Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Тимбилдинг

Опыт тимбилдинга на удалёнке. Как мы проводили турниры по Counter-Strike для сотрудников

02.06.2021 14:09:29 | Автор: admin

До начала пандемии мы регулярно устраивали мероприятия в офисе. Поздравления именинников, 23 февраля и 8 марта, Хэллоуин, турниры по спортивному покеру, вечеринки в честь релизов... А на удалёнке поддерживали командный дух дистанционно: наши ребята участвовали онлайн в кулинарных мастер-классах, челленджах, викторинах, квизах и конкурсах.

Идея кибертурнира появилась не спонтанно. Мы всегда открыты к новым форматам взаимодействия внутри коллектива, а коммуникация в онлайн-играх бывает не менее интенсивной, чем в более традиционных видах тимбилдингов. Но главное, инициативу поддержали сами коллеги: благодаря опросу мы убедились, что киберспорт в нашей компании интересен многим.


Привет, Хабр! Меня зовут Мария Зернова, я менеджер отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры МойОфис. Наша команда отвечает за работу с HR-брендом, мероприятия, информирование коллег, уровень их вовлеченности и в целом счастье сотрудников.

Мы никогда не придерживались идеи движуха ради движухи, поэтому в условиях пандемии ставили перед собой вполне конкретные цели: сплотить кроссфункциональную команду и найти новую площадку для неформального общения, чтобы собраться вне работы, пусть даже удаленно. Чемпионат по киберспорту состязание сотрудников в популярной компьютерной игре показался нам отличным способом решить актуальные задачи и воодушевить коллектив. Вот как проходила наша первая организация этого события.

Начало. Работа с пожеланиями

Что необходимо сделать перед запуском любой развлекательной активности для коллег? Разумеется, уточнить, нужно ли им это. При положительном ответе предоставить опции. Так что первым делом мы провели опрос-голосование на тему "интересен ли вам в принципе чемпионат по киберспорту", попросили выбрать одну из игр (потенциальных дисциплин), указать приоритетные даты и время. Около 10% респондентов (это 60 человек) откликнулось в пользу проводить, и эта цифра показалась нам достаточной, чтобы начать подготовку.

Пообщавшись с сотрудниками-любителями онлайн-игр, мы составили список возможных дисциплин для турнира: Counter-Strike: Global Offensive, DOTA2, Hearthstone, Fortnite, PUBG Mobile, Mobile Legends. Чемпионаты по этим известным многопользовательским играм успешно проходят сегодня по всему миру.

Часть коллег предрекала победу Counter-Strike или DOTA2 одной из наиболее популярных высокоинтенсивных игр с тактическим элементом. Кто-то из ребят даже сравнил их с футболом и хоккеем классические, понятные и знакомые большинству состязания, куда без них? Прогнозы оказались близки к истине: лидером голосования со значительным отрывом стала Counter-Strike, второе место досталось DOTA2. "Бронзу" получила Heartstone, карточная онлайн-игра по вселенной Warcraft.

Согласно условиям, голосовать можно было сразу за несколько вариантов. Некоторые коллеги интересовались разными играми из списка, и мы решили не ограничивать выбор.Согласно условиям, голосовать можно было сразу за несколько вариантов. Некоторые коллеги интересовались разными играми из списка, и мы решили не ограничивать выбор.

Подготовка команд. Формат турнира

В организации нам помогал центр киберспорта click-storm: логично и удобно было советоваться с теми, кто постоянно проводит подобные турниры, осведомлен в теме и может ответить на любые вопросы. Подрядчик также обеспечил техническую поддержку события.

На участие в турнире можно было записаться в составе уже сформированной команды либо же довериться случайному распределению, что в плане командообразования тоже оказалось отличным вариантом. Когда мы собрали кворум, то провели для ребят вебинар с организаторами: в рамках этого мини-ивента участники освежали в памяти игру (если требовалось), привыкали к платформе и заранее регистрировались. Каждая команда назначила себе капитана коллеги сами сделали выбор. Разумеется, завели чат для общения.

Турнирным форматом выбрали Double Elimination. Это компромисс между круговой системой (каждый сражается с каждым) и олимпийской сеткой (с выбыванием после первого поражения). Такой формат позволяет проиграть один раз и не выбыть из игры, но в то же время не затягивает турнир, как это возможно при круговой системе: наш чемпионат длился в итоге не более пяти часов.

Пример турнирной схемы Double Elimination для четырех команд.Пример турнирной схемы Double Elimination для четырех команд.

Низкий старт. Регистрация, серверы, стриминг

На каждом этапе организации была предусмотрена своя форма коммуникации с сотрудниками: голосование за игру на корпоративном портале, запись в команду (в общем документе), публикация информации о времени и месте, приглашение на вебинар и на саму игру. Напоминание о событии мы несколько раз отправляли как участникам, так и потенциальным болельщикам многим коллегам оказалось интересно посмотреть ход сражений.

Для регистрации на площадке достаточно было залогиниться через любую удобную социальную сеть в один клик, далее привязать Steam-аккаунт. Это позволяло проверить соответствие никнейма в игре с пользователем на площадке, убедиться, что никто не использует забаненный игровой аккаунт. После старта турнира на платформе автоматически открылись чаты между командами. Судьи выдавали реквизиты турнирных серверов.

Турнирные серверы одна из самых важных деталей чемпионата. Очень важен низкий пинг и высокий тикрейт сервера. На платформе были специально настроенные турнирные серверы со 128-битным тикрейтом. Скорость обработки информации вдвое выше, чем у обычных серверов. Это позволяло быстрее засчитывать выстрел и значительно повышало удовольствие от игры.

Трансляция на Twitch или YouTube важный элемент корпоративного кибертурнира, если на нем предусмотрены зрители. Речь об аналоге спортивного матча в прямом эфире с комментированием. Мы выбрали Twitch. На стрим пригласили опытного комментатора и фаната Counter-Strike, который легко и динамично рассказывал о ходе игр. Важно было, чтобы комментатор с уважением относился к участникам и отдавал себе отчёт, что сопровождает непрофессиональный турнир; выделял лучшие моменты, подбадривал и заряжал игроков. Как мы впоследствии узнали из отзывов, работой выбранного нами профессионала сотрудники остались очень довольны.

Отклик участников и общие итоги

Наш первый кибертурнир в целом состоялся удачно: был очевиден опыт большинства игроков, все так или иначе уже играли в CS и освоились в Global Offensive довольно быстро. Атмосфера сложилась позитивная, весело было даже тем командам, которые проигрывали.

Ребята высоко оценили активность те, кто по их собственному признанию не играли в CS лет десять, ощутили приятную ностальгию. Новичкам периодически не хватало подготовки (тут мы поставили для себя галочку): встречались вопросы в духе не понятно, где консоль, что такое банан и т.д. Были и те, кто попросил на будущее составлять графики турниров, чтобы можно было поработать в паузах между матчами.

Карточка события на сайте организаторов.Карточка события на сайте организаторов.

Чуть позже мы провели второй турнир по CS: GO. В его процессе стало хорошо заметно, что коллеги уже полностью освоились с сайтом, игрой, и все в этот раз знают, что им нужно делать. По сравнению с прошлым чемпионатом серьезно повысился упор на командную работу.

Запись с нашего второго корпоративного турнира:

С удовольствием почитаю о вашем личном опыте организации тимбилдингов в режиме удаленки. Если у вас есть интересные примеры, обязательно расскажите о них в комментариях!

Подробнее..

Розыгрыш туалетной бумаги ипосиделки уискусственного костра каким был тимбилдинг вэтом году

25.11.2020 18:12:55 | Автор: admin
imageФото: www.facebook.com/doctorevent

Компании уже около года существуют в новой реальности, условия которой диктует пандемия. В какой-то момент ограничения ослабевали, но сейчас люди снова засели по домам. Отдельные компании и вовсе решили перевести штат на вечную удаленку. Редакция Хабр Карьеры решила выяснить, как российские и зарубежные IT-компании решили проблему тимбилдинга и проведения корпоративов.
Этот пост вышел в рамках Марафона удалёнки на Хабр Карьере. Эту душеспасительную движуху мы затеяли уже во второй раз, чтобы не сойти с ума на второй волне изоляции. Заодно, надеемся, эта активность поможет кому-то прокачать навыки удалённой работы и сделать домашний офис комфортнее.

Тема недели: Как настроить процессы в команде
Куратор недели: Евгений Россинский, директор по технологии в IVI

У них


Основным трендом весны-2020 стал онлайн-бар. Люди собирались перед мониторами с любимыми напитками в условленное время, чтобы пообщаться неформально. Тренд набрал популярность не только у нас, но и за рубежом. В компании Srax, штаб которой насчитывает около 150 сотрудников в пяти офисах по всему миру, на первую же встречу пришли около сотни человек, и вечеринку пришлось перенести из Highfive в Google Hangouts.

Со временем просто выпивать наскучило. Компании начали проводить настоящие онлайн-квартирники, в ходе которых каждый мог продемонстрировать свои умения: сыграть на балалайке, жонглировать мандаринами или исполнить сальсу. Некоторые фирмы приглашали ведущих, чтобы те не дали вечеринке превратиться в неконтролируемое шоу талантов. Особо смелые даже транслировали происходящее на YouTube.

Хорошим вариантом тимбилдинга стали квизы или квесты, причем, последние было удобно проводить даже в мессенджерах.

Пить и играть со временем тоже надоело, и тогда компании начали организовывать мастер-классы. К примеру, креативная студия Cohere проводила мероприятия, посвященные кулинарии, дизайну и саморазвитию. С введением самоизоляции все встречи начали проводиться виртуально. Тематика была и правда интересной. Так, один из классов был посвящен выращиванию грибов в домашних условиях. Популярность занятий оказалась такой высокой среди сотрудников, что компания открыла запись для посторонних участников.

Онлайн-бары начали трансформироваться в столовки. Вот компания Ingenio каждый день в полдень приглашает членов команды в Обеденную. Им начисляют стипендию через DoorDash, а бонусом дают одно бесплатное блюдо в неделю. Кроме того, каждый день в 17:00 стартует счастливый час, когда можно не только поесть, но и выпить.

За рубежом целый ряд компаний теперь предлагает свои решения для организации удаленного тимбилдинга. Например, Water Cooler Trivia создает текстовые онлайн-викторины, которые можно отправлять по электронной почте или в Slack. Их можно адаптировать под профиль компании. Удобство формата в том, что сотрудники могут отвлечься на викторину в любой момент, особенно, если все они живут в разных часовых поясах. И это не так обязывает, как участие в Zoom-вечеринках, которые многие успели возненавидеть еще с весны.

image

Другая компания, Let's Roam, запустила домашний вариант квестов участники должны искать предметы в своих собственных домах. Компания также предлагает викторины, шарады и прочие виды активности.

Компания из Сан-Франциско The Go Game организует видеоигры продолжительностью от 45 минут до часа. У каждой есть реальный ведущий, сама игра включает викторины, караоке и конкурсы. Интересно, что компания сумела перевести свою предыдущую деятельность из офлайна в онлайн, и теперь такие игры пользуются спросом.

А вот Tiny Campfire предлагает устраивать кэмпинги на дому. Компания доставляет сотрудникам крошечные костры и другие походные предметы, а потом организует в Zoom комнату с ведущим судя по всему, опытным скаутом. Говорят, что в пандемию такие кэмпинги устраивали в Apple, Amazon, Microsoft, Pepsi, H&M и Netflix.

image

У нас


В России, впрочем, тренд подхватили быстро, и теперь наши компании тоже предлагают разнообразный корпоративный досуг.

Команда Вконтакте еще в самом начале пандемии реорганизовала одно из внутренних сообществ под удалённый формат. Там на неформальные мероприятия могли собираться коллеги из разных локаций.

image Началось со спорта: тренировки по йоге, растяжке и Full Body, заработал клуб любителей планки, которые пробовали стоять в планке два раза в день по видеосвязи, прошла лекция о домашних тренировках от главного врача сборной России по футболу. Потом перешли к кулинарии: готовили вместе по рецептам шеф-поваров и коллег, организовывали розыгрыши, победители которых получали набор продуктов с доставкой на дом. Проводили игры: Мозгобойню и Квиз Плиз, Свою Игры и даже пытались сыграть в Мафию. Дошло дело и до учебы: были лекции о кино, истории и даже по медицине. Хобби стали коллективными, сотрудники мастерили светильники и ароматические свечи, пересаживали домашние растения и собирали букеты, учились живописи и керамике, создавали 3D-картины.

В онлайн-кинотеатре Okko решили максимально адаптировать встречи в Zoom под привычные офлайновые форматы. Примерно раз неделю компания проводит по небольшому онлайн-празднику. За время локдауна в Okko успели поиграть в настолки, встретиться командами в онлайн-баре, сыграть в Кофе-рулетку, организовать онлайн-путешествие не выходя из дома, провести мастер-классы для детей сотрудников.

Компания регулярно опрашивает сотрудников о том, какие удаленные развлечения им хотелось бы попробовать, устраивает опросы и голосовалки. Традиционные в офлайне welcome-ужины для новичков перешли и в онлайн. В рамках такого ужина новые сотрудники готовят вместе еду на кулинарном мастер-классе, лучше узнают друг друга и задают вопросы коллегам из HR.

Самым запоминающимся для Okko стал первый онлайн-корпоратив. Для него подготовили пять онлайн-комнат по интересам, между которыми сотрудники могли перемещаться. В одной комнате поиграть в Крокодила, а в другой обсудить, как развлечь детей на самоизоляции.

Классным новым форматом в компании стали онлайн-экскурсии по другим странам. Сотрудники выбирали, куда отправиться на онлайн-тимбилдинг. Как выяснилось, самая любимая страна у сотрудников Okko это Япония.

В Badoo даже на карантине сохранили традицию пицца-пятниц. Сотрудникам высылают промокоды на доставку, а во время вечеринок они общаются в вечернем чате и делятся фотографиями с любимой едой.

Компания активно осваивает разные форматы. В апреле прошла вечеринка Радио Badoo с ведущими, звонками в студию, песнями на заказ и приглашенными гостями. Эфир длился несколько часов и был посвящен разным темам, по которым выступали шуточные эксперты. Было здорово наконец-то услышать всех после месяца карантина, заказывать любимые песни, передавать приветы в эфире и шутить в чатике, делятся в компании. Кстати, к участию подключили и лондонских коллег.

На Geek Day компания обратилась к ТВ-формату и провела игру Сто к одному. В виртуальной студии с десяток инженеров соревновались в ответах на вопросы ведущего о компании и коллегах. Самые популярные варианты ответов определили заранее, опросив команду Badoo. Игра помогла новым работникам погрузиться в атмосферу и коллектив. А старичкам пришлось вспоминать, правда ли, что их коллеги нашли вторую половинку на Badoo, и действительно ли в компании работает чемпион России по скоростной сборке кубика Рубика.

На Хэллоуин всем сотрудникам доставили наборы для создания фонарей Джека, которые они вместе вырезали в эфире, а также играли в тематическую викторину и просто общались.

В МегаФоне протестировали более 15 различных вариантов досуга: от бизнес-игр до квестов и на их основе создали внутренний каталог онлайн-тимбилдингов. Компания проводила квесты в Telegram и организовывала онлайн-стратегии, к участию в которых привлекала партнеров.

В онлайн-кинотеатре IVI решили, что для комфортной работы на удаленке важно наладить общение сотрудников с топами, а также как можно больше информировать их о новостях компании и ситуации с коронавирусом. Для коллег провели два конкурса рабочих мест, несколько викторин я знаю IVI. С лидерами направлений организовывали регулярные бизнес-завтраки, а между сотрудниками устраивали Рандомный кофе с помощью Slack-бота, чтобы познакомить между собой тех, кто обычно не контактирует по работе. Новичкам устраивали welcomе-тренинги в онлайне, а еще ввели экватор адаптации дружескую встречу после 68 недель работы в компании.

Сотрудников вовлекали в разного рода активности: викторины, совместные тренировки, онлайн-вечеринки, бизнес-завтраки и конкурсы. Однажды в компании провели шуточный розыгрыш карантинного набора с гречкой, масками и туалетной бумагой.

Мы смогли даже вывезти топ-менеджмент на стратегическую сессию во Францию Онлайн, разумеется. Нарисовали тематические фоны для Zoom, разослали всем ланч боксы с запрещенкой и небольшие сувениры во французском стиле, поделились в IVI.

В целом, говорят в компании, с форматами тимбилдинга приходится постоянно экспериментировать, чтобы они оставались эффективными.

В Додо Пицце в этом году впервые отметили день рождения компании в онлайне. Была организована трансляция на YouTube и сформирована программа телепередач для Додо ТВ. Сотрудники в прямом эфире проводили мастер-классы из дома: по приготовлению французского соуса, занятиям спортом, созданию запоминающихся фотографий. На десерт им организовали игру Угадай мелодию.

А в команде WayRay перенесли традиционные ежеквартальные офлайн-встречи WayRay Friday с обсуждением итогов в онлайн и проводили их как вебинары в Zoom. Сотрудники собирались на онлайн-завтраки перед началом рабочего дня, играли в видеоигры онлайн. Даже курилку перенесли в онлайн. Два месяца компания проводила Photo challenge, в ходе которого ребята делали фотографии по заданиям коллег.

Вообще этот год показал многое. Например, то, что даже обычная рабочая встреча в Zoom может превратиться в целое шоу. Неплохую пародию показали в Saturday Night Live:

Подробнее..

Вспомнить все или как мы вернулись изудаленки в 2021 году

18.06.2021 12:04:53 | Автор: admin

На самом деле2020-йгодбыл не так уж плох: мы заключилинесколькокрупных контрактов,выпустиликрупнейшееобновление платформыJmix, открыли новыеофисывдвух городахиорганизовали новогодний корпоратив на 500 человек вформате популярного вечернего ТВ-шоу.Вот только удаленкасильно нарушила командные связи. И тогдавозвращение в офис превратилось в операцию Вспомнить всес агентами Вакцинация, Пиццаи Буги-Вуги. Рассказываем, что происходило у нас весной 2021 года. Мы понимаем, что сейчас ситуация с коронавирусом и ограничительными мерами стремительно меняется. Пока в регионах, где расположены подразделения Haulmont, все спокойно, поэтому мы работаем в офисах пока есть возможность. Но внимательно следим за новостями и готовы реагировать по ситуации.

Люди в офисе: Дни минувшего прошлого

Мы всегда старались сохранить связь внутри команды от самого основания, когда вHaulmontработало чуть больше 10 человек, до сегодняшних дней, когда нас уже больше 500.Выезжали с семьями на природу, устраивалибрейнштормыс пиццейперед очередным релизом, регулярно участвовали в спортивных соревнованиях и спартакиадах.Однаков 2020-м году жизнь изменилась.

Наш двенадцатый день рождения впервые прошел за онлайн-чаепитием. Для сравнения, фото 2018 и 2020 года.

2018201820202020

Так чтонеудивительно, что последолгихлеткомандной работы и отдыха, многим удаленка далась нелегко.Конечно, загодвонлайнемыоценили всеплюсы и привыкли общаться через экран.Вот только когдакомандауменьшается до уведомленийвчате,когданет возможности зарубиться с коллегами в PlayStation, теннис или кикер,а руководителибольше не травятанекдоты на кухне, кажется, что дух компании где-то очень далеко.

Вдобавок,именнов 2020-м годуHaulmontвпервые стал наниматьсотрудниковна удаленкусо всейстраны. И, что говорить,новичкам проникнуться нашей атмосферой было тяжело.

Разумеется,корпоративное затишье (к тому же вынужденное) для кого-тоне критично. Но мы не хотелипревращаться вочереднуюIT-компанию,гдевполне нормально работать, но откуда вполне нормально уйти, и ничего не изменится.

Так что как тольков 2021 году появилась возможностьснова выйтив офисы, мырешили ей воспользоваться.

V значит вакцина

Безопасность в первую очередь, поэтому передвыходом с удаленкимыпровелидля всех желающихбесплатное тестирование на антитела прямо в офисе. При входе, конечно же, просили измерить температуру и надеть маску.В результате некоторые сотрудники с удивлением узнали, что бессимптомно переболели ковидом, пока были на удаленке.Для тех, у кого антител не оказалось и кто захотел привиться, организовали вакцинацию в центральном офисе в Самаре тоже бесплатно.После этого попросили сотрудников заполнить онлайн-форму и указать, кто привился в офисе или самостоятельно, а кто переболел.Оказалось, что у нас в компании уже сформировался коллективный иммунитет, поэтому те, кто захочет, смогут вернуться в офис.

Новый порядок

Во время пандемии мы не закрывали офисы, поэтому готовить их к возвращению сотрудников было почти не нужно.Заставлять всех работать из офиса мы не хотели, просто сообщили в общекорпоративной рассылке, что появилась такая возможность.Кто хотел, мог работать дистанционно и дальше или приезжать в офис время от времени. В каждой команде мы провели опрос, кто какой график предпочитает. Для тех, кто планировал проводить в офисе меньше 2-3 дней в неделю, мы организовали расшаренные рабочие места столы со всей необходимой техникой и ПО, за которые мог сесть и поработать любой сотрудник. Так решился вопрос рационального использования пространства команда растет, но некоторые сотрудники приезжают в офис раз в полгода. При этом на технике и мебели не экономим и тем, кто захочет, привозим все домой. Кстати, несколько человек настолько прикипели к своим рабочим местам, что стали выбираться в офис чаще, чтобы их сохранить.

Назадв офисы

Кроме того, нам важно было напомнить всем, что в офисе не только удобно, но и весело.После вакцинации мы провели нескольконебольшихмероприятий.В штаб-квартиреHaulmontв Самаре устроили церемонию награжденияпобедителей зимней IT-спартакиады, атольяттинском офисе почти весь коллективсобрался, чтобы встретиться с руководством компании и вживуюобсудить планы на будущее. Такжепрошли первые гибридные собрания с закусками в офисах и трансляцией дляудаленщиков.

Коллеги снова стали отмечать дни рождения на кухне, по праздникам настолывернулисьпиццы, торты и куличи, а в обычные дни свежие фрукты.В почтовой рассылке появились приглашения навелогонки, а возле приставок желающие поиграть.

Конкурсы, еда и Буги-Вуги

А потом мы решили играть по-крупному и сняли целое ранчо на День компании, куда пригласили всех коллег из разныхгородов. И сами не ожидали, что в субботу нас соберется больше 350 человек!Приехалисотрудникииз Самары, Тольятти, Саратова, Москвы,Воронежа, Казани, Перми и Екатеринбурга. Вся эта географиязаполнила2этажа ресторанаи целую поляну.

Чтобы коллеги познакомились и повеселились,мы организовали тимбилдинг под открытым небом (кто хотел отдохнуть на природе, вполне мог не участвовать, так что все гуманно).Кроме того, через задания мы хотели показать, что больше всего ценим в работе и друг в друге. Какие-то активности зашли не всем, будем честны. Больше всего понравились задания с изготовлениемкриомороженого(символизировало инновационное мышление), игрой на африканских барабанах (открытость) и общий танец подBoogieWonderland. Кроме этого в программе были игры, стрельба в тире, море напитков и шашлык. После корпоратива мы попросили коллег пройти еще один опрос поделиться мнением и поставить оценку мероприятию. В итоге получили много положительных отзывов и довольно высокий средний балл 9,2 из 10.

Вот что написали в отзывах коллеги:

  • Больше всего запомнилось, как все расходились в большой круг в рамках общего танца-флешмоба. Очень сильно впечатляет.

  • За треки 2000-ых моеуважение.

  • Все было весело и дружелюбно. В рабочее время ты так непообщаешьсяс коллегами, а тут выдалась удивительная возможность.

  • Неплохой баланс свободного и не свободного времени.

Удаленка все. А что дальше?

Несмотря на то, что офисы постепенно наполняются жизнью, теперь все немного иначе. Мыоченьпривыкли к свободному графику и точно не собираемся от него отказываться. Кому-тонравится приходить в офис каждый день, а кому-то только по праздникам.Но гораздо приятнее знать, что в любое время можнопокататься с коллегами на велосипедах, послушать анекдоты на кухне и поиграть в приставку с друзьями.

А что вы цените в работе, кромесамойработы?Расскажите нам в комментариях.

Подробнее..

Recovery mode Как поднять боевой дух команды на удаленке?

16.06.2021 10:13:29 | Автор: admin

Если коротко, то дать сотрудникам возможность отвлечься и поиграть. Мы как команда это то, что мы делаем. Поэтому нужно делать что-то интересное вместе. Удаленка не приговор и не помеха.

Эта статья от том, как я организовал Хакатон для IT компании в Малайзии в самые первые месяцы пандемии. Игра была целиком посвещена Linux администрированию, траблшутингу и хакингу. При этом она позволяла поучаствовать всем сотрудникам, от junior инженера технической поддержки до senior архитектора.

Если вам не интересен формат сторителлинга, и вы хотите сразу добраться до основных мыслей, то смело листайте до раздела с ключевыми принципами организации хакатонов.

Дано:

  • Компания системный интегратор в Куала Лумпуре;

  • Интернациональная команда IT-специалистов;

  • 99.99% персонала внезапно ушло на удаленку.

Задачи:

  • Позволить сотрудникам отвлечься от работы и снизить уровень стресса;

  • Развить навыки, используя геймификацию;

  • Развить внутренний бренд для будущих IT игр.

В чем заключалась сложность?

  • Неравномерный уровень подготовки и квалификации.

Среди сотрудников можно найти как прожженых линуксоидов, так и совсем новичков, которых пугает командная строка. Мы хотим, чтобы поучаствовали и те, и другие. Значит, задания должны предлагаться в порядке от элементарных, до действительно сложных.

  • Сменный график работы сотрудников.

График работы у коллег из разных команд и департаментов значительно отличается. Значит, хакатон не может быть привязан к конкретному времени или дню.

  • Локальный менталитет.

К особенностям местного населения необходимо привыкнуть. Работают в компании в основном малайцы, индийцы и китайцы. Преимущественно они не задают вопросов, опасаются участвовать в чем-то новом и непонятном. Раз в неделю 80% сотрудников покидает офис на 2,5 часа по религиозным соображениям. На корпоратив добрая половина придет только если пообещать им лотерею и призы (очень популярная практика у местных компаний). Заинтересовать таких людей участием в игре было нелегко.

[Спойлер]

Мне удалось =)

А где Гарри? Шалит с новым хакатоном.А где Гарри? Шалит с новым хакатоном.
  • Неразбериха из-за пандемии.

Я называю это удаленка через force. С началом пандемии нам пришлось работать из дома не по своей воле. Не все к этому были готовы. Отдельные сотрудники и даже целые департаменты долго приводили свои рабочие процессы в порядок. Многие не представляли, как можно втиснуть в график еще больше работы.

Отдельный нюанс в том, что упомянутая выше неравномерность скиллов в команде создала огромный спрос на живое общение с коллегами. Возможность подойти к более квалифицированному коллеге на этаже с вопросом была очень ценна для новичков. Казалось бы, написать свой вопрос можно и в чате, но это стало еще одним барьером удаленки.

  • Демотивированный персонал.

Мы затеяли игру, чтобы мотивировать инженеров на новые свершения, но как это сделать если они уже демотивированны резкой сменой обстановки, отсутствием живого общения и неожиданными препятствиями в работе? Был шанс, что сотрудники не станут участвовать потому, что воспримут наши Linux задачки как лишнюю работу, на которую просто нет времени. Если я и так каждый день ковыряюсь в серверах, то это не может быть весело, правильно?

[Спойлер]

Еще как может! Риск не собрать аудиторию не оправдался.

Типичный сотрудник в самом начале пандемии.Типичный сотрудник в самом начале пандемии.

План подготовки и проведения хакатона

В моем случае выполнение всех этих действий позволило мне успешно провести мероприятие.

  • Разработка концепта игры.

Я решил, что темой хакатона будет Linux администрирование. Соответственно, задания должны были строиться вокруг базовых административных задач: проверялось умение использовать command line, браузерные тулзы, знание SQL, DNS, самые основы шифрования.

Хакатон должен был длиться несколько дней. Поэтому я придумал систему уровней и кодов. Каждый уровень представлял собой одну виртуальную машину, в которую участникам нужно было зайти по SHH и найти спрятанный код. На каждой из машин был запущен Apache c простым сайтом, где размещались подсказки. Ну или нет =)

Например, на одном из перых уровней сайт содержал имя юзера и пароль в base64. Имея такую информацию на руках, проникнуть внутрь совсем не трудно, - скажете вы. И будете правы, но внутри участников ожидали дополнительные приключения, а более поздние уровни требовали довольно изощренных и не всегда очевидных действий.

Код, полученный на каждом уровне, необходимо было ввести в специальной форме. Ее задачей было провалидировать ввеленное значение, и если оно верно, то выдать адрес сайта, запущенного на машине со следующим уровнем.

На этом же этапе была продумана система поощрений.

  1. Top-3 самые ценные индивидуальные призы;

  2. Top-10 дополнительный специальный пак призов;

  3. Первые 50 участников гарантированные призы из дешевого ценового диапазона.

Участники, занявшие первые 3 места должны были забрать призы из всех трех категорий.

  • Технический дизайн.

Сразу оговорюсь, я не ставлю задачей глубоко залезть в технические глубины реализации. Если данная статья вызовет интерес, то про это выйдет отдельная заметка от моего коллеги. Здесь же мы затронем только основные моменты.

В качестве хостинг площадки был выбран AWS. Игровые серверы и хост с веб формой были подняты на t2.medium EC2 инстансах. К каждому инстансу был привязан 1 бесплатный домен. В качестве базы данных использовалась Amazon DynamoDB. Форма была написана на Python и фреймворке Flask. Бэкенд формы был выполнен на основе FaaS (Function as a Service) подхода с помощью связки API Gateway + Lambda + DynamoDB.

Выбор такой технологической базы был обусловлен субъективными пожеланиеми организаторов, наличием необходимой корпоративной облачной подписки, и знаменитым правилом start where you are. Последний принцип подсказал, что можно взять подходящую web форму, используемую в продакшене, и переписать ее под нужды игры. Пользуясь случаем, Алекс и Саша, огромное спасибо за помощь с AWS деплойментом и девелопментом формы. Без вас мне бы было значительно сложнее.

  • Презентация концепта руководству и получение бюджета.

К моменту запуска игры руководство догадывалось, что ежегодный корпоратив и некоторые другие привычные активности в этом году не произойдут. Поэтому бюджет на необычный способ тимбилдинга и незнакомый формат были одобрены довольно быстро. Менеджмент из трех предложенных вариантов призового бюджета выбрал самый дорогой.

[Спойлер]
Как ощущаешь себя когда получаешь максимальный бюжет на проект.Как ощущаешь себя когда получаешь максимальный бюжет на проект.
  • Разработка дизайна и внешнего вида.

Сначала я определился с названием бренда для внутренних игр и выбрал цвета на свой вкус. На мое счастье в компании был дизайнер, который помог подготовить несколько вариантов логотипа. Я написал и согласовал ТЗ. Итоговый логотип в белом, черном и цветном вариантах был использован для рассылок и печати на призах. Абсолютно все материалы были выдержаны в одном стиле, распространялись под одним брендом и сопровождались одним и тем же логотипом. Недавно, когда я рассылал тизеры о новом хакатоне мне уже не задавали вопросов о том, что происходит. Инженеры точно знали, чего ожидать.

  • Выбор и заказ призов.

Про бизнес по-малазийски я мог бы написать отдельный пост. В рамках этой статьи позвольте мне упомянуть только, что на получение призов пришлось потратить 2 месяца и кучу нервов. Рассылка призов была выполнена много позднее окончания игры, а некоторым призам даже пришлось лететь в Россию и на Филиппины вслед за некоторыми победителями.

  • Рассылка тизеров до начала игры.

До начала ивента я несколько раз отправлял сообщения-тизеры на глобальный мейл-лист азиатского отделения компании. Письма выглядели как спам со множеством спецсимволов, нарочно сломанной версткой и намеками вместо прямых объяснений или инструкций. Такая подача только подогревала интерес к игре. Коллеги довольно часто интересовались не сломан ли мой рабочий аккаунт и можно ли доверять такой корреспонденции. Виртуальный офис жужжал, а это и было именно то, чего я добивался.

  • Сюжетное обрамление.

Игра сопровождалась ненавязчивым сюжетом, добавляющим всему действу контекста. На механику игры и действия игроков история особенно не влияла. В нашем случае игрок получал неожиданное письмо от своего коллеги. Коллега пропал при странных обстоятельствах и игроку предлагалось его найти. Для этой цели предоставлялись две ссылки: на первый уровень и на Facebook страницу несуществующего человека. Страница в соц. сети содержала часть загадки и строку, которую следовало добавлять к любому найденному или рашифрованному паролю на протяжении всех уровней. Таким образом, попасть в виртуальную машину случайному визитеру сайта без этой строки не представлялось возможным.

  • Релиз.

Первое письмо было отправлено на весь офис и содержало начало истории, ссылки и правила игры. Тут же посыпались вопросы: коллеги просили подсказки, пытались уточнить правильно ли они понимают задание, а также старались выудить полезную информацию любой ценой. Не то чтобы получалось. Я был кремень.

Один из финальных тизеровОдин из финальных тизеров
  • Элемент обучения.

Одной из задач было научить чему-то новому. Поэтому, начиная со второго дня игры, я отправлял подробнейшие инструкции о том, как пройти один из уровней. На второй день я рассказал про первый уровень, на восьмой про финальный седьмой.

В финале виртуальные машины оставались запущены еще на несколько дней и любой желающий мог пройти игру, имея готовые инструкции. Некоторые так и поступили.

  • Организовать постоянный follow up.

Постоянная и своевременная коммуникация тоже была важной составляющей игры. Каждый день я отправлял отчет с результатами участников, хвалил лидеров, подбадривал отстающих. Вплоть до последних дней появлялись новые игроки. И ежедневные письма способствовали этому процессу.

  • Выдать призы.

Из-за пандемии и Малазийских локдаунов мне удалось отправить призы своевременно только ТОП-3 игрокам. Остальным своих посылок пришлось ждать дольше. Несмотря на небольшую стоимость гарантированного призового пака сотрудники были воодушевлены получением заветных пакетов.

Как это ни забавно, но призовые пакеты работали в качестве существенного мотиватора для участников хакатона. Один из Филипинских игроков возвращался с вопросом может ли он получить свой приз даже когда уже покинул компанию. Конечно же, приз ему отправили.

  • Собрать обратную связь.

Действовать следовало итеративно и с фидбеком. Поэтому всем участникам был разослан опросник. 25% заполнили его. Об ответах в описании результатов.

Весь подготовительный процесс занял 2 месяца и 68 человеко-часов главного организатора. Но результат стоил того.

Результаты:

  • Боевой дух команды вырос.

Игра подразумевала индивидуальное участие и решение задач. Однако, мне доподлинно известно, что люди объединялись в команды, устраивали созвоны и брейнштормы. Активным участникам точно было не скучно. Люди, которым в силу неопытности удалось прорваться только через несколько уровней, определенно научились чему-то новому. Цель отвлечь участников и снизить градус напряжения была достигнута.

  • Позитивный фидбек от участников.

Одним из факторов, которые говорят о безоговорочном успехе мероприятия, является факт участия тяжелых на подъем сотрудников. Хакатон имел успех и среди линейных менеджеров, которые по долгу службы не работают с Linux напрямую, и среди инженеров-ветеранов.

Три наиболее частые причины почему участники согласились играть:

  1. Возможность проверить свои скиллы;

  2. Любовь к играм и соревнованиям;

  3. Любопытство.

Абсолютное большинство опрошенных было довольно событием. Все заполнившие форму участники хотели подобных игр в будущем, многие предложили возможные темы для будущих хакатонов.

  • Карт-бланш и бюджет на проведение новых хакатонов.

Руководство осталось в восторге от результатов. Сразу были заложены сроки на следующий ивент, а совсем недавно при планировании нового хакатона бюджет на призы был выделен легко и без давления.

Личное:

Что получил лично я? Опыт, море позитива и желание делать Хакатоны и дальше, в том числе и на коммерческой основе. У меня есть планы на новые игры и, определенно, есть ресурсы, чтобы их воплотить.

А еще я сформулировал и взял на вооружение...

Ключевые принципы организации хакатонов.

  • Знайте свою целевую аудиторию.

Хакатоны - для всех!Хакатоны - для всех!

Хороший хакатон сделан специально для ваших сотрудников и в соответствии с нуждами компании. И да, хакатоны могут быть не только для программистов. Они могут быть вообще для всех.

  • Агитируйте правильно.

[Спойлер]
Землю - крестьянам, игры - айтишникам!Землю - крестьянам, игры - айтишникам!

Коммуникация о предстоящей игре должна выделяться в общем потоке спама полезной и нужно почты по работе. Коммуникация должна создать интерес и немного его подогреть чуть позже. Здесь важно найти баланс. Если перегреете, то коммуникации по предстоящей игре станут восприниматься как настоящий спам и ваши усилия по брендированию пропадут. Если создадите интерес, а сама игра будет сильно позже тоже плохо, про вас успеют забыть.

  • Управляйте сложностью.

Игра не должна быть развлечением всего на пару часов, но и не должна быть чересчур сложной. Постарайтесь правильно оценить скилловость команды, чтобы каждый участник нашел себе место. В этом смысле идея с ростом сложности на каждом уровне работает великолепно.

[Спойлер]
У меня есть пароль, но нет логина. Зарепортить игровой баг или поискать еще?У меня есть пароль, но нет логина. Зарепортить игровой баг или поискать еще?
  • Позвольте играть не так как задумано.

Да, наша игра была задумана и ориентированна строго на индивидуальное участие без коллективного бессознательного. Однако, жизнь показала, что немало игроков объединялись в виртуальные команды. Очень ценно, когда сотрудники учатся строить горизонтальные команды (в иерархическом смысле). Этот навык обязательно пригодиться вашим инженерам, если вы строите нечто большее, чем классическую IT галеру в классическом негативном понимании этого термина аудиторией сами знаете какого сайта.

[Спойлер]
А Барсик один в игре ковыряется, посмотри на него!А Барсик один в игре ковыряется, посмотри на него!
  • Призы хорошо, но не главное.

[Спойлер]
А как же сектор приз?А как же сектор приз?

Не делайте акцент на призах. Я озвучивал их наличие, но не сообщал, что будет подарено победителям до самого последнего дня. Цель игры не в получении очередного красивого рюкзака, нового пауэрбанка или коллекционной готовальни. Цель участника - строить коммуникации, учиться новому и получать море фана от процесса.

Если дарите что-то, имеет смысл оформить призы в стиле игры. В идеале, создать внутренний бренд для таких игр с заделом на будущее. Очередной корпоративный рюкзак через год не будет ассоциировать с прекрасно проведенным временем, а будет просто от компании. Если же каждая деталь соответствует стилистике игры, то она запомнится и чисто на ассоциативном уровне будет работать гораздо лучше на создание связи между вещью и вашим корпоративным брендом.

Спасибо, что прочли. Увидимся в будущих публикациях!

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru