Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Умные устройства

Microsoft представила Azure Defender сетевое решение для защиты IoT-устройств

19.10.2020 14:23:26 | Автор: admin
Компания Microsoft представила новое решение из области информационной безопасности на базе Azureдля защиты устройств класса умного дома IoT Azure Defender. Система реализована по принципу бесклиентного межсетевого экрана, который контролирует внешние подключения и запросы к IoT-устройствам в домашней сети. Azure Defender интегрируется с уже существующим ИБ-продуктом Azure под названием Sentinel. Именно в панель Sentinel защитник IoT-устройств выводит всю базовую информацию. Кроме этого, Defender интегрируется и со сторонними решениями, такими как SIEM, CMDB и SOAR, что позволяет настроить по вкусу непрерывный мониторинг за подконтрольной инфраструктурой.


Схема контура безопасности на базе связки Azure Defender и панели мониторинга Azure Sentinel

Azure Defender ориентирован на обеспечение мониторинга безопасности для специализированных типов устройств, приложений и контроля на уровне межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine), то есть в случаях, когда ваша кофеварка решает пообщаться с пылесосом или микроволновкой. Решение поддерживает специализированные промышленные протоколы Modbus, DNP3, BACnet и ряд других, которые активно используются в создании сред IoT-устройств и замкнутых систем умного дома.

По заверениям разработчиков, это добавляет прозрачности неправильно настроенным, неуправляемым или неподключенным в общий контур IoT-устройствам, вследствие чего злоумышленникам становится намного сложнее атаковать их, чтобы закрепиться внутри сети как частного домовладения, так и в сетях и инфраструктуре промышленных предприятий и организаций.

Интересно и использование Azure в связке с Microsoft Sentinel. В стандартно предлагаемой разработчиками конфигурации, для мониторинга предлагается использовать именно панель Azure Sentinel, которая будет получать все оповещения от экрана Defender. В основе алертов лежат механизмы обнаружения и аналитики нарушения периметра безопасности, нарушения политики безопасности, обнаружения промышленных вредоносных программ, обнаружения аномалий и обнаружения инцидентов, в том числе на уровне датчиков. Все это работает через сбор и анализ сетевого ICS-трафика.

Оповещения основаны на анализе трафика в режиме реальном времени охватывают широкий спектр инцидентов, включая алерты следующего типа:

  • неавторизованное устройство подключено к сети;
  • несанкционированное подключение устройства к Интернету;
  • несанкционированный удаленный доступ;
  • обнаружена операция сетевого сканирования;
  • несанкционированное программирование ПЛК (программируемый логический контроллер);
  • изменение версии прошивки;
  • PLC Stop и другие потенциально вредоносные команды;
  • устройство подозревается в намеренном отключении;
  • ошибка запроса службы Ethernet / IP CIP;
  • ошибка операции BACnet;
  • несанкционированная операция DNP3;
  • ошибка аутентификации Master-Slave;
  • обнаружено известное вредоносное ПО (например криптовымогатель WannaCry, EternalBlue и пр);
  • несанкционированный вход по SMB.

Перечень угроз, который контролирует Defender, достаточно широк. При этом решение не является стандартизированным антивирусом или межсетевым экраном, который ловит все подряд, а именно решение для IoT. Тут реализован и мониторинг атак на прошивки, и мониторинг попытки захвата контроля/отключения устройства извне. Последнее крайне актуально для контуров IP-камер на предприятиях, которые злоумышленники как раз будут стремиться скорее отключить, чем взять под собственный контроль.

Но стандартным списком реагирования разработчики не ограничились. По всей видимости, для промышленного сегмента в первую очередь, предлагается возможность расширить список алертов к мониторингу в ручном режиме, то есть администратор сможет сам определить наиболее уязвимые точки своего контура и обратить внимание системы именно на них.



Кастомный алерт срабатывает точно так же, как и предустановленный, и оповещает владельца о том, что возникла ситуация, требующая его внимания. В теории, даже владельцы домохозяйств смогут использовать эти функции. Например, физическое отключение каких-либо устройств или датчиков может свидетельствовать о ЧП в доме или квартире.

Представленный Microsoft продукт один из немногих программных комплексов за последние годы, который имеет двойное назначение и применим как в промышленной области, так и частными лицами. В последние годы компания все больше и больше фокусировалась на разработках для бизнеса, оставляя потребительский сегмент на откуп патчам Windows 10 и некоторым линейкам персональных устройств. Azure же в целом продвигается исключительно как платформа для бизнеса с соответствующими этой политике решениями.

Проблема IoT-ботнетов стоит достаточно остро уже минимум пять лет. С того момента, как производители стали внедрять в свою технику умные функции, дистанционное управление через интернет и прочие датчики, мир уже несколько раз сталкивался с массированными DDoS-атаками посредством камер, холодильников и утюгов. Одна из причин, по которой такие массированные атаки стали возможными, кроется сразу в двух глобальных проблемах из плоскости культуры информационной безопасности.

С одной стороны мы имеем абсолютно безалаберных производителей, единственная цель которых внедрить умную функцию в очередную кофеварку для того, чтобы поднять ее стоимость в три раза и выкатить на рынок новое устройство. При этом используются максимально дешевые решения и комплектующие. Производители бытовой техники вообще не слишком любят тратиться на вычислительные мощности, это четко усвоили еще покупатели умных телевизоров в начале и середине 2010-х годов.

С другой стороны же эти устройства, которые имеют пару мегабайт памяти, простенькую прошивку на уровне чипа и модуль Wi-Fi для связи со смартфоном владельца по сети, попадают в абсолютно незащищенный домашний контур. Мы до сих пор живем в мире, где подавляющее большинство роутеров в рамках частных домохозяйств, оснащены заводским комплектом логина-пароля. Хотя, дефолтные конфигурации IoT и IP-устройств это проблема не только частных лиц, но в том числе и крупных организаций.

Мы уже сталкивались с ботнетами, построенными на базе IoT-устройств. Один только ботнет Mirai, который появился в 2016 году, атаковал миллионы устройств по всему миру, а потом принимал активное участие в массированных DDoS-атаках. Кстати говоря, его проблема никуда не делась: активно ботнет и его обновленные версии упоминались вплоть до 2019 года, а в апреле 2020 мы столкнулись уже с потомком ботнета Mirai и банкера Qbot ботнетом Dark Nexus, который массированно атаковал роутеры и умные устройства с использованием как заводских данных, так и эксполитов.


Схема атаки Dark Nexus

Microsoft Defender не является панацеей в решении всех проблем с безопасностью умных устройств и роутеров на местах, однако это одно из ряда решений, которое может значительно облегчить жизнь администраторам и владельцам систем умного дома. Как и говорилось выше, одно из преимуществ Azure Defender отсутствие клиента и работа по принципу межсетевого экрана. При этом любой желающий может опробовать предварительную версию системы абсолютно бесплатно. Также можно подключить 30-дневный триал Azure Sentinel и поработать с полной предлагаемой разработчиками связкой из экрана и панели мониторинга от одного производителя.
Подробнее..

Рождение Гуся как создаётся умный стрелковый тренажёр

18.05.2021 00:13:00 | Автор: admin

Гусь домашний тренировочно-игровой стрелковый стенд с лазерными мишенями и интеллектуальным сопровождением для отработки меткости и техники стрельбы, а также для развлечения всех любителей пострелять!

Тренажер представляет собой несколько умных устройств, которые должны работать в связке автономно, а при online включении становиться частью глобальной облачной инфраструктуры. Системы рейтингов, редакторы и магазины сценариев игр и программ тренировок то, над чем еще предстоит пофантазировать и во что должен эволюционировать Гусь.

Ниже вас ждет история, как идея воплощается в жизнь. Когда простые решения работают, а когда они вынужденно усложняются и требуют мучительного поиска подходящего варианта. Как появлялись схемы и корпуса, как мы шаг за шагом создаем лабораторную версию устройства.


Одной прекрасной ночью, накануне сдачи экзамена по безопасному владению оружием, мне приснился сон - я был в тире и стрелял по световым мишеням. Сначала показалось, что я очутился в Counter Strike и отрабатываю AIM (меткость), но вскоре дошло это тренировка! Я не просто стрелял по произвольным мишеням, холостил, отрабатывал чёткость и плавность движений. Тир как будто был наделён интеллектом, контролировал каждое моё движение и корректировал программу занятий. Оказалось, нас много, все стрелки тренируются и соревнуются, каждый у себя дома.

Это было чертовски увлекательно!

Экзамен был сдан с первого раза. Я рассказал об этой идее другу, и с этого момента у нас появилось неуёмное желание сделать умный тренажёр, чтобы каждый мог похолостить перед охотой и походом в тир или скоротать время, стреляя по лазерным мишеням.

Идея была объединить игру, тренировку и современные технологии.

Гусиные пёрышки

Гусь каждому придётся по вкусу, он прост и ненавязчив. Умён и хитёр. Его лазерные мишени не так просто подстрелить, когда с ним соревнуешься. А когда тренируешься он мягок и покладист, только держи на мушке. Благодаря своему зоркому глазу Гусь всё видит, а электронному уму ещё и точно знает, когда и куда стреляли.

У Гуся есть компаньон. На оружие или муляж устанавливается насадка-контроллер с универсальным оптическим датчиком спуска и лазерной имитацией дробового пятна. С напарником Гусь обретает чуткий слух и осязание. Гусь запомнит удачные и плавные выстрелы, обратит внимание на резкие движения и неудачный выход на цель, а стрелок получит статистику и рекомендации.

Гусиные навыки

У Гуся есть четыре амплуа или четыре характера, которые проявляются по-разному в игре и тренировках. Во время игры Гусь проявляет разнообразие и фантазию, заставляя стрелка попотеть, отстреливая все цели, но на тренировках Гусь собран и строго выполняет программу занятий, отслеживая качество выполнения заданий стрелком. Гуся легко обучить, записав новую программу занятий и сценарии игры.

В качестве мишени в первой версии Гуся выбран маломощный лазер, отражающийся на стенах в виде красной точки и установленный на вращающейся платформе. В перспективе на место лазера напрашивается лазерный проектор, проецирующий цели с анимацией и разной формы. Пока же разнообразие целей обеспечивается несколькими программами движений с разными настраиваемыми характеристиками, которые объединяются в сценарии. Предполагается, что сценарии могут быть созданы как разработчиками, так и пользователями и проигрываются с SD карты устройства.

Сценарии включают в себя траектории, характеристики движения, моменты появления и яркость цели, произвольные задержки и переходы. Для тренировки в режиме "Спортинг" устройство запускает цель по основным стандартным траекториям, например боковые или угонные мишени. Для тренировки скорости реакции и меткости мишени появляются в произвольных местах и исчезают. А в игровых режимах задания ограничиваются только фантазией создателя, который будет реализовывать задуманный геймплей в виде набора сценариев.

Программное окружение и облачная инфраструктура в перспективе позволит объединить все устройства в локальную или глобальную сеть с библиотекой сценариев и программами тренировок. Показания с датчиков устройств сохраняются в процессе тренировки и могут быть загружены в мобильное приложение или облако для анализа результативности тренировок и разработки новых упражнений, нацеленных на отработку конкретных навыков. Наша фантазия по применению таких данных не знает границ, так как много лет занимаемся разработкой инфраструктуры для крупных систем анализа информации, на Хабре были опубликованы статьи про Социальный монитор и Cubisio.

Собирая статистику промахов и попаданий, показания с гироскопа и акселерометра, путем нехитрых вычислений и машинного обучения, можно получить множество полезных показателей. Сравнивая эти данные с результатами разных программ тренировок становится возможным выявление наиболее эффективных. Это с одной стороны. С другой развитие в сторону коллаборации пользователей и объединение в своего рода социальную сеть с тренерами и стрелками, программами упражнений, игровыми уровнями, соревнованиями и рейтингами. Гусь в таком представлении выполняет роль терминального устройства для взаимодействия пользователей удалённо.

Arduino, STM32, ESP32 - о железяках...

Техническая глава для тех, кто любит возиться с устройствами или во всех подробностях разбирать по косточкам.

Изначально всё выглядело очень просто нужно всего лишь управлять сервоприводами и вовремя включать лазер, а сценарии движения проигрывать напрямую из файла. Отличная задача для ардуинки. Но не тут-то было.

Будучи опытными программистами, но новичками в электронике, мы двинулись в неизвестность как обычно, от простого к сложному, преодолевая трудности и неизбежно натыкаясь на непредвиденные неприятные сюрпризы.

Первая же попытка собрать прототип на отладочной плате и написать программу не увенчалась успехом. Скудный объем оперативной и Flash памяти контроллера Arduino не позволил даже запрограммировать движок проигрывания сценариев, не говоря уже о подключении сенсорного экрана, беспроводных датчиков и видео модуля с распознаванием.

Обсудив с коллегой, мы решили закончить войну с ардуинкой за ресурсы и попробовать микроконтроллер STM32. Взвесив все за и против, решено было для начала взять также отладочную плату, но сразу помощнее, так как наши амбиции росли, а планируемый функционал расширялся. Популярная BluePill на STM32F103 на фоне возросших амбиций уже тоже смотрелась слабовато. Поэтому пока мы остановились на плате WeAct на STM32f411 c 512Kb Flash и 128Kb оперативной памяти.

В будущих версиях напрашивается микроконтроллер с большим запасом памяти и дополнительной полезной периферией, а также некоторые технические решения будут пересмотрены и перенесены из модулей на основную плату. Но всему своё время.

Шина питания и автономность

По задумке устройство однозначно должно быть автономным с запасом питания минимум на час-два активной тренировки. При этом по схемотехнике шина питания должна включать как минимум две линии линия стабильного напряжения 3.3В и линия ~5-6В для питания сервоприводов.

Первая идея была простой взять за основу вариант с последовательным 2S подключением пары аккумуляторов 18650. Имея до 9В на выходе, ставим понижающий импульсный преобразователь, формирующий стабильные 5-6 В шины сервоприводов, и к ней же в свою очередь подключаем отладочные платы микроконтроллеров (у них на бору вариант стабилизатора AMS1117).

Вариант оказался абсолютно не из той оперы... Во-первых, сервоприводы при движении создают помехи, которые сгладить не просто, конденсаторы тут не помогали. Во вторых, сложности с зарядкой. Требовалось дополнительно ставить модуль балансировки заряда и подбирать подходящий блок питания. А хотелось-то сделать "как у всех" поддержать стандартную зарядку USB Type-C.

Взвесив за и против, мы выбрали путь повышения напряжений и схему параллельного подключения аккумуляторов 2P. Тем более, что под руками оказалась замечательная плата TP4056 в варианте с USB Type-C, с ней проблема контроля заряда и разряда аккумулятора оказалась закрыта.

В качестве повышающего преобразователя был выбран MT3608. К сожалению, подключение к нему сервоприводов напрямую оказалось неработоспособным сервоприводы выбрасывали в сеть огромные помехи, из-за которых контроллер, питающийся от своего стабилизатора, перезагружался и сбоил. Конденсаторы помогали очень слабо.

На выручку пришли старые добрые линейные стабилизаторы серии LM780x. Со стабилизатором LM7805 и парой конденсаторов линии питания наконец стали ровными, не зависимо от работы сервоприводов.

Но и это решение не обошлось без компромиссов. Оказалось, что иногда попадаются сервоприводы (мы выбрали MG995), которые не работают от 5В принципиально при нижнем пороге по даташиту в 4.8В. При этом попытка поднять напряжение и заменить линейный стабилизатор на LM7806 делало схему нестабильной (в некоторых случаях потребляемые токи превышали какой-то предел, после которого возникали скачки или падение напряжения в линии питания с уже известными последствиями).

Голова целеуказателя и видео-модуль

Видео-модуль, расположенный в голове Гуся, должен сопровождать цель и при получении сигнала о выстреле фиксировать кадры и запускать распознавание и вычисление расстояния от мишени до дробового пятна, а именно между красным и зелеными пятнами лазеров.

В качестве первого и пока устоявшегося варианта на эту роль отлично подошла плата ESP32-CAM. Одновременно на этот же модуль была возложена вся коммуникация, Bluetooth (BLE) для взаимодействия с насадкой-контроллером и датчиком спуска на оружии, а WiFi для интеграции с облаком и обновлений.

Взаимодействие основного микроконтроллера и видео-модуля внутри Гуся осуществляется по проводам через последовательный интерфейс SPI, а также для удобства из головы в основной корпус была выведена дополнительная шина для отладки и прошивки видео-модуля без разбора.

Насадка-контроллер и датчик спуска

В качестве начинки для насадки-контроллера сразу решено было использовать знакомый ESP32, но на этот раз ESP32-WROOM-32 без отладочной платы. Bluetooth (BLE) для связи насадки с базой, а сам микроконтроллер для обработки показаний с датчиков гироскопа/акселерометра и распознавания голосовых команд с микрофона.

Датчик спуска (курка) решено было реализовать в виде внешнего модуля на трех проводах с подключением через разъем наушников MiniJack. В идеале датчик спуска должен крепиться на спусковую скобу, не мешая производить выстрелы, и фиксировать пересечение спусковым крючком луча оптопары.

На практике же по странной причине вначале была сделана версия с компаратором на плате устройства и цифровым сигналом на входном пине микроконтроллера, но быстро было решено упростить в пользу прямого подключения выводного пина для сигнала питания датчика и аналогового входного пина для получения выходного сигнала с оптопары. При считывании сигнала с АЦП гораздо проще программно подстраивать пороговые значения срабатывания для разных курков и вариантов крепления, а также в будущем открывается простор для поддержки других реализаций датчика, например, резистивных или электромагнитных.

Питание в навесном устройстве также оказалось задачей не с самым очевидным решением.

Время автономной работы должно быть сравнимо с базой, при этом достаточно иметь одну шину питания со стабильными 3.3В. С учетом наличия мощного зеленого лазера и прожорливого при беспроводной работе ESP32, стабилизатор должен выдавать ток хотя бы до 750мА.

Здесь напрашивается несколько вариантов. Первый и самый простой использовать стабилизатор на 3.3В (тот же AMS1117) и работать с аккумулятором в верхней половине заряда. Другими словами, заведомо использовать более мощный аккумулятор, но разряжать его не ниже допустимого для стабилизатора минимального напряжения. Второй вариант использовать buck&boost преобразователь, способный выдавать стабильные 3.3В как при большем, так и меньшем входном напряжении классно и удобно. Но на практике этот вариант оказался дорогим в реализации, такие чипы сложно найти в наличии и они бьют по цене устройства. И третье решение в лоб использовать дешевый повышающий преобразователь на 5В и после него понижающий стабилизатор на 3.3В.

Пока мы решили остановиться на первом варианте, хотим провести ряд экспериментов и замеров, чтобы сравнить разницу эффективности первого варианта с неиспользованием части емкости аккумулятора и третьего варианта с потерями в лишнем стабилизаторе.

Включение и выключение устройств

Следующим моментом, непосредственно влияющим на автономность устройства, оказалось управление питанием, а именно, как будет реализовано включение, выключение и спящий режим.

Наличие в схеме устройств нескольких шин питания и преобразователей напряжения ставит под вопрос использование спящего режима, так как такой подход требует отключения простаивающей нагрузки при сохранении основного питания микроконтроллера. При этом устройства в выключенном или спящем режиме не должны терять возможность зарядки аккумулятора.

В базе Гуся выключение было решено реализовать максимально просто добавлением тумблера в разрыв проводника между самодостаточным модулем зарядки TP4056 и повышающим преобразователем на материнской плате устройства. В результате тумблер отключает от батареи всю внешнюю нагрузку вместе с основным питанием микроконтроллера, который имеет RTC модуль с подключенной часовой батарейкой на плате.

В насадке-контроллере Гуся подобный тумблер применять было бы не эстетично. Здесь напрашивается всего одна тактовая кнопка и для управления питанием, и для управления устройством во время работы. Было решено спроектировать схему на транзисторе, которая будет одновременно выполнять несколько функций:

  • удерживание кнопки при выключенном устройстве включает;

  • включенный микроконтроллер состоянием пина управляет ключевым режимом транзистора на линии питания;

  • кнопка при включенном устройстве работает как тактовая, подключенная к входному пину микроконтроллера;

  • длительное удерживание кнопки при включении устройства вводит прошивку в режим обновления;

  • нажатие на дополнительную копку принудительно отключает питание, переводя транзистор в закрытый режим.

Данная схема реализована пока только в теории, хотя и проверена на симуляторе, но планируется ее применить в следующей версии платы насадки-контроллера. Возможно, сообщество Хабра подкинет хорошие идеи или поможет обнаружить незамеченные косяки.

Пока же, реализованная в текущей версии схема не предусматривает отключение питания, а только управляет глубоким спящим режимом контроллера по тактовой кнопке, оставляя стабилизатор и нагрузку подключенными.

Калибровка лазера

Отдельной интересной задачей было сделать механику калибровки лазера у насадки-контроллера по прицельным приспособлениям оружия. Настройку изначально было решено сделать механической при помощи винтов, как это сделано у подавляющего большинства лазерных целеуказателей. Оставался вопрос как бы всё это разместить, не раздувая корпус.

В результате пары дискуссий и нескольких визуальных умозаключений был найден, как в таких случаях чаще всего бывает, самый простой и одновременно самый подходящий вариант. Механизм включает всего одну петлю из тонкой пружинной проволоки для давления по двум осям и пару регулирующих винтов со втулками, скрыто вмонтированными в корпус. Устойчивость и стабильность конструкции достигается мягкой опорой, полученной литьём силикона в форму.

Лабораторная птица

Гусь амбициозен, но молод и скромен. Многому ещё Гусю нужно научиться и набраться опыта, сменить оперение и вырасти на потеху всем охотникам и стрелкам. На волю Гусю хочется, но пока в лаборатории ему теплее и комфортнее.

Таких Гусей будет мало, самые первые самые ценные, уникальные. Понаблюдаем за ними, потренируем, и в тираж полетит птица вольная. А пока ограничимся главным.

Являясь новичками в схемотехнике и занимаясь проектом на пару, как говорится, в свободное от основной работы время и с финансированием из кармана, мы, тем не менее, непременно движемся по запланированному пути к заявленной цели создать лабораторную версию устройства и вывести ее на рынок для апробации.

Мы не называем Гуся прототипом. На текущем этапе разработки мы запланировали создать полностью рабочее решение, но с ограниченной функциональностью и ограниченным тиражом, которое как прототип реализует все технические задумки, а как готовое устройство позволит пользователям играть и тренироваться, на практике испробовать новый подход к тренировкам, обрисовать улучшения для будущих версий.

На текущем этапе мы реализовали все основные технические решения, некоторые из которых еще стоит доработать. Полностью разработали дизайн корпусов, подготовили модели для 3D печати и литья. Мы подобрали комплектующие и воспроизвели почти весь цикл производства устройства своими силами в условиях "гаража", собрали первый рабочий экземпляр, вместе с которым вскоре шагнём на следующий этап выход на рынок. Но в этом нам потребуется помощь, заинтересованность потенциальных пользователей и вовлечённость специалистов.

Гусь в Facebook, VK, Intagram, Telegram.

Подробнее..

Как мы хакнули умные подушки и запустили приложение для умной спальни Асконы

21.08.2020 18:08:22 | Автор: admin
Привет! Меня зовут Сергей Солдатов, я директор по продукту в компании 65apps. Мы разрабатываем мобильные приложения, используем в работе продуктовый подход. Хочу поделиться с вами нашим недавним кейсом, где именно продуктовый подход помог погрузиться в непривычную предметную область и создать сервис с уникальной ценностью. Это наш совместный проект с компанией Аскона приложение для управления умной спальней.

Для начала забавный факт: перед началом работы всей проектной группе, а это: директор по продукту, арт-директор, руководитель проекта, аналитик, дизайнер, разработчики iOS, Android и QA-специалист, Аскона передала свои умные девайсы, видимо, чтобы мы лучше высыпались и продуктивнее работали. Прямиком с завода к нам в ижевский офис приехали подушки, трекеры сна, основание кровати все это было необходимо подключить. Мы действительно спали на этих подушках и это тот самый случай, когда я готов их неистово рекомендовать. Я уже не смог вернуться к своей старенькой синтепоновой, и после сдачи проекта купил всей семье умные подушки (Аскона не платит мне за рекламу, а жаль).

Это тот самый случай, когда клиент позаботился о своих разработчиках и, в результате, мы сделали классное приложение. Но обо всем по порядку.

Продуктовый подход


Аскона более 30 лет разрабатывает решения для комфортного и здорового сна. Объединив накопленную экспертизу и современные технологии, компания замахнулась на создание продукта, который поможет сделать сон эффективнее, с этой идеей клиент пришел к нам.

Что такое Умная спальня? Это экосистема из самых разных устройств от управляемого основания кровати до умных светильников и гардин. С ее помощью можно создавать в спальне индивидуальную атмосферу, максимально подходящую для комфортного сна.

Изучив идею сервиса, мы предложили коллегам действовать поэтапно и использовать в разработке продуктовый подход. Он как нельзя кстати подходил для реализации такой задачи. Мы опирались не на ТЗ или ФТ, а на видение продукта, его конечную цель. А то, какая функциональность для этого потребуется, решалось в процессе.

Для начала мы запланировали создание MVP приложения. После первого релиза мы оценим обратную связь от пользователей и их запросы, и будем постепенно расширять функциональность и подключать новые устройства.

Мы организовали работу по Scrum, двухнедельными спринтами, и не стали выделять дизайн, разработку и тестирование в отдельные этапы. Поскольку вся команда была полностью погружена в проект с самого начала, мы работали по схеме: сначала все решения, идеи, фичи согласовываем внутри, и только потом отдаем на согласование заказчику.

Каждые две недели проводили демо для заказчика: показывали готовые решения, обсуждали планы на следующие спринты. Благодаря такому подходу у нас всегда была возможность оценить промежуточные результаты и внести в проект много полезных деталей.

Как мы превращали идею в продукт


На первой встрече с заказчиком, мы определили основные сценарии взаимодействия с приложением и порядок подключения устройств.

В MVP вошли три устройства:

Smart pillow умная подушка, которая отслеживает сердечный ритм и частоту дыхания человека;

Sleep-dot небольшой датчик, контролирующий уровень влажности и температуру воздуха в помещении, а также фиксирующий время засыпания человека;

основание кровати Ergomotion, которое состоит из нескольких секций с изменяемым углом наклона и умеет делать массаж.

С подушки и слип-дота мы будем собирать данные, опираясь на которые можно оценить качество сна и причины его ухудшения. Данные с этих устройств помогут нам строить в приложении графики фаз сна. А для основания кровати реализуем в приложении удобный пульт управления.

На этой же встрече мы набросали примерный Customer Journey Map, но в начале работы оставалось ощущение, что он все же не закрыт, поскольку на старте многое не было видно. Сначала наша фантазия ограничивалась теми решениями, которые уже были доступны, поэтому многие крутые идеи приходили уже в процессе работы. Например, в ходе работ над MVP я увидел ту фичу, которая будет отличать наше приложение от аналогичных решений. Подключаемые устройства передают в приложение множество самых разных данных, но сама по себе их ценность не так велика для пользователя, да и разобраться в них непросто. Мы решили, что наше приложение должно давать пользователю не только скоринг, но и персонализированные советы о том, как сделать сон лучше. Эта идея прекрасно ложилась в цели Асконы и видение продукта, так что клиент подключил к работе над рекомендациями своих экспертов-сомнологов специалистов, которые занимаются профилактикой и лечением расстройств сна.

За три спринта мы реализовали первую работоспособную версию приложения, которое подключалось к умной подушке и в реальном времени собирало данные. Еще через полтора месяца мы полностью закрыли этот сценарий, реализовав подключение, онбординг пользователей, настройку, мониторинг состояний, создание отчета и индивидуальные рекомендации.

Еще за три спринта мы разработали аналогичный сценарий подключения слип-дота и переключение между устройствами.

Чуть больше времени нам потребовалось на подключение основания. Во-первых, внесла свои коррективы пандемия команде пришлось по строгому графику ездить в офис для тестирования устройств. А во-вторых, для подключения нам пришлось писать собственные библиотеки.

Разработка: что делать, если нет SDK


Это не первый наш опыт работы с устройствами, но в этом проекте нам пришлось подключать девайсы, которые невозможно было перепрограммировать. Для того, чтобы сделать удобное управление и понятный интерфейс приложения, мы досконально изучали работу каждого устройства. Вся команда, без исключений, тестировала подушки и слип-доты, училась управлять основанием. Нам важно было понять, как пользователи взаимодействуют с устройствами, что может вызвать сложности, как отрабатывать нештатные ситуации, например, когда в гаджете садится батарейка и оно перестает отвечать на команды приложения.

У нас даже мемы свои появились: отправить команду на основание и перезагрузить подушку.


Пожалуй, сложнее всех пришлось разработчикам.

На старте работ у них не было никаких SDK к девайсам. Попытка декомпилировать родное приложение дала нам 16 тыс. строк кода с комментариями на китайском.

Здесь пригодился навык поиска на Github SDK для подушки и слип-дота ребята нашли именно там, а вот SDK для основания пришлось писать самим.

Документация содержала ряд ошибок, при написании кода возникли сложности в соединении по Bluetooth. Пришлось даже сниффить трафик, чтобы найти расхождения с документацией. Они были небольшие, но на работу приложения влияли.

Все наработки мы упаковали в библиотеки, которые затем успешно использовали для работы над приложением. Если хотите потестить их и самостоятельно разобраться в работе основания, пишите в комментариях. Мы выложим их в открытый доступ, если будет много желающих.

Приложения мы писали с использованием Clean architecture, нам важно было предусмотреть дальнейшее масштабирование продукта.

Редизайн в середине проекта


Дизайнеры подключились к работе над проектом одними из первых. С самого начала мы выбрали темную гамму, привычную для многих трекеров сна. Темный экран не напрягает глаза при выключенном свете и не замедляет выработку мелатонина.

image

Все выглядело убедительно и заказчик согласовал макеты.

Но спустя несколько спринтов, когда уже можно было поработать с приложением и подушкой, стало понятно, что дизайну не хватает выразительности и то, чем мы хотели отстроится от конкурентов, визуально не цепляет.

Наши дизайнеры полностью переосмыслили всю работу приложения и некоторые пользовательские сценарии.

Прежде всего мы добавили больше анимаций: биения сердца, дыхания, индикаторов скоринга и построения графиков. Расставили акценты в отчетах, сделали более понятную навигацию. В новом варианте цветовая гамма осталась темной, но стала более контрастной, а между элементами стало больше воздуха. Дизайн стал более четким и понятным, выразительным.

Это один из безусловных плюсов продуктового подхода. Если команда понимает, что текущие решения не принесут нужного результата, их можно поменять.

image

Благодаря такому погружению команды в проект родились многие удачные идеи. Например, тестируя работу основания, наш дизайнер решил, что привычное управление наклоном секций в виде кнопок + и -, как на тв-пульте, не очень удобно на экране смартфона. И предложил заменить их ползунками. Этот вариант мы и согласовали с заказчиком, решив, что такой элемент станет еще одной фичей нашего приложения.

image

В приложение мы добавили возможность сохранять пресеты индивидуальные настройки основания. В заводском пульте такой функциональности нет.

Несколько решений мы искали и за пределами работы приложения. Например, что делать, если девайс разрядился? И как помочь пользователю предотвратить такие ситуации? Наше приложение периодически запрашивает у устройств уровень заряда. Если он низкий, то в карточке устройства отображается соответствующий индикатор. Так пользователь вовремя успеет зарядить свой девайс.

Тестирование: берем работу на дом


Тестирование приложения шло непрерывно, с самого первого спринта.

Сначала протестировали дизайн. Наш дизайнер собирал максимально кликабельные прототипы для спорных моментов, мы тестировали их внутри своей команды.

Как только появилась самая первая версия приложения со сценарием подключения подушки, его стали тестировать на реальных устройствах, отслеживая каждый шаг работы приложения. В этом процессе участвовали все и разработчики, и дизайнеры, и специалисты QA.

Тестировщикам пришлось буквально сродниться с умными устройствами. Для проверки рекомендаций нужны были реальные данные, а получить их можно только во время сна. Ребятам приходилось брать домой подушки и доты, на ночь подключать устройства и запускать тесты, а с утра все проверять. Если что-то шло не так и тест не срабатывал, следующая возможность проверки выпадала только ночью.

После подключения к приложению всех устройств мы расширили группу пользователей за счет сотрудников Асконы, у которых были нужные девайсы в салонах. Коллеги пользовались приложением и давали нам обратную связь.

От них мы почти не получили замечаний о работе приложения. Это говорит о том, командная работа на нашей стороне была продуктивной мы сделали качественный, удобный и понятный продукт.

Что дальше?


Сейчас приложение уже в сторах. Оно подключается к трем умным устройствам, собирает информацию с подушки и слип-дота. Анализируя показания устройств, приложение поясняет пользователю возможные причины плохого сна или позднего засыпания и дает индивидуальные рекомендации. В дальнейшем мы будем совершенствовать рекомендации, учитывая историю показаний за несколько предыдущих недель они станут еще более точными и персонализированными.

В приложении мы автоматически собираем обратную связь от пользователей: встроенная система аналитики отслеживает ряд метрик, из которых мы узнаем, какие возможности чаще всего используются, что не вызвало интереса пользователей, где чаще всего возникают сложности. Так, на следующих этапах развития продукта мы будем опираться не только на собственное видение, но и на большие данные, демонстрирующие запросы и требования пользователей.
Подробнее..

Умный помощник разработан универсальный робот для ухода за садом

23.11.2020 20:22:46 | Автор: admin

Разработан универсальный робот-помощник, который может поливать зеленые насаждения, подстригать газон, отпугивать насекомых и птиц, обрабатывать сорняки гербицидами, а также отстреливать нарушителей следить за безопасностью на участке. Работу над созданием устройства вела компания Whirly Max.

По аналогии с роботами-пылесосами разработчики создают умных садовников. Эти роботы помощники по уходу за территорией участка у загородного дома. Они заточены под выполнение конкретных узкопрофильных задач: полив растений, прополка грядок, подстригание газона. В идеале для выполнения комплекса работ на участке потребовался бы целый штат роботизированных устройств.

Однако в компании Whirly Max создали универсальный робот, совмещающий в себе несколько амплуа. Робота назвали Yardroid. В его арсенале: автономное выполнение разных работ от стрижки газона и поливки грядок до уборки опавших листьев. Внешне робот напоминает мини-танк на гусеничном шасси.


В передней части робота находится турель с водяной пушкой, камерой и светодиодным фонарем. Фонарь установлен в стабилизированном подвесе. Комбинация подвеса и поворотной башни позволяет распылять воду в любых направлениях.

Помимо прочего, в турели размещены насадки для удаления сорняков и вредителей под углом в 45 градусов. В задней части находятся резервуары для жидкости, насосы и двигатели.

Yardroid может разворачиваться на месте, преодолевать вертикальные препятствия высотой в 15 см и уклоны под 45 градусов.

Основные характеристики Yardroid


  • Аккумулятор 12 В, 100 Вт*ч.
  • Привод на двойном двигателе, каждый двигатель приводит в движение одну гусеницу.
  • Максимальная рабочая скорость 4 км/ч.
  • Максимальный диапазон 8 км.
  • Поддержание заряда до 4 часов.
  • Вес 8 кг без патронов.
  • Габариты: длина 65 см, ширина 46 см, высота 30 см.
  • Объем резервуара для воды 8 литров.
  • Сопутствующий вентильный клапан функционирует от солнечной батареи в 5В.
  • Радиус действия водяного пистолета 10 метров.
  • Производительность водяного пистолета 4 л/мин.
  • Частота кадров компьютерного зрения 2 Гц.
  • Поле зрения камеры 150 градусов.

На что способен робот?


Выполняет функции газонокосильщика



Что именно делает? Благодаря ИИ и компьютерному зрению Yardroid самостоятельно ориентируется в пространстве без проводов или меток. Из интересного, он не движется хаотичным образом, а тщательно планирует маршрут. Расчеты позволяют минимизировать затраченное на кошение время и создавать на траве замысловатые узоры. Управление роботом происходит через приложение, где можно регулировать высоту подстригаемого газона.

Орошает растения


Как это происходит? Робот поможет поливать зеленые насаждения. С Yardroid можно уйти от неудобных капельных линий. Робот может распылять воду вертикально вверх и почти вертикально вниз. И удобно, что благодаря функции регулируемого напора, робот способен поливать любую нужную цель: далекую или дальнюю.

Не требует оператора для дозаправки водой



Почему? Аппарат автоматически заправляется водой, он может открывать и закрывать крышку резервуара. Используя автоматический вспомогательный вентиль, он самостоятельно заполняет баки для воды. Это решение лишает необходимости прибегать к помощи оператора.

Уничтожает сорняки


Как именно? Робот имеет резервуар объемом 1 л, которые заполняется специальным средством. С помощью камеры и ИИ мини-танк самостоятельно распознает сорные растения. Тщательно отбирая только эти растения, аппарат экономно расходует уничтожитель сорняков.

Ведет борьбу с вредителями


Каким образом это устроено? Робот обнаруживает и классифицирует вредителей в виде насекомых, птиц и животных. Защита от насекомых происходит благодаря целевому распылению соответствующего средства из бака. А крупных млекопитающих и птиц он может отпугивать мощным светодиодным фонариком или намеренно поливать водой.

Сдувает листья с дорожек



Камера и подсветка помогают роботу обнаруживать мусор на дрожках, тротуаре, траве. В турель встроен вентилятор, который сдувает листья с поверхностей, поддерживая их в чистоте.

Охраняет территорию


И последнее. Робот следит за окружающей средой. При обнаружении злоумышленников, он записывает происходящее на камеру и сохраняет материал в устройстве или в облаке. Внутри Yardroid установлен динамик. В случае ЧП он включается и предупреждает, что ведется запись. Это может убедить злоумышленников уйти. Если понадобится, то робот может их обрызгать из водяного пистолета, тем самым, прогоняя их. Также робот защищен от кражи: отправляет текущее местоположение по GPS.

Подробнее..

Как умные тележки покоряют супермаркеты в США

22.02.2021 18:08:55 | Автор: admin

Магазины в Америке рассчитывают на то, что после пандемии люди больше не захотят касаться руками общих мест и общаться с кассирами. Последним таким ритейлером стал Kroger, с 2750 магазинов в стране. Он выпустил умную тележку, умеющую сканировать и взвешивать продукты. А еще давать рекламу, от которой очень сложно устоять.

Компания реализовала проект вместе с фирмой Caper, занимающейся искусственным интеллектом. Пока что тележки с компьютерным зрением и кучей датчиков ездят только в супермаркетах Цинциннати (штат Огайо). Но если эксперимент будет признан успешным, и покупатели оценят новинку, компания готова добавить их в другие магазины по всей стране.

В чем преимущества

Тележки выступают в роли умных весов. Вы кладете все свои личные вещи (например, кошелек) в корзинку спереди, под экран. А пакеты и сумки в основное отделение, и взвешиваете их. Дальше можно ехать и класть любой товар (скажем, овощи или фрукты) в тележку, можно прямо к себе в сумку. И продолжаете свой маршрут. За счет компьютерного зрения она понимает, что именно вы положили, и заодно взвешивает новый товар. Вам остается только подтвердить на экране, что это именно то, что вы купили. По задумке Kroger и Caper, так получается намного быстрее, чем подходить с фруктами к весам, а потом ещё и стоять там в очереди.

Рекламная вывеска перед магазинами Kroger говорит, что если вы будете взвешивать 10 продуктов, с тележками вы сэкономите минимум пять минут в супермаркете. Мол, пока остальные стоят в очереди, вы двигаетесь к следующему товару. Также в числе плюсов описывается ограниченный контакт с сотрудниками магазина что особо привлекательно для многих покупателей во время пандемии.

Тележки сами подсчитывают общую сумму заказа, и дают рекомендации, что ещё можно купить. В приложении есть раздел с текущими акциями и с различными диетами (и товарами в супермаркете, которые под них подходят). На основании того, что вы собрали в своей корзине, выдаются рецепты. Для основной части товаров указывается даже их расположение в магазине.

Продукты оплачиваются прямо в тележке, рядом с экраном находится кассовый аппарат.

За последние несколько лет умные тележки для покупок стали новым способом сократить затраты на рабочую силу, побудить клиентов тратить больше денег и ускорить оборот клиентов в магазине. По словам Линдона Гао, основателя Caper, пандемия дополнительно подтолкнула компании внедрять такие технологии, уменьшающие количество контактов между продавцами и покупателями.

Умные тележки повышают доход магазина, потому что покупать становится быстрее и удобнее, а людям дают ещё больше рекламы, причем в неожиданном месте, к которому они еще не привыкли. К тому же, Caper использует ИИ не только для определения товаров, но и для подбора рекомендаций. Например, если вы положите хлопья, вам порекомендуют молоко, которое только сегодня привезли. Купите спагетти посоветуют соус. Положите вино выдадут сыр, который замечательно раскрывает его вкус. Устоять перед всеми этими предложениями невероятно сложно. Фирма заявляет, что средняя сумма покупок с её тележками увеличивается на 18 процентов.

Как это работает

В тележках находятся три камеры, которые фиксируют предмет с разных сторон. Затем ПО Caper генерирует трехмерную модель и сравнивает ее с базой данных изображений продуктов, чтобы определить, что это за товар. Цена отображается на экране. Если покупатель убирает товар из тележки, чтобы положить его обратно на полку, сумма вычитается обратно.

Умные тележки обходятся супермаркетам недешево. Один такой аппарат стоит от $5000 до $10000 (обычная тележка меньше $100). Также они требуют более аккуратного обращения, и техников, которые периодически следят за обновлением ПО и чинят баги на местах.

Но у супермаркетов такие специалисты и без этого были весы тоже не сами ремонтируются. А разработку системы берет на себя другая компания, магазины просто адаптируют её под себя и наполняют своими предложениями. Caper говорит, что большинство её партнеров, покупающие готовые умные тележки по умным тележкам окупают свои инвестиции в течение года.

Чтобы дорогую тележку не украли, в ней есть GPS, а тот же ИИ сообщает, если чувствует, что дело принимает опасный оборот. Если покупатель отклоняется от стандартного сценария поведения, то сотрудники магазина информируются об этом и покупатель может быть проверен на кассе или терминале самообслуживания.

Caper утверждает, что ее технология не предназначена для замены рабочих мест, а позволяет высвободить больше рядовых работников магазина для обслуживания клиентов и работы с товарами. Информация, собранная умными тележками, используется, чтобы магазин мог лучше управлять запасами, более эффективно располагать товары на полках и в целом определять, как двигаются и чего хотят люди.

По словам Caper, Kroger третья сеть супермаркетов за последний год, которая заключила с ними контракт на умные тележки. Стартап, основанный в 2017 году, пока не раскрывает названия других компаний-партнеров.

Альтернативы

Умная тележка в Amazon FreshУмная тележка в Amazon Fresh

Свои умные тележки для покупок развивают также стартапы Veeve из Сиэтла и Tracxpoint из Тель-Авива. Некоторые похожие системы уже работают в Китае и Японии. Ну а самым известным примером, конечно, является Amazon. Летом 2020-го она представила свои умные тележки Dash Carts в одном из своих магазинов в Вудленд-Хиллз (Калифорния). Отзывы клиентов были настолько положительными, что Amazon добавила их еще в пять магазинов в Калифорнии и в магазин Amazon Fresh в Иллинойсе.

Тележки там тоже используют датчики и алгоритмы компьютерного зрения для автоматической идентификации помещенных в них предметов. Покупатели выходят из супермаркетов через специальную полосу, которая идентифицирует тележку и выставляет счет покупателю по банковской карте, привязанной к их учетной записи Amazon.

Но умные тележки Amazon требуют, чтобы клиенты загрузили специальное приложение к себе на смартфон, а для версии Caper приложение и смартфон не требуются. К тому же, тележки Amazon действуют только в магазинах, работающих с Amazon Go, то есть без касс и продавцов. Для Caper достаточно, чтобы на территории супермаркета в принципе действовал Wi-Fi, то есть систему гораздо проще масштабировать.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru