 10:11:22 | Автор: admin
Компания "Автомакон" системный интегратор, специализирующийся на автоматизации MLB (Medium to Large Business) c помощью 1С, мобильных приложений, чат-ботов, веб-разработки, систем видеоанализа. Мы работаем с крупными ритейлерами, которые в последнее время стали активно развивать онлайн и доставку. Из-за этого количество задач по автоматизации значительно выросло. Тем не менее, внутри Автомакона ничего не изменилось, и мы смогли сохранить качество во время пандемии почти с 200 сотрудниками на удаленке.

Как мы этого добились?


За время существования компании выработались шесть принципов, которые делают ее деятельность эффективной:

удаленка это осознанный выбор, который дарит свободу места и времени работы;
горизонтальная структура коммуникаций с элементами самоуправления;
собственная IT-инфраструктура, разработанная внутри;
использование передовых технологий, которые эффективно работают на решение задач заказчика;
уникальные проекты, которыми гордятся сотрудники;
отбор и взращивание лучших специалистов на рынке.

Естественно, на нашем пути не обошлось без ошибок. Так что, возможно, наш опыт будет полезен как разработчикам, так и компаниям, которые смотрят в сторону удаленки. Но обо всем по порядку.

Сегодня "Автомакон" является успешной IT-компанией. Но так было не всегда.

Вернемся на 12 лет назад. Тогда небольшая команда разработчиков приняла решение уйти из крупной логистической компании и создать свой IT-бизнес. Так как мы работали с 1С, было логично оставаться в этой сфере и продолжать заниматься автоматизацией.

Чтобы быть первыми в выборке франчайзи, мы придумали лаконичное и отражающее суть нашей деятельности название Автоматизация и Консалтинг, которое со временем сократилось до Автомакон.

На первых порах мы сосредоточились на разработке решения для логистических перевозок. Это стало нашим первым провалом: мы не провели анализ рынка и оказалось, такой продукт может быть востребован максимум 50, а по факту 20, крупными компаниями. Почти у всех были свои отделы разработки, так что наши услуги оказались не нужны.

Тогда мы решили попробовать себя в других областях: автоматизации оптовой торговли и ритейла, разработке мобильных приложений и веб-сервисов, системах искусственного интеллекта на базе распознавания визуальных образов. Со временем эти направления станут самостоятельными бизнес-единицами внутри компании Автомакон.

Как и любой стартап мы столкнулись с определенными проблемами. С одной стороны у нас было преимущество в виде сильной команды специалистов, с другой полное отсутствие клиентов. Чтобы переломить ситуацию, мы решили снизить цены и поискать разработчиков в регионах. Это казалось логичным: на тот момент разница в зарплате по сравнению с Москвой была примерно один к трем.

Баланс между поддержкой и контролем


Внутри компании мы используем выражение кормить белочек, что значит работать в лайтовом режиме, для галочки. С этим подходом мы столкнулись, когда сотрудничали с фирмой, где были штатные разработчики. В рабочее время ребята без зазрения совести занимались собственными делами, не торопились выполнять задачи, разрабатывали что-то на стороне, кормили в лесу белочек. Заказчику не удавалось их контролировать еще и потому, что низкая выработка казалась логичным следствием их невысокой стоимости.

image
Белочка ждет еду от разработчика 1С

Поэтому когда мы перешли на удаленную работу, то разработали свою систему контроля Метеор, ядро на 1С. За годы работы она менялась вместе с бизнесом.

Мы шли по пути жесткого контроля. Люди получали задачу, работали в четко прописанном бизнес-процессе, а система сигнализировала о проблеме на участке, если определенный процент задач не был выполнен. Таким образом мы старались контролировать все процессы.

Потом мы немного расслабились и какое-то время работали только по динамической системе Укладки. Она предполагает упорядочивание поступающих заданий. Система прогнозировала поток задач: определяла их количество на исполнителя, ставила сроки. Но у нас она не прижилась, т. к. запустить ее на всех проектах было невозможно. В работе с некоторыми Заказчиками планы и таски меняются очень быстро: за день все может перевернуться с ног на голову. Например, со ВкусВиллом мы используем Agile, где задачи могут корректироваться каждый день.

Пришлось подстраивать свою систему под эти особенности и делать ее более гибкой, чем это было в начале. Теперь бизнес-процесс заложен внутри, но его можно легко поменять в любой момент. Мы используем канбан-доски, чтобы заказчик наблюдал за процессом и мог скорректировать его при необходимости. Есть система отчетов: мы отправляем клиентам целые простыни сводок по задачам, чтобы они понимали, на что уходят основные силы.

Еще одна весомая причина иметь свою систему сложность в составлении и согласовании документации. У нас работает много людей, поэтому Метеор должен помогать им быстро формировать счета. В системе все связано: поступает задача, проходит какие-то стадии работы, считается по показателям и выставляет счет заказчику. При этом исполнитель видит в своем личном кабинете, сколько он выработал и сколько денег получит.

Сейчас система Метеор является смесью Jira и Slack. Сотрудник видит задачу, может обсуждать процесс в чате, следить за своим прогрессом и доходом в личном кабинете. Получается ни заказчику, ни исполнителю не нужно думать ни о чем, кроме своих задач. Остальное делает Метеор.

Самоуправление в компании: миф или реальность?


Мы следим за общемировыми трендами не только в области технологий, но и в сферах, касающихся организации работы. А также стараемся перенимать лучшие практики управления и коммуникаций у наших заказчиков и конкурентов. То, что нас вдохновляет или кажется рабочим решением, мы запускаем у себя.

Сейчас передовые компании повсеместно переходят к открытым отношениям, при которых сотрудник обладает максимальной свободой, в том числе принятия решений. Мы тоже постарались уйти от четкой иерархии, сохранив должность руководителей проектов. Они выступают своеобразными менторами, помогающими команде.

Работа строится по следующему принципу: исполнитель общается с заказчиком, продакт-менеджер или методолог оценивают эффективность каждой доработки, прописывают требования по функционалу и передают их разработчику. А дальше он вместе с архитектором помогает исполнителю правильно выполнить поставленную задачу.

Программирование очень творческая профессия, приближенная к искусству. Только в отличие от других артистов, мы создаем продукты, которые могут облегчить и улучшить жизнь людей вокруг. Работая на передовой, ты сразу видишь результат. Видишь как то, что ты сделал, нравится людям, и это сильно мотивирует. Поэтому так важно давать разработчику свободу творить и по возможности разгружать его от обременяющих функций.

У нас много команд, для каждой мы стараемся подобрать лучшую модель управления: экспериментируем, ищем идеальную схему мотивации, подстраиваемся под желания сотрудников. Все всегда индивидуально. Важно, что каждый знает: если что-то не нравится это можно изменить, наша система это позволяет.

Скучная работа во франчайзи, выработка и отсутствие перспектив


В головах многих айтишников есть образ неповоротливой, заскорузлой системы 1С. Существует стереотип, что если ты разработчик во франче, то обслуживаешь бухгалтерские программы, медленно покрываешься пылью и начинаешь отдавать нафталином. Работа в таких компаниях подобна смертной скуке и никак не связана с творчеством. Как компании-франчайзи, нам зачастую приходится сталкиваться с этим мнением при поиске новых специалистов.

По нашему мнению, 1С одна из самых быстрых и доступных платформ для решения задач. На ней легко тестировать гипотезы и можно быстро доработать продукт под запрос заказчика. Более того, мы работаем в связке с другими технологиями. Он не сидит на стандартной конфигурации, выжимая из нее все соки. У нас можно постоянно экспериментировать и разрабатывать продукты, которые повысят эффективность бизнеса заказчика.

Все эти особенности помогают нам запускать проекты в режиме нон-стоп и работать с задачами, редко встречающимися у других интеграторов. Конечно, это не отменяет рутинные и неинтересные таски, которые тоже приходится делать. Но мы стараемся обеспечивать сотрудникам бесперебойную и разнообразную работу.

Кстати, это еще одна часто встречающаяся проблема франчайзи: смена клиентов, отсутствие задач, перерывы между проектами и, как следствие, простои в работе специалистов. При найме сотрудников мы гарантируем им, что они всегда будут заняты, и мы обеспечим их работой. В обратном случае компания готова взять на себя риски.

В Автомаконе проекты закреплены за определенными людьми, которые годами работают с одними и теми же клиентами. Это удобно, потому что разработчикам не нужно переключаться между заказчиками и думать, как выйти на определенный уровень дохода и загруженности. У них всегда есть оптимальное количество задач, чтобы не беспокоиться о простое и быть довольными зарплатой. Каждый месяц поступает около сотни новых тасков, в данный момент в беклоге их около 500. Поэтому никто и никогда не сидит без дела. Более того, во время пандемии количество задач только выросло много ресурсов было направлено на проект по доставке продуктов на дом.

Другой краеугольный камень выработка. В постсоветской ментальности заложен некий страх перед отсутствием оклада. Отсюда все тот же принцип кормления белочек.

Нам близка доверительная схема, при которой каждый сотрудник может сам решать, когда и сколько он будет работать. То есть, иметь возможность максимально удобно распределить свою загрузку. Допустим, на одной неделе он будет уделять решению задач 5 часов в день. Логично, что он получит оплату за 5. Но если на следующей неделе он станет работать по 12 часов, будет честно и правильно заплатить ему за них. Такой подход дает хороший результат и служит доказательством того, что нам комфортно работать вместе.

Кроме того, подобная прозрачность отличная мотивация для людей, которые хотят работать и зарабатывать.

Крупные клиенты и эффективность внутри команды


С увеличением количества заказчиков, наша компания и команда тоже стали расти. Однажды судьба свела нас с ребятами из ВкусВилл, на тот момент у них было около 50 магазинов Избёнка. Мы познакомились накануне их колоссального роста. Оказалось, что нас объединяют общие ценности и любовь к экспериментам и созданию принципиально новых решений. С того времени мы стали сотрудничать и вместе запускать уникальные в своих областях проекты.

Например, мы помогаем ВкусВилл разрабатывать проект по управлению тысячами курьеров, который базируется на умных алгоритмах, нескольких телеграм-ботах и мобильном приложении. Еще на нас умные кассы, геосервисы и внутренняя учетная система.

Мы делаем много интеграций с маркетплейсами и сервисами доставки. Специализируемся на задачах, связанных со складом и ультрафрешем, дорабатываем блок распределения заказов по магазинам так, чтобы минимизировать потери для бизнеса.

Для того чтобы не терять эффективность, мы очень много вкладываем в людей. Наши команды работают на принципе самоуправления. Мы очертили четкие правила, рамки, за которые выходить нельзя. А потом наделили команды ответственностью и дали им полномочия для эффективной работы. Команда решает сама, какой подход к клиенту применять, поэтому в каждой сложился свой уникальный климат. А профессиональные коучи помогают сотрудникам, если возникли какие-то трудности. Основная наша метрика при оценке команд удовлетворенность заказчика. Такая система позволяет успешно организовать почти 200 сотрудников из разных часовых поясов, разбросанных на удаленке по всей России.

Безусловно, у удаленки есть оборотная сторона: речь идет об отсутствии живого общения. Каждый из нас временами ощущает его нехватку. Конечно, существуют мессенджеры, общие чаты, аудио и видеосвязь, но они никогда не заменят реальную коммуникацию. Поэтому мы все же стараемся собираться в offline на праздники. Это всегда проходит весело и еще много месяцев вспоминается шутками и подколами.

image
Один из корпоративов нашей команды

Еще больше экспертизы и сильных сотрудников



На протяжении долгого времени мы искали универсальную систему оценки новых сотрудников. В итоге наш опыт вылился в 3 правила:

I. Мы используем таблицу, где умения и знания особым способом разделены по уровням. После подтверждения своих компетенций на интервью, кандидат закрепляется на одном из них. От чего зависит уровень? От навыков специалиста, тасков, которые он выполнял в прошлом, способности обращаться к мировому опыту решения аналогичных задач, профессиональной насмотренности и кругозора, увлечения современными трендами, наличия узкоспециализированных знаний, экспертизы в предметных областях. Каждая из этих характеристик может повысить уровень кандидата.

II. В нашей команде работают программисты разных уровней, объединенные желанием вырасти до лучших специалистов страны. Мы поддерживаем и стимулируем их желание учиться и развиваться, в том числе в новых областях. При необходимости мы оплачиваем ребятам профессиональные курсы. "Автомакон" создает новое и эксклюзивное, поэтому нам важно найти людей, которые хотели бы творить и развиваться и не боялись экспериментировать.

III. Принцип задвоения. Мы активно применяем не только в разработке, но и при поиске сотрудников. Если ты ищешь толкового специалиста, найми на позицию не одного, а 4-5 человек. Да, это будет дороже, но в перспективе такой подход намного эффективнее. Во-первых, скоро ты поймешь, кто лучший, и продолжишь работать именно с ним. Во-вторых, это экономит много времени, которое тратится на поиск кандидата, его проверки, отсеивании, новом поиске и так по кругу.

Является ли удаленка лучшим решением для IT?


Безусловно, все зависит от каждого конкретного случая однозначного ответа здесь нет. Для кого-то удаленка оказывается идеальной, кому-то она не подходит. От сотрудника требуются дисциплинированность и желание работать, от компании хорошая инфраструктура и отлаженные процессы.

Для нас этот формат оказался оптимальным, мы перешли на него задолго до пандемии и будем продолжать так работать после. Если вы тоже решили пойти по пути удаленки, надеемся, наша история окажется вам полезна.

Если вас интересует работа в нашей компании, вот тут можно посмотреть полный перечень вакансий hh.ru / наш карьерный сайт.

Будем рады ответить на ваши вопросы!
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru