Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Знания

Из песочницы Дедуктивный метод в преподавательской и аналитической работе

15.08.2020 00:07:43 | Автор: admin

Что такое дедукция?


Дедукция это логически правильный вывод из уже имеющегося знания или из уже имеющихся мыслей. Выводы, построенные с помощью дедукции, изучает наука логика. Натуральная дедукция в логике использует правила, которые близки тому, как рассуждает человек, поэтому она так и называется ''натуральная дедукция. Дедукция применяется в повседневной жизни, а также в преподавательской и аналитической работе.

image

Пример дедуктивного рассуждения в логике


Дедукция известна со времен Аристотеля. Именно Аристотель рассматривал умозаключения с посылками и выводом.

Пример дедуктивного умозаключения:

Все люди смертны.
Сократ человек.
Следовательно, Сократ смертен.

Первые два сужения называются посылками, а последнее суждение это вывод или следствие.
В логике существуют определенные правила вывода, на основе которых строятся рассуждения. Эти правила нужны для того, чтобы приходить к истинному выводу, исходя из истинных посылок.

Применение дедуктивных рассуждений в повседневной жизни


В рассказах Конан Дойла знаменитый сыщик Шерлок Холмс говорит о своём дедуктивном методе. Действительно, он рассматривает общую картину преступления, потом изучает детали. Дедукция это рассуждение от общего знания к частному. То есть если мы имеем какое-то уже исходное знания, то мы дальше в процессе рассуждения приходим к неким выводам.

image

Представим, как бы рассуждал сыщик. Допустим мы находимся вне города и видим человека, который несёт рыбу.

Исходное знание человек несет рыбу. Далее наше рассуждение выглядит так. Мы можем предположить, что, первое, человек купил эту рыбу в магазине. Но магазина рядом нет, так что скорее всего он взял рыбу у кого-то или поймал ее сам. Если человек поймал рыбу сам, то тогда у него должно быть удочки с собой. Но удочки у него нет. Тогда, возможно, удочка осталась на берегу или у него вовсе не было удочки. Если у этого человека нет удочки вовсе, то он взял рыбу у кого-то. Сыщику достаточно будет посмотреть, нет ли на берегу удочки. Если она есть то этот человек сам выловил рыбу. Если ее нет, то человек взял у кого-то эту рыбу.
Это пример дедуктивного рассуждения: есть исходное общее знание, и далее мы рассматриваем частности и детали.

Пример дедуктивного рассуждения при принятии решения


image

У Андрея сейчас уровень английского языка чуть ниже среднего. Он хочет достичь среднего уровня английского языка (B1) через 3 месяца. Рассмотрим рассуждения Андрея.
Если я буду заниматься самостоятельно, то мне нужно будет самому искать учебные материалы, упражнения и выполнять задания без проверки преподавателя. Тогда я должен буду запланировать 3 часа в день на занятия английским, чтобы через 3 месяца достичь уровня B1.

Если я буду заниматься с преподавателем 2 раза в неделю, то тогда мне не нужно искать учебные материалы, упражнения, и преподаватель будет проверять мои задания. В этом случая я должен запланировать 2 часа в день на занятия английским языком, чтобы через 3 месяца достичь уровня B1.

Заниматься самостоятельно или заниматься с преподавателем


Заниматься самостоятельно

Запланировать 3 часа на занятия английским языком в день.
Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Заниматься с преподавателем

Запланировать 2 часа в день на занятия английским языком.
Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Как дедуктивный метод помогает в жизни?

  1. Цель определяется заранее.
  2. Рассматриваем варианты того, как вы ее можете достигнуть.
  3. На принятие решения не оказывают влияние эмоции.
  4. На принятие решения не оказывают влияния советы третьих лиц.
  5. Вы сами выбираете направление, которое вам позволит прийти к цели.
  6. Вы можете выбрать наиболее экономичное (в денежном или время затратном плане) решение.

image

Применение дедуктивного метода в преподавании и аналитической работе


Дедуктивный метод в преподавании основывается на объяснении с помощью правил. Вначале идет презентация правил, а потом следуют примеры употребления этих правил и упражнения на их отработку.

image

Примером дедуктивного обучения может быть следующая ситуация:
Вы устроились на новое место работы. В первый рабочий день вы заметили, что ваши новые коллеги ставят плюсик напротив своей фамилии при входе в здание, берут пропуск, а после рабочего дня отдают пропуск на выходе из здания. После вы делаете тоже самое.

Итак, используя дедуктивный метод вы опираетесь изначально на некоторое правило. Например, в работе преподавателя иностранных языков применение этого метода будет следующим.

Когда начинается занятие по грамматике, после некоторого вступления, приветствия, преподаватель сначала объясняет правило использования той или иной грамматической конструкции, потом приводит примеры использования, и дает студентам упражнения на применение этого правила.

Применение дедуктивного метода в когнитивно-поведенческой психологии


Рассмотрим пример применения дедуктивного метода в когнитивно-поведенческая психологии. Работа психотерапевта аналитическая, специалист анализирует мыслительный процесс клиента, делает выводы. Необходимо отметить, что особенность этой терапии заключается в том, что клиент проводит большую самостоятельную работу, читает литературу и отрабатывает навыки.

image

Когда клиент приходит на первую сессию к психотерапевту, то ему не известны суть и особенности проведения консультаций у психотерапевта, работающего в этом направлении. Психотерапевт сначала объясняет специфику когнитивно-поведенческой терапии, рассказывает, как убеждения влияют на эмоции, а потом уже терапевт задает задание на применение и отработку определенных правил выявления когнитивных искажений.

Безусловно, как преподаватели, так и психотерапевты используют различные методы в своей работе. Каждый метод имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Еще раз подчеркну, что в этой статье я рассматриваю приемы и методику именно дедуктивного метода.

Обзор дедуктивного подхода в преподавательской и аналитической работе был бы не полным, если не рассмотреть некоторые недостатки метода.

Недостатки дедуктивного подхода


Рассмотрим на примере использования этого метода в преподавании иностранного языка.

  1. Начинать урок с презентации грамматики может быть трудоемким и сложным для некоторых студентов, особенно начального уровня. Они могут не знать специфической терминологии для объяснения грамматики. Кроме того, они могут не понимать некоторые более простые грамматические конструкции.
  2. Объяснение грамматики переводит центр внимания на преподавателя, тем самым уменьшая количество времени, которое можно использовать на взаимодействие студентов друг с другом. Тем самым, не уделяется основное время урока на отработку навыков общения и использование языка в речи.
  3. Объяснение не так хорошо воспринимается, как другие формы презентации материала, как например наглядная демонстрация.
  4. Такой подход может внушить студенту мысль, что знание языка это просто знание некоторого набора правил.

Дедуктивный метод имеет множество преимуществ, рассмотрим некоторые из них.

Преимущества дедуктивного метода


  1. Он сразу достигает поставленной цели, и поэтому может быть экономным в плане финансовых затрат. Многие правила, в особенности правила грамматической формы, может быть просто и быстро объяснено, затем выявляться из примеров. Это дает больше времени на практику и применение правил.
  2. Дедуктивный метод признает знания и зрелость студентов, а также роль когнитивных процессов в освоении языка.
  3. Он оправдывает ожидания многих студентов от процесса обучения, в особенности тех студентов, у которых аналитический стиль изучения нового материала.
  4. Он позволяет преподавателям иметь дело с различными особенностями языка в процессе урока вместо того, чтобы предполагать заранее те вопросы, которые могут возникнуть и готовиться к ним до урока.

Литература:

Thornbury S. How to Teach Grammar. Pearson Education Limited, 1999
Johan van Benthem, Hans van Ditmarsch, Jan van Eijck, Jan Jaspars. Logic in Action, 2016
Фотографии взяты из открытого источника www.pexels.com
Подробнее..

Как перестать принимать слабительное для мозга, чтобы не просрать свою жизнь до конца

20.02.2021 02:18:20 | Автор: admin

Для каждого эксперта существует равный по абсолютной величине противоположный эксперт. T. Sowell (1995). The Vision of the Anointed.

Однажды наступит время, когда мы сможем узнать всё обо всём, избежать бОльшую часть всевозможных проблем, жить в гармонии с природой и окружающими людьми, наслаждаясь каждым новым днем в богатстве и здравии. А пока

Мы живем в мире, где научные данные перемешаны и противоречат друг другу, а система образования с каждым днём всё сильней отстает от действительности. Предметы и отрасли науки находятся в рассинхроне, что не позволяет осознать нечто приближенное к истине на стыке наук. Расфокусировка внимания, дефицит времени и невозможность одновременно следить за происходящим в разных сферах сильно усложняют познание мира и понимание происходящих в нем процессов. В этой связи затруднено формирование понятийного аппарата через расширение познаний в разных областях знаний.

Часто мы ищем короткий ответ на свой вопрос, но получаем тысячи ссылок со схожими простынями текстов, да еще и не содержащих четкого аргументированного ответа. Или избегаем разбора папок с разнородными файлами, путаемся в материалах, накопленных во время работы над проектом, задаемся вопросами высших материй, но находим лишь противоречивые мнения гуру-авторитетов. Часто, чем больше мы углубляемся в суть вопроса, тем больше дополнительных вопросов появляется и процесс вопрос-ответ повторяется, иногда бесконечно. Представить страшно сколько драгоценного и невосполнимого ресурса - времени - мы теряем на решение этих и подобных им рутинных задач.

Ниже представлена эволюция понимания этих и смежных вопросов. Приглашаем вас в увлекательное путешествие по граням и слоям реальности, где мы обязательно найдем ответы.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. Козьма Прутков

Каждый человек с рождения (на самом деле и раньше) посредством органов чувств и мозга получает огромный поток информации, что позволяет познавать окружающий мир во всех его доступных нам проявлениях. Этот поток генерируют абсолютно все участники окружения и пространства - родители, родственники, их знакомые, случайные прохожие, животный и растительный мир, погодные условия, предметы творения человечества и многое другое, включая различные процессы в организме человека, познающего новый для него мир. Позже начинается более плотное взаимодействие с культурой страны, социумом, традициями, медиа, книгами, образованием и другими аспектами. Всю эту совокупность данных можно обозначить одним термином - среда. Наряду с генами именно она формирует личность и поэтому перманентно обновляемая прошивка каждого человека так отличается от всех остальных своим уникальным содержанием. Именно поэтому мы те, кто мы есть, со своим набором убеждений и бесконечной верой в их истинность. Если вера ослабеет, экспертности убеждениям добавит эго.

Реальность бесконечно сложна для нашего познания. Мы должны упрощать. Олдос Хаксли

Рассмотрим каждую личность как отдельный мир - сознание, помещенное в аватар с персональным генетическим кодом и понятийным аппаратом, формирующимся под воздействием среды. Для каждого отдельного сознания всё, что происходит в нашей матрице, является пространством, состоящим из бесконечного потока единиц информации, влияющих друг на друга. Нашему сознанию сложно (невозможно?) представить общую картину мира не только из-за того, что она непрерывно хаотично изменяется, но и потому, что объективная реальность - это консенсус всех субъективных мнений существ, населяющих её. Наш же мозг, основываясь на субъективном понятийном аппарате, словно прожектор освещает лишь персональную грань общей реальности. По этой причине мы все пребываем в своеобразном мире животных, где изначально каждый сам за себя, руководствуется врожденными инстинктами, а уже потом примеряет социальные роли, соответствуя представлению о человеке - вершине эволюции.

Наши внутренние алгоритмы нацелены на удовлетворение базовых нужд и дальнейший подъем за счастьем к вершине пирамиды потребностей, чья структура сегодня больше похожа на толпо-"элитаризм". На пути к ней среди участников гонки многочисленный социум порождает борьбу за комфортное место под солнцем, исключая консенсус во многих точках пересечения интересов. Так как места на вершине всем не хватает, одни игроки закрепляются на ней и получают преференции, сбрасывая других к основанию пирамиды, ущемляя их в правах, возможностях, достижении своих целей и иных потребностях. Некоторые цепляются за средние уровни, но и на них не так просто удержаться. Картина печальна: локально - это личные конфликты, глобально - это жесткая конкуренция, борьба за ресурсы и власть, побочным эффектом которой являются угнетение множества людей и разрушение природы.

Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно Гиппократ

И здесь можно бы было поставить точку, завершив свой посыл чем-то вроде все мы звери и, как бы ни притворялись, в итоге всё равно сожрём друг друга, как это и положено в зверином царстве. Но всё гораздо интересней, не зря мы наделены способностью мыслить, анализировать, делать выводы и творить. Благодаря этим отличительным особенностям человечество изобрело не только богатую устную речь, но и письменную, что привело нас в ту технологическую точку эволюции, в которой мы сегодня находимся. Именно способность записывать и передавать обработанную мозгом информацию на различных носителях сквозь пространство и время позволяет человечеству накапливать и совершенствовать массивы данных.

Образование замечательное дело, надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно. Оскар Уайльд

Сегодня нам уже не нужно познавать какую-либо сферу знаний с нуля, собирая пытливыми лбами грабли опыта, как наши далекие и не очень предки. Мы имеем довольно разрозненную базу знаний в виде книг, научных работ, утвержденной государством системы образования, их цифровые копии и аналоги в интернете. Всё перечисленное не совершенно, так как создается в довольно ограниченной информационной среде, а иногда и под давлением со стороны, порождая не только последователей, но и сторонников противоположных мнений, теорий, гипотез и вытекающих из них практик. Часть ценных знаний может быть и вовсе блокирована научной элитой или иными лицами по различным причинам, не смотря на их подтвержденные преимущества. От этого они не становятся менее ценными, но теряются среди пролоббированных конкурентов.

Да, многие официально признанные знания довольно эффективно применимы на практике, но такая оценка позитивна только если сравнивать текущие мировые достижения с тем, что было раньше, то есть с отсутствием этих достижений. Если же противопоставить их глобальным целям, которые уж много лет не удается достичь, позитив быстро растворяется. Тем не менее прорывы и квантовые скачки совершаются, но больше вопреки, чем благодаря имеющейся базе знаний.

Я считаю, что человек живет на планете, а не в государстве. Виктор Цой

Каждое новое поколение полагает, что оно-то точно всё изменит и вот тогда-то заживем в прекрасном новом мире. Но время идет и эстафетная палочка проб и ошибок передается следующему поколению. Пробуксовка достижения глобальных целей негативно сказывается на жизни каждого человека и окружающей среде. ООН до 2015г именовали комплекс глобальных целей как Цели развития тысячелетия, а в 2015г трансформировали его в Цели в области устойчивого развития. Достижение поставленных в повестке ООН целей действительно кардинально изменит к лучшему положение дел в мире. Но одно дело декларировать, а другое - признать, что если достижение целей буксует, значит механизм работает со сбоями. Чтобы выяснить с какими, стоит определить состояние составляющих его частей, вплоть до винтиков.

При погружении в причинно-следственные связи мы так или иначе упираемся в информационную составляющую любого процесса, в пробелы знаний и деструктивность их базы.

Что же не так с существующей базой знаний? Ее устаревший аналоговый функционал и методы обработки информации привели к следующим последствиям:

  • Окружающий нас мир быстро трансформируется, изменения вновь и вновь застают нас врасплох неожиданными поворотами, которые, казалось бы, нереально было предугадать, как черных лебедей Нассима Талеба. Информация, пронизывающая каждого человека в социуме, содержит значительный процент лишнего шума, подается разрозненными кусками, а противоречия встречаются и подкрепляются аргументами во всех сферах. В связи с чем становится крайне сложно познать нечто приближенное к объективной реальности.

Ложь обойдет полсвета прежде, чем правда успеет надеть ботинки. Марк Твен

  • Большинство СМИ, паразитируя на эмоциях читателей, превратились в генераторы fakenews, отвлекающих от действительно важных событий. Вместо осведомления и сплочения населения происходит его раскол, что ведет к жестокой агрессии людей с противоположными точками зрения по отношению друг к другу. Негатив нынче в цене, через него управляются народные массы, которым через эмоциональную раскачку всегда подскажут кого ненавидеть и кто настоящий враг. Расслоение на почве религиозных, идеологических, национальных, политических, гендерных, этических и иных предпочтений стало следствием лоббирования интересов определенных групп. Уже давно появилась возможность управлять репутацией в сети и вы можете рисовать свой образ в выгодном для себя свете (привет Дмитрию Сидорину).

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. Август Бебель

  • Тотальная неопределенность восприятия людьми происходящих локальных и глобальных процессов, основана на хаотичности неоднородных информационных потоков, в связи с чем представление о мире воспринимается как в калейдоскопе. В связи с этим у любого индивида в той или иной степени возникает зашоренность и стереотипизация мышления с потерей возможности увидеть максимально объективную картину мира(или отдельной отрасли) для принятия максимально рациональных и эффективных решений. Понимание причинно-следственных связей, логических цепочек и когнитивных искажений стало таким же редким навыком как и личностные черты вроде искренности, надежности, порядочности и других.

Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: "ты болен, потому что не такой, как мы. старец Антоний Великий

  • Факты подтираются, понятия подменяются, отчего рядовой индивид обладает узким субъективным понятийным аппаратом, не способным продуктивно синхронизироваться с другими членами общества: говоря об одном и том же у обеих сторон есть вероятность быть не понятыми друг другом. Часто даже в одном сообществе/компании/министерстве и других объединениях можно наблюдать коммуникативную рассинхронизацию людей. В связи с чем каждый индивид так или иначе как минимум не способствует, а чаще препятствует достижению общих целей и решению задач.

Счастье - это побочный эффект правильно организованной жизни. Виктор Франкл

  • Ложные сведения заполонили информационный фон, люди находятся в мировоззренческом коллапсе, часто не осознавая даже устройства своей психики и физиологии, не говоря уже о мире, в котором живут, что негативно влияет на взаимодействие друг с другом и развитие социума. Многочисленные болезни стали нормой даже у детей, что уж говорить о старшем поколении. 2020 год показал, что иммунитет слаб у населения по всему миру, особенно в самой экономически развитой стране - США. Из чего можно сделать вывод, что благосостояние отдельного государства не равно крепкому здоровью его жителей. Неспособность большинства людей предотвращать появление проблем со здоровьем разрушает их психическое здоровье, личные приоритеты и экономику государств. Тотальная дезинформированность способна обесценить любые финансовые вливания куда бы то ни было.

Истинное призвание каждого состоит только в одном прийти к самому себе. Герман Гессе

  • Затруднение получения удовольствия от жизни без допингов-суррогатов, отсутствие понимания своей роли в социуме и вариантов реализации потенциала, масса навязанных системой ограничений влекут за собой неспособность желать лучшей жизни или постановку дозволенных низких планок, а при постановке высоких - болезненное выгорание. Синдромы FOMO, FONO, думскроллинг и множество других под влиянием токсичной информационной среды породили в подавляющей части общества перманентные гонку и стресс, которые могут уже и не ощущаться, так как стали нормой наряду с межличностными конфликтами, изменами, разрушением семей и института семьи как такового, увеличением неравенства, ущемлением прав и свобод человека и иными деструктивными процессами. И вот уже колесо жизненного баланса не похоже на круг, и бесценный баланс скрылся за горизонтом. А так хочется жить в удовольствие именно сейчас, а не репетировать перед истинной жизнью, которая может и не наступить.

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг нас. Сократ

  • Дети, а иногда и довольно взрослые люди, часто не могут определить свое место в этом мире: чем заниматься, зарабатывать, как обустроить свою жизнь в личном плане и не прогадать. Таким людям социум навязывает общепринятые ценности и нУжды, часто препятствуя раскрытию природного потенциала. Область применения своих навыков в той среде, где твоих врожденных качеств и приобретенных навыков очень не хватает, становится чем-то мифическим и абстрактным. Жизнь таких людей превращается в тягость, вместо праздника. Родители не рассказывают о путях решения этих фундаментальных задач, так как сами не обладают компетенцией в подобных вопросах. Это незнание передается по наследству и распространяется словно вирус. Родители с детьми нередко оказываются в оппозиции друг к другу, хоть и с первых дней жизни последних влияют на их убеждения, прописывая первые строчки кода в их подсознании. Но далее среда берёт своё и семейная синхронизация ослабевает, иногда трансформируясь в два лагеря по разную сторону баррикад.

Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их. Джон Локк

  • Наш мозг - довольно мощный инструмент, но память имеет определенные ограничения, особенно без регулярной тренировки. Прекрасно дополняют память записи и структурирование информации, поддержание ее в актуальном состоянии с динамическим обновлением, фильтрация от шума и концентрация на важных аспектах, что значительно влияет на повышение КПД и ускорение персональных или корпоративных процессов. В разной степени этими функциями для обработки огромных массивов данных обладают современные цифровые инструменты, речь о которых пойдет в следующей статье. Примечательно, что редко можно встретить пользователя полностью удовлетворенного функционалом какого-то одного инструмента, поэтому многие используют сразу несколько. Снова упираемся в разрозненность информации и распыление внимания. Здесь же важно упомянуть о масштабности в потребностях пользователей: одним требуется упорядочить бытовые задачи, другим организовать бизнес-процессы в группе людей, кто-то желает иметь доступ к единой базе проблематик и их решений для обхода минных полей и выбора оптимальных путей реализации своих потребностей, другой намерен построить информационную модель нашего мира посредством синхронизации всех доступных данных, а кто-то пробует предсказать будущее и т.п. Инструмента, удовлетворяющего все задачи в открытом доступе на данный момент не существует.

    На тему КПД довольно ёмко написал Сергей Капица в своей книге Парадоксы роста. Законы глобального развития человечества: В современном мире производительные силы достигли такого уровня, что на жизнеобеспечение человечества достаточно 15-20% его рабочей силы.. Он же в книге и интервью объяснил почему люди не стали меньше работать. И это только капля полезных знаний в хаотичном океане информации, бОльшая часть из которых не применяется на практике, что мы в силах исправить.

Лес стремительно сокращался, но деревья продолжали голосовать за топор, потому что его ручка была сделана из дерева и они думали, что он один из них.

  • Информационные платформы различных ведомств и компаний имеют свой формат данных, что усложняет взаимодействие и корреляцию с другими платформами, внедрение сторонних инструментов и приведение массивов данных к единой структуре. С таким подходом госуправление еще надолго останется рыхлой неэффективной системой.

  • Отношения государства с гражданами и бизнесом - это яркий пример сломанного телефона и потери передаваемой информации снизу вверх. Власть будто живет на другой планете и принимает законы на свой лад, часто ущемляя права тех, кто не вписался в круг интересов лоббистов.

  • Законы пишутся таким языком, что рядовому гражданину иногда проще не разбираться в их содержании, чем получить положенную субсидию или льготу.

  • Выделенные бюджеты распределяются и тратятся крайне неэффективно, это очередной раз подтвердил недавний пост на Хабре про РЖД.

  • Краткий пример из многочисленных абсурдных фактов: треть регионов РФ не газифицированы, учитывая, что страна входит в число лидеров по экспорту газа.

  • Вишенка на торте - это борьба за мир во всем мире одновременно с гонкой вооружений. На этом пункте впору выпить за здоровье и изнасиловать за девственность. Даже такой, казалось бы, компетентный орган, как Министерство иностранных дел, который обязан предотвратить страны от физических конфликтов, не справляется со своими задачами. Видимо, есть интересанты посерьезней.

Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены. Марк Твен

  • Новые технологии стали не только надежными помощниками, но и породили лохотроны всех мастей. Теперь уже не обязательно выходить из дома, чтобы отдать мошенникам свои кровно заработанные сбережения. Раздается звонок и человек на другом конце четко по скриптам с использованием социальной инженерии разводит добропорядочного гражданина, представившись сотрудником банка или любым другим специалистом. Уже практически не осталось счастливчиков, кому бы хоть раз не позвонили с предложением вложить деньги под огромный процент, приобрести какой-то чудодейственный товар со 100%-ой предоплатой, воспользоваться бесплатными юридическими услугами, пройти бесплатный курс косметического ухода или продлить лже-страховой лже-полис автомобиля. Отсутствие хоть какой-то информации на эту тему заставило раскошелиться солидную долю наших соотечественников. Такие агрегаторы мошенников как Вкладер спасают часть населения, но чтобы искоренить эту напасть требуется более комплексное решение.

  • Мы живем в эпоху талантов, профессионалов и всезнающих гуру. Никогда еще у человека не было столько возможностей преуспеть: прочитал книгу - ты знаток, две - специалист высшей категории, три - эксперт данной сферы, а то и смежных. А если еще провел аналитику, сделал выжимку основных постулатов, приправил своими выводами - всё, ты гуру и основатель нового движения. Вещай в соцсетях, набирай паству, устраивай тур по разным городам. Да что там городам - масштабируй свою бизнес-империю, выходи на международный инфорынок, тебя там заждались, мессИя!

    И да, это работает. Эффект Даннинга-Крюгера, приправленный харизмой и верой в себя и успех, хорошо монетизируется. Но, как говорится, количество интеллекта на земле - величина постоянная, а население растет. Практической пользы от распространяемой таким образом информации мало, а последователей инфо-бизнес-бума, оставшихся у разбитого корыта, большинство.

  • И многое, многое другое

У мудреца спросили: "Долго ли нам ждать перемен?"

Мудрец ответил: "Ну, если ждать, то долго"

Каждый из указанных в статье и множество оставленных без внимания аспектов нашей жизни можно разобрать на молекулы, рассмотреть под разными углами в процессе долгих дискуссий и, возможно, осознать более ясно и принять меры, но наши цели гораздо глобальней. В любом случае бОльшая часть причин вышеуказанных проблем на всех уровнях уходит корнями в:

  • разрозненные массивы информации,

  • искаженные знания о действительности,

  • неспособность в них ориентироваться,

  • принятие решений со слабо управляемыми последствиями.

Даже этот скромный обзор явлений в социуме складывается в тенденцию, под действием которой, мы так или иначе столкнемся с событиями, по сравнению с которыми пандемия ковида покажется детским праздником. Локальные процессы также не внушают оптимизма, из них и складываются глобальные, наш мир фрактален. Можно всячески гнать от себя негативные мысли, обесценить значимость негативных процессов, подменять понятия, но факты налицо и всё новые последствия, следующие за их причинами, мы будем лицезреть постоянно. А учитывая, что всё влияет на всё, спрятаться ни у кого не получится, разве что отсрочить возникновение деструктивных событий. Реализация любых прогнозов в нашем мире измеряется вероятностями, вот они-то сейчас на стороне негативных последствий. Большинство живет надеждами и верой в светлое будущее, но чтобы оно наступило, его нужно создать. Для этого потребуется упорядочить хаос, окружающий нас, но не с теми инструментами, которые имеем. Для решения разнородных задач необходим комплекс инструментов, не только решающих каждую из них, но и способных взаимодействовать между собой, кратно усиливая эффективность друг друга.

У каждого из нас есть нерешенные задачи, вопросы без ответа, неосуществленные желания и недостигнутые цели. Иногда всё решается и жизнь в корне меняется благодаря одной фразе, статье или книге, но их еще нужно найти и рационально воспринять. А теперь представьте себе, что вы можете накапливать важную для вас информацию так, чтобы потом её можно было переиспользовать. Это позволит не пропускать те самые частички информации, которых не хватает чтобы собрать образы воедино. Чтобы любой поход за информацией всё больше раскачивал бы добротную систему знаний, которая при достижении критической массы порождала бы новые открытия в понимании сути. Предположим, что это можно сделать с помощью некоего комплекса инструментов с мощнейшим функционалом. Эти инструменты должны дать приблизительно следующие возможности:

  1. Воедино собрать и связать между собой бесчисленное множество единиц информации;

  2. Произвести их преобразования и обогащение новыми связями;

  3. Найти новые слои информации и обозначить их;

  4. Наглядно отобразить накопленную информацию в разных разрезах и с помощью разных представлений;

  5. Сформировать выжимку для дальнейшего использования;

  6. Поделиться с миром готовыми образами;

  7. Организовать совместное изучение темы и найти соратников;

Это всё можно будет использовать не только в личных делах, образовании, науке, бизнесе, сфере государственного управления и других, но и приблизиться к пониманию картины мира, благодаря поддержанию актуальной и достоверной информации во всех сферах. Инструменты, будут помогать выявлять смыслы и формировать рациональное мышление, удовлетворяя подавляющее большинство запросов самых искушенных людей вне зависимости от их рода деятельности, типа мышления, способностей, возраста, целей и социального статуса. Воспользоваться этими инструментами и результатом их работы сможет любой желающий, так же как и внести свою лепту в общее дело.

Человеку свойственно принимать границы собственного кругозора за границы мира. Артур Шопенгауэр

Вместе мы способны направить наш коллективный разум на создание столь мощного комплекса инструментов, который позволит расширить границы познания и решить подавляющее число личных и общих задач. Полностью укротить мир хаоса, конечно, не удастся - слишком много факторов, но поднять свою продуктивность и осознанность на невиданные высоты - непременно.

Можно многому научиться, сохраняя сознание открытым к другим мнениям. Коносукэ Maцусита (Konosuke Matsushita), Японский бизнесмен

В следующей статье нашего цикла мы определим текущее положение дел: какие современные инструменты решают наиболее частые и важные запросы в области структурирования информации, какие базы знаний наиболее удобны и в чем их недостатки.

Будем рады вашим конструктивным предложениям, пожеланиям и наработкам в комментариях и ТГ-канале @Knowledge_Instruments. Кто особо остро понимает изложенную проблематику и готов поучаствовать в проекте - присоединяйтесь! С чем-то не согласны и знаете как сделать лучше - прекрасно, альтернативные и даже самые смелые идеи приветствуются! Невозможное возможно по частям.

Подробнее..

Что и как учить, чтобы войти в IT

13.05.2021 10:08:31 | Автор: admin

Пока я спал, в одном из чатовшло активное обсуждение по ряду вопросов, на тему которых мне бы тоже хотелось высказаться. Боюсь, что в одно сообщение всё не влезет, посему оформлю отдельным постом. Итак, поехали.

Просто я как ребенок в магазине игрушек глаза разбегаются. Взялся за яп, а тут нужно выучить и английский, и гит и какие-то там спринги и пр. Все интересно, но как это совмещать и при этом эффективно учить непонятно

Тут я могу ответить старым анекдотом

- Софочка, что Вы будете пить: спирт, водку или самогон?
- Ой, я даже не знаю, всё такое вкусное

Решения проблемы погони за стадом зайцев я вижу три:

  • первый метод прост до безобразия: вообще не напрягать себе голову какими-то целями, задачами, планами, сроками и прочими атрибутами взрослой разработки. А разбираться с тем, что интересно конкретно в данный момент. Интересно потрогать Spring трогаем, научиться сводить конфликты в Git учимся, освоить употребление перфектных времён в амереконском языке осваиваем. Надоело отложили на полку и вернулись когда-нибудь, когда эта тема снова стала актуальна в плане интереса. И не могу сказать, что данный метод совсем уж бесполезный. Т.к. изучение чего бы то ни было будет подпитываться живым интересом, то сил на это будет затрачиваться меньше, чем в режиме надо, а через это усвояемость материала может оказаться лучше. И пусть получается набор знаний, часто поверхностных, из разных областей, но рано или поздно приходит навык комбинирования этих знаний для создания чего-то нового. Из минусов данного подхода могу отметить опасность превращения в ламера сверхширокого профиля, когда знаешь много всего разного, но по чуть-чуть. Ещё одна опасность кроется в том, что областей знания, которые интересны, становится слишком много и мы опять возвращаемся к исходной проблеме что пить.

  • второй метод коротко можно охарактеризовать так: полковник со шрамом поставил задачу. Т.е. делаем только то, что актуально в данный момент. Нужно научиться клонировать Git-репозитории учимся клонировать и ничего более, нужно перевести приложение с самописного решения на Spring берём и делаем, нужно написать письмо/багрепорт/комментарий на амереконском языке коллегам и при этом не выглядеть полным идиотом в плане грамматики/орфографии изыскиваем способы. Метод хорош тем, что постановка задач идёт из вне и есть некоторая ненулевая вероятность, что эта постановка будет целостной и приведёт к какому-то понятному конечному результату. Недостатков у данного метода тоже хватает. Это и опасность неправильной постановки задач, и неспособность самостоятельно ставить себе цели и достигать их, всегда будет нужен кто-то, кто возьмёт тебя за поводок и поведёт куда-то, и несовпадение конечного результата с тем, чего хотелось достичь изначально, ибо задачи ставились кем-то ещё, и этот кто-то в первую очередь преследовал свои собственные цели.

  • на мой взгляд самый действенный метод состоит в объединении первого и второго подходов. Т.е. мы либо сами, исходя из своих интересов, выбираем себе цель, но кто-то другой определяет для нас используемые инструменты и/или способы её достижения. Или наоборот, кто-то указывает нам цель, а как до неё добраться выбираем мы сами. Плюсом является то, что с одной стороны не теряется тот самый живой интерес, который будет поддерживать нас в освоении новых навыков, с другой стороны у нас сохраняется концентрация на каком-то наборе знаний/навыков, который необходимо получить. К сожалению, недостатки объединяемых методов тоже никуда не деваются, но, к счастью, их влияние на нас сглаживается, т.к. попасть в ситуацию, когда вот ваще абсолютно всё пошло не так это надо обладать каким-то запредельным уровнем невезения. Хотя в своей практике я встречал подобное.

Посоветовать какой-то один метод освоения нового яне могу, они все рабочие только комбинация всех трёх даёт оптимальный результат. Внешние ограничители не дают распыляться и позволяют сохранить концентрацию на задаче, свобода выбора и наличие живого интереса позволяют закончить начатое и не выгореть в процессе. Так же можно в 100500 упомянуть про постановку целей по SMART. Для чего мы хотим освоить тот или иной навык? Просто развлечься, стоит задача на работе или мы хотим освоить новую профессию и выйти на другой уровень дохода? От ответа на этот важный вопрос и будут зависеть и сроки, и вовлечённость, и сколько времени и сил мы будем готовы потратить на получение новых знаний.

Как себя заставить?

Другой важный вопрос, который подняли в той же дискуссии: Как себя заставить/мотивировать изучать что-то? На мой взгляд решение имеющихся задач/достижение поставленных целей уже являются достаточными мотиваторами для освоения чего-то нового. При этом даже банального мне интересно бывает достаточно, хоть и не всегда. Попробую пояснить на примерах:

  1. TeamCity Kotlin DSL. Эта технология жизненно необходима мне в работе, без неё я не смогу выполнять свои обязанности. Поэтому мне в самом начале минимально пришлось освоить Kotlin и основной набор выразительных средств TeamCity DSL, чтобы просто начать что-то делать. Сейчас же я стараюсь по мере необходимости и при наличии возможности углублять свои знания в этих областях, т.к. это позволяет мне быть эффективнее.

  2. Kubernetes/Helm. В теории эти технологии тоже должны быть для меня жизненно необходимы, но ими занимается мой коллега и я почти их не касаюсь. Поэтому для меня достаточно весьма поверхностного понимая как и что там работает. И нет мотивации погружаться в эти технологии глубже.

  3. Авария на Чернобыльской АЭС. Это как раз тот случай, когда мне просто интересно. Причём интересны мне скорее технические аспекты данного события: устройство реактора, его недостатки, возникновение и течение аварии, способы ликвидации и т.д. Поэтому, когда попадаются новые статьи на эту тему, то я выделяю время на их прочтение. Я не исключаю, что в какой-то момент я удовлетворю своё любопытство и потеряю к данной теме интерес.

  4. Vim. Вроде бы было бы неплохо бы его освоить. И когда-то это даже было интересно, но сейчас я использую совершенно другой набор ПО и такой необходимости нет. А если не видно разницы

Как можно видеть из примеров выше, ни в одном из случаев я не заставляю себя осваивать что-то. Либо для этого существует вполне понятная мотивация, и получение новых знаний оправдано. Либо такой мотивации нет и смысл тогда напрягаться? Ещё хотелось бы вскользь упомянуть такое явление как навязанные цели. Т.к. я работаю DevOps-инженером, то считается, что я должен хорошо знать Kubernetes. Вот только реальной потребности в глубоких знаниях по данной теме у меня на данный момент нет и без особой необходимости я их получать не намерен, ибо это будет пустой тратой времени. Важно вовремя замечать такие навязанные цели и не поддаваться их влиянию.

Если кратко подвести итого всего вышесказанного, то можно заметить, что при наличии мотивации и правильного подхода получение новых знаний может быть интересным и приятным процессом, не всегда простым, но от того не менее привлекательным. И хорошего инженера отличает способность найти для себя эту мотивацию (внутреннюю или внешнюю) и подобрать тот способ получения знаний, который лучше всего подходит для решения конкретной задачи.

Подробнее..

Популяризация исторического контента в Википедии круглый стол в Казани

20.02.2021 12:17:51 | Автор: admin
19 февраля 2021 года Институт истории Академии наук Республики Татарстан (Институт Марджани) провёл круглый стол по теме Популяризация исторического контента в Википедии. Учёные историки обозначили круг проблем, которые возникают у них при работе с Википедией.

Дискуссия обратилась к двум ключевым вопросам: 1) как избегать этнических конфликтов, 2) как сделать научную литературу доступной для самого широкого использования.

Радик Римович Салихов (директор Института истории АНРТ) с радостью подчеркнул, что растёт интерес людей к родным языкам и местной истории, и этот интерес обращается к историческим ресурсам интернета. Поэтому перед татарскими учёными встаёт новый вопрос о самом широком распространении достоверных научных знаний. Если не решить этого вопроса, тогда в статьях Википедии о населённых пунктах и личностях будут появляться ошибочные или предвзятые известия.

Марат Мингалиевич Гибатдинов (заместитель директора по научной работе ИИ АНРТ) сказал, что Институт стремится пополнять Википедию новыми статьями и исправлять уже созданные статьи, потому что Институт располагает очень большим запасом знаний, который не может довести до широкой публики только своими силами. Собственный сайт Института истории не решает этой задачи, не позволяет транслировать исторические знания туда, где они действительно нужны читателям.

Он уточнил, что речь идёт не только о справочных статьях Википедии. Вместе с ними Институт может обратить своё внимание на фотобанк Викисклад, на библиотеку Викитеку, на новостной сайт Викиновости. Это даёт ещё больше инструментов для популяризации знаний, для пропаганды серьёзного интереса к исторической науке.

Айдар Ильсурович Ногманов (заведующий отделом историко-культурного наследия народов Республики Татарстан ИИ АНРТ) рассказал про конфликты между соседними народами, которые наследуют единую, географически смежную историю, однако по-разному воспринимают прежние события, по-разному освещают национальные особенности местной истории. Башкирская литература освещает историю Татарстана не так, как татарская литература, ставит свои акценты и обозначает свой круг интересов, откуда может возникать конфликт. Вопрос становится всё более важным, потому что всё больше статей Википедии посвящены местным вопросам, а значит, растёт и число конфликтных точек.

Бахтияр Искандерович Измайлов (заведующий отделом междисциплинарных исследований ИИ АНРТ) признал, что давно работает с Википедией, потому что она стала очень популярным справочником, её в первую очередь транслируют поисковые сайты, из неё публика хочет получить объективную информацию о фактах.

Он заметил, что Википедия содержит не только сухие справки. Она поневоле окрашена идейными красками, потому что идёт по следам учёных исследователей, которые не вполне согласны между собой. Как в науке есть конфликты между школами так и в Википедии есть конфликты между статьями, в которых выражены разные точки зрения. Статьи в Википедиях на русском, башкирском и татарском языках представляют разные точки зрения на одну тему на событие, персону или территорию.

Историки привыкли работать в формате редакционных коллегий, когда автор присылает статью, редакторы обсуждают её и задают вопросы. Но в Википедии принят иной метод: разные люди быстро вносят свои дополнения или поправки. Для академических учёных этот метод нов и необычен.

Измайлов отметил, что исторические статьи Википедии недостаточно связаны с исторической литературой через цитаты и ссылки. По его мнению, главная причина в том, что исторические труды недоступны в электронном виде. По его словам, Институт истории АНРТ публикует свои труды на сайте, однако ещё не задавался вопросом их свободного распространения, свободного лицензирования. Пришло время решать этот вопрос.

Сайрус Русланович Хамидуллин (отдел историко-культурного наследия народов Республики Татарстан ИИ АНРТ) рассказал, что Институт истории готовит статьи по истории населённых пунктов Татарстана, опираясь на энциклопедию, изданную десять лет назад. Здесь стали возникать этнические конфликты, потому что башкирская литература и татарская литература дают разные, противоречивые выводы по истории сёл и деревень. У башкир и татар есть авторитетная и достоверная научная литература по таким вопросам однако она даёт различные оценки, указывает разные названия народов. Сегодня это приводит к явным и заметным противоречиям.

Дмитрий Евгеньевич Мартынов (Казанский федеральный университет) объяснил, что сам метод создания Википедии отличается от методов создания классической энциклопедии. Классическую энциклопедию писали интеллектуальные специалисты с большим запасом знаний. А вот Википедию пишут неспециалисты, которые сильно зависят от доступности научных источников. Работая над статьями Википедии, авторы не имеют лёгкого доступа к серьёзной литературе. Более того, даже научная библиография недостаточна, нет удобного доступа к научным библиографическим базам и обзорам, трудно даже найти достоверную литературу.

Подводя итог, Фархад Наилевич Фаткуллин (переводчик Управления государственного протокола президента Республики Татарстан) сказал, что Википедия позволяет развивать сотрудничество между людьми, позволяет договариваться друг с другом, позволяет учиться совместной работе.

Чем всё это интересно и полезно для нас?


  • Работа академического института будет примером для многих других.
  • Есть надежда, что Институт истории выработает образцовые документы и договора, чтобы издательства могли выпускать свою литературу в свободный оборот по свободной лицензии.
  • Как правило, академические институты располагают огромным запасом научного, популярного и визуального контента. Можно полагать, что этот контент выйдет на рынок по свободным лицензиям. Сама оцифровка и презентация такого контента ведёт к созданию новых технологий для управления знаниями.
  • Институт истории АНРТ стремится решить социальную и политическую проблему, задавая новый тренд. Этот тренд противоречит сложившейся традиции, сложившемуся научному методу и, главное, сложившейся научной экономике. Здесь возможны неожиданные открытия и перемены.



Текст: PereslavlFoto, CC-BY-SA 3.0.
Подробнее..

Календарь онлайн-событий в сфере IT на июль 2020

01.07.2020 00:06:33 | Автор: admin
Если у вас в планах создать нечто гениальное до конца лета, июль точно стоит посвятить самообразованию. Собрала для вас свежую онлайн-афишу IT-мероприятий на ближайший месяц.

1 июля, 19:00 Вебинар Многопоточная очередь сообщений на С++

1 июля, 20:00 Вебинар Принципы мобильного тестирования

2 июля, 18:00 Онлайн-трансляция для тимлидов

2 июля, 17:00 Backend&Test Meetup

2 июля, 17:00 Innopolis Mobile MeetUp

3 июля, 13:00 Mobile Webinar Android

6 июля, 19:00 Онлайн-дискуссия о философии искусственного интеллекта

7 июля, 16:00 Безопасность WEB: Уязвимости авторизации

7 июля, 19:00 Онлайн-трансляция UX дизайн и архитектура

9 июля, 10:00 Бизнес-завтрак Управление мобильностью

15 июля, 18:00 Online IT HR meetup

16 июля, 12:00 Анализ данных с помощью Yandex Cloud Functions и Yandex Data Proc

16 июля, 20:00 Революционные нейронные сети 2020 года

21 июля, 16:00 Безопасность WEB: Ошибки бизнес-логики

22 июля, 18:00 Мини-Гипербатон Яндекса о качестве локализации программных продуктов

30 июля, 17:00 Geekhub Big Data Online Meetup
Подробнее..

Использование имитаторов для управления рисками связанными с ошибками персонала

27.06.2020 16:12:41 | Автор: admin
Современное производство характеризуется все увеличивающимися темпами внедрения передовых научных, технических, организационных и экономических разработок. Постоянное увеличение доли высокотехнологичного оборудования в нефтегазовом секторе производства, вместе с увеличением сложности оборудования и производственных процессов в целом, сопряжено с возможностью (вероятностью) появления опасных событий, последствиями которых могут являться экономический ущерб, гибель людей, угроза здоровью и безопасности персонала и населения, неблагоприятные воздействия на окружающую среду.

image

В силу высокой практической значимости, в последнее время и интенсивно ведется исследования, связанные с оценкой, контролем, предотвращением или сокращением рисков. Иными словами, с ростом опасности промышленных объектов закономерно возрастает необходимость в более точных, достоверных методах управления рисками. В прошлом рассматривали исключительно надежность конструкции и оборудования, и не рассматривали человека, как элемента этой системы. Фактически, человек существенно влияет на вероятность возникновения опасных событий и ситуаций, что нашло отражение в более поздних исследованиях, где указывалось на необходимость учета влияния человеческого фактора.

Сам человеческий фактор в значительной степени зависит от уровня или степени подготовки персонала, величиной владения персонала специальными знаниями, умениями и навыками. Совершенно очевидно, что процесс формирования указанных знаний, умений и навыков, в свою очередь, зависит от средств и методов обучения. Стремление к снижению человеческого фактора сопряжено с поиском и внедрением новых методов и средств обучения, таких как тренажеры, а также нового класса технических средств обучения, использующего вычислительные мощности компьютеров имитаторов.

image



Для продолжения данной темы нам потребуется определится в терминах знания, умения и навыки.

Знания

в Российской педагогической энциклопедии данный термин определяются следующим образом: проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Знание (предмета) уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Получение знаний, необходимо для решения задач, возникающих в практической деятельности, при решении конкретных производственных задач. Например, возможные причины аварий (повреждение каната), как это смотрится, где и куда нужно смотреть, как часто, в какие моменты. Знать, какие значения параметров представляют опасность, где опасно стоять, знать этапы процесса и выполняемые действия, правила, СП, нормы, указания и т. д. Формирование знаний необходимо для последующего формирования умений и навыков обнаружения.

image

Снижение количества ошибок в процессе деятельности персонала требует наличия определенных знаний о происходящих при этом производственных процессах, устройстве оборудования, принципах работы и т.д. Конечно, имеются многочисленные доказательства и примеры того, что персонал может, (в принципе), управлять каким либо процессом или механизмом, не имея абсолютно никаких знаний об устройстве, принципах действия, мерах безопасности и т.д. Отсутствие технической подготовки персонала не позволяет персоналу использовать знания принципов работы машин, измерительных средств, системы автоматики и т. д., их характеристики, а значит сильных и слабых сторон (возможностей оборудования), для того, чтобы во время работы своевременно обнаруживать неисправности, аварии, недопустимые отклонения, и, следовательно, диагностировать неисправность и принять необходимые меры.

Можно констатировать, что без формирования технических знаний у персонала, дальнейшее совершенствование (формирование) знаний, умений и навыков по обнаружению, диагностике и принятию решений, будет не эффективным (в силу указанных выше причин), а фактически, вообще лишено смысла.

Умения

это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, с осознаванием и контролем всех промежуточных шагов. Умение применение знаний в практической деятельности, при решении конкретных задач, в конкретных ситуациях или условиях, например при аварии, загазованности, взрыве, опасных работах и т. д.

Навыки

Это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием (полностью сознательно автоматизм). Примерами такого автоматизма могут выступать навыки письма, вождения автомобиля, ходьбы, чтения и т. д.

image

Известен уровневый подход H.A. Бернштейна (сформулированный в 1947 году), выдвинувшего предположение, что новое действие сначала выполняется на некотором ведущем уровне и целиком осознается. Затем оно расщепляется на ряд операций, которые постепенно автоматизируются, находя для себя более низкие, фоновые уровни.. По мере формирования и автоматизации навыков выполнения некоторого действия увеличивается возможность перехода к решению других задач иными словами, происходит освобождение ресурсов внимания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм отличительная черта профессионального труда.. Стоит отметить при таком подходе под автоматизацией понимается именно двигательный автоматизм. Когда человек в процессе практической деятельности или обучения многократно выполняет одно и то же действие, то со временем оно автоматизируется и у него возникает навык его выполнения. С помощью навыка можно не только закрепить правильный способ выполнения действия, но и достичь высокой скорости его осуществления и снизить уровень связанных с ним энергетических затрат. Навык в процессе труда выгоден и тем, что автоматизированные действия выполняются без сознательного контроля, поэтому можно думать о другом, решать другие задачи и одновременно быстро и точно выполнять требуемые движения.

Таким образом термин навык может быть связан с термином работоспособность. (величина функциональных возможностей организма человека, которая характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное ограниченное время эффективность выполнения конкретной работы.)

Рассматривая навыки необходимо отметить одну особенность, требующую отдельного рассмотрения. Некоторые исследователи отмечают следующий факт автоматизация действий персонала возможна только в условиях нормальной работы, когда нет признаком опасности или угрозы. В случае возникновения опасной ситуации или ее признаков происходит частичная деавтоматизация действий (увеличение доли сознательного контроля). В случае дальнейшего усложнения ситуации происходит полная деавтоматизация контроля.

Также для навыков характерны некоторые отрицательные свойства и явления:

  • отрицательное влияние стереотипности мышления, когда правильный и проверенный способ решения некоторого класса задач, используется в тех случаях, где он не подходит;
  • интерференции навыков, когда торможение навыка проявляется в том, что прошлый, более прочный навык препятствует реализации нового навыка, согласно которому надо действовать по-другому.
  • интерференции навыков, когда при снижении сознательного контроля за действиями может сработает старый устоявшийся навык (возможно, приводящий к неэффективным или ошибочным действиям).
  • отрицательный перенос навыков, когда навыки приобретенный в одном виде деятельности (оборудовании, инструментах и т.д.) переносятся на другой.


image

Именно по этой причине для персонала в значительной степени важны знания, умения и навыки. Наличие навыков дает возможность меньше уставать (т. к. контроль ведется автоматически, бессознательно), а следовательно дольше быть внимательным. При возникновении сложных и опасных ситуаций (происходит деавтоматизация) огромное значение имеют имеющиеся у персонала умения и навыки. В сложной и ответственной деятельности оператору следует остановиться, подумать, а потом выполнить заученные операции или отказаться от них. Таким образом при подготовке персонала с целью уменьшения вероятности человеческого фактора необходимо формирование не одной характеристики, а всего набора характеристик, т.е. знаний, умений и навыков.

В подтверждение важности знаний, умений и навыков можно привести множество примеров, например В выполненном в работе систематическом исследовании методов обучения управлению технологическими процессами проводится сравнение трех режимов обучения. В рамках теоретического обучения одна из групп была ознакомлена с описанием технологического процесса на химическом заводе, а также с назначением различного оборудования и влиянием, оказываемым различными управляющими контурами. Другая группа обучаемых была, кроме того, ознакомлена с набором явно выраженных диагностических правил типа: Высокие температура и давление в верхней части колонны наряду с низким уровнем в сливном барабане указывают на отказ холодильной установки при условии, что все насосы и клапаны работают исправно. С еще одной группой не проводилось специального инструктажа, кроме ознакомления с приборами, расположенными на пульте управления. После обучения все обучаемые были подвергнуты проверке на обнаружение тех неисправностей, с которыми им приходилось сталкиваться раньше, а также на выявление новой совокупности имитируемых отказов. Ознакомленная с диагностическими правилами группа обучаемых показала худшие результаты при поиске известных им неисправностей, по-видимому, из-за того, что, в отличие от других групп, они не стремились к выполнению ранее осуществлявшихся диагностических процедур. Однако универсальность их подготовки четко проявлялась при столкновении с незнакомыми ситуациями, что можно рассматривать как более трудное испытание. Группа, ознакомленная с диагностическими правилами, а также группа с углубленной теоретической подготовкой затратили больше времени на поиск неисправностей вследствие чрезмерного усложнения полученных ими знаний. На осуществление диагностических процедур они затратили существенно больше времени по сравнению с группой, знакомой лишь с контрольными приборами. Ценность теоретической подготовки определяется способностью обучаемого применять полученные знания на практике.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ



image

Управление рисками (риск-менеджмент; англ. risk management) процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Качество подготовки специалистов в значительной степени определяет экономическую эффективность производства (напрямую зависит от эффективности действий персонала), а также затрагивает вопросы охраны труда, промышленной и экологической безопасности. С ростом опасности промышленных объектов закономерно возрастает необходимость в более точных, достоверных методах управления рисками.

Технология использования имитаторов в процессе управления рисками, а именно в процессе анализа величины риска и принятия решений, направленных на снижение риска до пределов, соответствующих приемлемому уровню.

  1. Выбор варианта возможного инцидента или аварийной ситуации.
  2. Оценка роли человеческого фактора в появлении или развитии опасной ситуации.
  3. Обучение персонала имитация возникшей ситуации с использованием компьютерных имитационных тренажеров (выполнение рабочими или специалистами).
  4. Анализ эффективности и оценка последствий действий обучаемых (вероятные потери).
  5. Выявление причин ошибочных действий (каждого участника по отдельности, оценка работы коллектива в целом).
  6. Прогнозирование остаточного риска после обучения, сроков и частоты повторного обучения (для каждого сотрудника индивидуально), статистическая обработка достигнутых и необходимых знаний, умений и навыков; автоматическая генерация индивидуального учебного курса для каждого работника (в т.ч. для самостоятельного обучения).
  7. Оценка экономической эффективности обучения, решение о допуске работника к работе с реальным оборудованием или решение о необходимости дальнейшего обучения (индивидуально для каждого работника, группы или всего персонала компании).


image

Основа методики:

  1. ГОСТ Р 51901.11-2005 Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство.
  2. ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Анализ дерева неисправностей. IEC 61025:1990 Fault Tree Analysis (FTA) (MOD).
  3. ГОСТ Р 51901.1-2002 Анализ риска технологических систем. гармонизирован с международным стандартом МЭК 60300-3-9:1995 Dependability Management Part 3: Application guide section 9: Risk analysis of technological systems Управление надежностью. Часть. 3. Руководство по применению. Раздел 9. Анализ риска технологических систем".
  4. ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство. IEC 61882:2001 Hazard and operability studies (HAZOP studies) Application guide (MOD).
  5. Распространенные методики, направленные на человеческий фактор и связанные с ним ошибки HRA (THERP, ASEP, HEART, SPAR-H, CREAM и т.д.), используются несколько методов, например, таких как метод прогнозирования частоты ошибок человека THERP (technique for human error rate prediction), HEART (Human error assessment and reduction technique ) и т. д.
  6. Банки данных по частотам отказов/ошибок. В настоящее время существует достаточное количество банков данных, содержащих как частоты отказов оборудования и элементов, так и частоты ошибок человека (например, Оценка ошибок операторов. WASH 1400, MIL-HDBK-217, RIAC 217 Plus, Telcordia SR-332, NSWC-98, IEC TR 62380 (RDF-2000), GJB/Z 299B, IAEA-TECDOC-508, NPRD и т. д.).
  7. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-540-03 п.2.12, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 мая 2003 г. 29.
  8. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах РД 09-536-03 п.1.7, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 апреля 2003 г. 14.


Вероятность каждой ошибки персонала на реальной системе равна вероятности ошибки на имитаторе, полностью идентичном реальной системе (системе достоверно воспроизводящей реальную). В случае отличия имитатора от реальной системы изменяется эффективность не только обучения, но и главным образом эффективность переноса (обучаемый может научиться работе на имитаторе, но не на реальном объекте). Идентичная реальной система это система, обеспечивающая генерацию модели реальной в соответствии с математической моделью этой реальной системы при помощи программных или аппаратных средств. Идентичность реальной системы в данном случае понимается как идентичность подачи на основные каналы восприятия пользователя программно или аппаратно управляемых воздействий и реалистичной реакции моделируемой среды на производимые пользователями действия. В соответствии с физиологическими характеристиками человека, под каналами восприятия понимается следующие анализаторы: Зрительный; Слуховой; Кожный; Кинестатический; Вестибулярный; Вкусовой; Обонятельный, а также органическая чувствительность.

Что такое ошибки персонала, причины их появления, возможность снижения вероятности ошибок персонала.

Термин человеческий фактор обычно связывают с ошибками человека, а также с его психофизиологическими и психологическими ограничениями.

image

Несмотря на кажущуюся простоту, во многих случаях достаточно трудно определить причину ошибки человек или обстоятельства, например, в условиях стресса или действия сторонних раздражителей, при снижении ресурса организма (усталости), при ошибочных показаниях приборов (неисправности). В приведенной ситуации, переход от правильных решений или действий к ошибочным перестает иметь четко выраженные границы, т.е. во многих случаях, вопрос кто виноват?, сам человек и обстоятельства может не иметь простого ответа.

Если вернутся к термину ошибка персонала, то можно найти несколько трактовок, например указывается следующее: Ошибка это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому. Ошибка это факт практики.. Дается такое определение: Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течении заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы. Дается следующее определение: Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явится причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операция. Психологический анализ ошибок сводится к рассмотрению психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание). Приводится следующий пример: Ошибки восприятия не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал; памяти забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести; мышления не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил; внимания не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал., область морали не сумел взять ответственность за возможный результат действия, в силу возможных последствий.

Приводится интересный тип ошибок, связанных с намеренным внесением в процесс труда элемента риска А вот внести в процессе труда элемент риска, создать в нем опасную ситуацию, а потом успешно ее разрешить это уже другое дело! Здесь есть и боевое возбуждение от тревоги, и радость большого успеха, самоутверждения. Таким путем можно сделать процесс труда интересным и волнующим. Причем, чем большие опасности в нем будут создаваться, тем большими будут боевое возбуждение и радость самоутверждения от успеха.

Также существует множество профессиональных отраслевых классификаций ошибок и случаев их появления. Например данные Р. Дженсен (авиационные пришествия) разделил ошибки на пространственные, временные, перцептивные, двигательные. Приводятся следующие случаи возникновения ошибок:

  • персонал стремится к достижению ошибочной цели;
  • поставленная цель правильная, но персонал не может ее достичь из-за неправильных действий;
  • персонал бездействует в момент, когда требуются его действия.


Классификация ошибки в зависимости от ее положения в процессе деятельности персонала также широко представлена в множестве моделей процесса деятельности персонала. Как правило такие модели также сильно зависят от сферы применения, т.е. отрасли.

Со временем появились и более универсальные модели, например

image
Человек оператор в системе с обратной связью

Далее будет рассматриваться одна из наиболее современных универсальных моделей, основанная на и показанная на рисунке. Выбор этой модели обусловлен наиболее мелким делением когнитивных и физических действий. Данная модель не противоречит другим моделям, и является как бы их обобщением.

image
Пример процесса деятельности персонала (модель поведения)

Ошибка по вине человеческого фактора фактически означает ошибку на одном или нескольких этапов процесса деятельности персонала (рисунок Х390). Следовательно для снижения вероятности риска, вызванной человеческим фактором необходимо снижение количества ошибок на каждом из представленных этапов. Под этапами понимается последовательности в трудовом процессе, как части производственного процесса сочетание собственно трудовой деятельности и связанных с нею механических, физико-химических и других процессов, происходящих под управлением специалиста. Трудовой процесс, в свою очередь, расчленяется на операции, приемы, действия, рабочие движения.

Психологические исследования ошибок т. е. рассмотрение ошибок в рамках психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание) позволяет сделать вывод о существовании связи между вероятностью появления ошибки и обучением персонала, так как обучение напрямую влияет на психические процессы.

Для перехода к вопросу о возможности снижения вероятность появления ошибки персонала при помощи обучения, необходимо выделить те факторы, на которые мы можем воздействовать при помощи обучения и факторы, не поддающиеся коррекции или очень слабо корректируемые при помощи обучения.

image

image

Сразу можно сказать, что к не корректируемым или слабо корректируемым факторам относятся психофизиологические и психологические ограничения человека, например:
Даже при идеальных условиях продолжительность реакции у человека равна примерно 0,1 сек., среднее время реакции:
  • при осязательных раздражениях равно от 90 до 190 тысячных сек.;
  • при звуковых раздражениях от 120 до 180 тысячных сек.;
  • при зрительных раздражениях от 150 до 220 тысячных сек.


Влияние факторов среды:
  • Влиянии вибрации: зрительные наблюдения из сильно вибрирующего самолета затруднены, нарушается механика собственных рефлексов мышц
  • Кислородная недостаточность или отравление: нарушение общих интеллектуальных способностей.
  • Холод вызывает торможение терморецепторов и паралич механорецепторов, снижается точность движений и возникают болевые ощущения и мышечная дрожь. Кроме того, появляется общее недомогание, сопровождающееся нервной раздражительностью, невнимательностью.
  • Действие ускорений оказывает влияние на психические и интеллектуальные способности человека. Так, например, было доказано, что увеличение ускорения от 1,5 до 3 g уже оказывает заметное влияние на правильность снятия показаний приборов.


Другие ограничения:
  • Не могут регистрировать сигналы, которые находятся за пределами человеческого восприятия.
  • Ограниченная мышечная сила
  • Защищенность человека от опасностей резко понижается и при его заболевании. Установлена тесная связь несчастных случаев с хроническими заболеваниями (при инфекционных и простудных люди обычно освобождаются от работы)
  • Нарушения при употреблении алкоголя или наркотиков и т. д.


Указанные факторы могут оказать существенное воздействие на когнитивные и физические действия персонала при выполнении работ, но с трудом могут быть снижены при помощи обучения персонала.

Немаловажное значение имеют и индивидуальные качества персонала. В настоящее время приблизительно половину всех работающих составляют лица в возрасте более 40 лет, которые весьма чувствительно относятся к необходимости внесения каких- либо изменений в свое поведение, сформировавшееся к зрелым годам. Переподготовка рабочих зрелого возраста является вполне реальным делом и часто весьма желательна; во многих случаях при использовании соответствующих методов обучения были получены положительные результаты. Однако проблема соотнесения слов и действий принимает особенную остроту в том случае, когда обучаемыми являются лица старшего возраста. Во многих случаях рекомендуется в меньшей степени опираться на устные методы обучения.

Вывод:



Таким образом можно представить, что вероятность появления ошибки персонала может быть снижена при помощи обучения, если в процессе обучения удается сформировать, достигнуть или улучшить (а также поддерживать) необходимые характеристики персонала (компетенции, уровень научения ) до необходимых значений. (вопрос, на сколько может быть снижена вероятность рассматривается далее)

Например, авария может произойти если в течении 50 секунд персонал не заметит первичных признаков аварии; в таком случае, если с помощью обучения (тренировки) можно достигнуть сокращения времени реагирования персонала до требуемого значения, можно утверждать, что обучение может предотвратить эту аварию или, как минимум, снизить ее вероятность.

Для демонстрации вывода можно использовать функцию уровня характеристик обучаемого (компетенций, научения) показанную на рисунке. Красная пунктирная линия показывает ту самую границу, ниже которой начинается рост вероятности ошибки персонала. Как видно на изображении, различия между идеальной и реальной памятью обуславливают необходимость подъема уровня характеристик (компетенций, научения) выше минимально-необходимого уровня, т. к. необходимо некоторое время быть выше этого уровня после окончания обучения.

image
image

Необходимо понимать, что в процессе реального обучения формируются и совершенствуются не одна-единственная характеристика, а достаточно большое их количество. По этой причине и размерности (критерии уровня) у характеристик могут быть разные, что закономерно ставит вопрос, как и в каких единицах измеряется характеристика. В настоящее время в специализированных источниках существует несколько различных ответов на поставленный вопрос. В работе Новикова А.М. Анализ количественных закономерностей процесса упражнения. Методические рекомендации приводятся следующее данные: При обучении реальных систем в качестве критерия уровня научения могут выступать следующие характеристики:..

  • временные (время выполнения действия, операции, время реакции, время, затрачиваемое на исправление ошибки, и т.д.);
  • скоростные (производительность труда, скорость реакции, движения и т. д. величины, обратные времени);
  • точностные (величина ошибки в мерах физических величин (миллиметрах, углах и т.п.), количество ошибок, вероятность ошибки, вероятность точной реакции, действия и т.д.);
  • информационные (объем заучиваемого материала, перерабатываемой информации, объем восприятия и т. д.).



В работе Новикова Д.А. Закономерности итеративного научения дается не менее интересное сравнение наученность системы функции ошибки: будем для общности изложения называть интересующую нас результативную характеристику научения рассогласованием. Действительно, во всех перечисленных выше случаях мы имеем либо функцию ошибки (рассогласования), либо характеристику наученности системы, которая может быть сведена к некоторой функции ошибки. Например, время выполнения действия может интерпретироваться как рассогласование, если под последним понимать разность между текущим значением времени выполнения действия и минимально возможным.. Другие источники оперируют выражениями компетенции, знания, умения, навыки и т. д. В целом можно сказать, что это как бы взгляд на одну и туже модель с разных сторон, т. е. все эти формулировки в принципе не противоречат друг другу, а дополняют.

Обучение персонала очень часто понимается с двух противоположных точек зрения:
  1. Оценивается по достигнутому уровню профессиональной подготовки обучаемых в соответствии с установленными критериями. (в таком случае целью обучения является только достижение желаемого качества профессиональной подготовки. Вопрос о качестве переноса стереотипов из учебной обстановки в рабочую не рассматривается )
  2. Оценивается только перенесенный навык (стереотип) поведения., т. е. только применение стереотипов, приобретенных при обучении, в условиях реальной работы (в таком случае обучение сконцентрировано на сохранении достигнутых показателей при переходе от условий обучения к условиям реальной работы (в момент окончания обучения или через определенный промежуток времени)).


Практическое применение имитаторов для управления рисками



Количественное обоснование оценки эффективности использования имитаторов с точки зрения повышения качества обучения управления рисками, вызывает значительные затруднения.

Большинство существующих исследований связывает эффективность имитаторов с тем, сколько запоминает обучаемый (это можно легко измерить). Часто выделяются следующие характеристики:

  • временные (время выполнения действия, операции, время реакции, время, затрачиваемое на исправление ошибки, и т.д.);
  • скоростные (производительность труда, скорость реакции, движения и т.д. величины, обратные времени);
  • точностные (величина ошибки в мерах физических величин (миллиметрах, углах и т.п.), количество ошибок, вероятность ошибки, вероятность точной реакции, действия и т.д.);
  • информационные (объем заучиваемого материала, перерабатываемой информации, объем восприятия и т.д.).


Отмечаются и другие факторы, такие как развитие творческих способностей, профессиональной интуиции и т.д., но единое мнение об оценке этих факторов отсутствует, что и является причиной затруднений при определении количественной оценки. В вопросе эффективности восприятия и запоминания информации наблюдается большая схожесть взглядов. При увеличении популярности имитаторов можно ожидать появления исследований в области педагогики. Метод не совершенен, т.к. использует педагогические шкалы и матрицы компетенций, т. е. размерности не имеющие никакого экономического эквивалента или зависимости. Указываются и другие недостатки, такие как учет знаний/умений/навыков достигнутых в процессе обучения, т. е. перенесенные на условия обучения, а не на реальные условия работы специалиста и т. д. (Эффективность должна оцениваться как результат переноса навыков из учебных условий на условия реальной работы).

Другой подход Адекватность как мера эффективности, т. е. степень схожести реального и имитируемого при помощи имитатора объекта или процесса. Данный метод сфокусирован на вопросе насколько точно имитатор воспроизводит реальное оборудование и процессы, т. е. основным плюсом данного метода являются принятие во внимание следующего комплекса факторов, характеризующих имитаторкак средство обучения:

  • уровень соответствия (подобия) синтезируемого изображения оригиналу;
  • уровень соответствия синтезируемого звукового окружения оригиналу;
  • уровень соответствия механизмов управления оригиналу;
  • уровень соответствия механизмов воздействий среды (температура, давление и т.д.);
  • адекватность и универсальность математической модели (поведения объектов) и т.д.


У данного метода существует достаточно интересная разновидность адекватность с точки зрения сенсорных процессов и восприятия, т. е. вопрос смещается с как точно имитируется оборудование и процессы? на вопрос насколько сильно различие в восприятии между обучением на имитаторе и обучением на реальном оборудовании?, т. е. акцент смещается с оборудования на обучаемого. Для оценки адекватности (или схожести) восприятия, на данный момент, необходимы дорогостоящие и сложные исследования, т. к. необходимо учитывать множество физиологических показателей:

  • eye-трекинг (слежение за траекторией взгляда);
  • изменение химии крови;
  • регистрация электрической активности головного мозга и т. д.


В качестве основного недостатка метода является необходимость использования экспертного подхода в процессе задания весов факторов, а также границ факторов на этапе разработки требований к создаваемому тренажеру.

В целом данный метод представляет значительный интерес, но достаточно труднореализуем. Если материал будет интересен читателям обязательно напишу статью про нейроинтерфейс.

В результате автором был выбран новый подход применения и оценки эффективности имитатора, отличительной особенностью которого является рассмотрение имитатора не только как техническое средство обучения, но и как инструмент (средства и методы) управления рисками. При такой постановке эффективность может быть определена как прогнозируемое снижение рисков (потерь) предприятия в результате обучения персонала на имитаторе. Таким образом эффективность может быть определена следующим отношением:

эффект от применения имитаторов прогнозируемое снижение рисков в зависимости от затрат
Effect = (A-B)/C, где

  • A- Ожидаемый риск (потери) с учетом текущего значения вероятности человеческого фактора (например рубли);
  • B- Ожидаемый риск (потери) с учетом уменьшения вероятности человеческого фактора (за счет использования тренажеров);
  • C- Затраты на создание (или покупку) и использование имитаторов в процессе подготовки персонала.
  • *вероятности рисков А и B содержат в себе промежуток (период) времени время эксперимента.



Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru